Posted 2 апреля 2013,, 09:00

Published 2 апреля 2013,, 09:00

Modified 10 ноября 2022,, 18:51

Updated 10 ноября 2022,, 18:51

Командировки в Чечню уфимский водитель сменил на «спортивные» рейсы

2 апреля 2013, 09:00
Минувшая зима выдалась для республики богатой на спортивные мероприятия мирового масштаба. А все международные соревнования в Уфе обсуживали современные автобусы главного автоперевозчика Башкирии – «Башавтотранс». 20 комфортабельных автобусов европейского класса голландского и немецкого производства государственный перевозчик приобрел как раз перед мировыми стартами совместно с правительством РБ. Новые автобусы с аэродинамическим кузовом впечатлили гостей прочностью, технической надежностью и, самое главное, безопасностью. А перевозили правительственные делегации и иностранцев самые ответственные и опытные водители «Башавтотранса», не имеющие дисциплинарных замечаний и нарушений ПДД.

Особенности национального воспитания

Работающий на новеньком междугородном VDL Валерий Гайнуллин, вместе с коллегами доставлял спортсменов и болельщиков чемпионата мира по хоккею среди молодежных команд и международных зимних детских игр. Работу Валерия Глимхановича отметили благодарственными письмами в администрации города и родного предприятия – «Башавтотранс». Но особенно приятно ему было получить подарок от гостей из Канады.

Валерий Глимханович работает в «Башавтотрансе» уже тридцать лет, шестнадцать из которых - в УПАП-3.

- Раньше было непривычно, а теперь мы к таким мероприятиям давно адаптировались, хотя работа на них все равно оказывается более нервной, - отмечает водитель.

Будучи любителей хоккея, Валерий ясно помнит дни, когда в Уфе проходил чемпионат мира среди молодежных команд.

- За мной закрепили канадцев, - вспоминает он. - Ребята очень улыбчивые, привыкшие к снегу у себя на родине, я даже не слушал недовольства по поводу наших морозов, как другие водители.

Характеристики мужчина дает не просто так — ему есть, с чем сравнить.

- Тогда же мне поручили отвезти на обед российскую сборную, - рассказывает он. - На своем большом автобусе я не мог нормально припарковаться на маленькой площадке перед рестораном. Наши парни долго ворчали по поводу того, что им придется обходить автобус, требовали чтобы я подъехал ко входу.

Зато канадские гости вели себя весьма скромно, и даже языковой барьер не помешал им высказывать благодарность уфимцам и обслуживающему персоналу.

- Их я тоже возил не только на тренировки, но и на обеды, - продолжает Валерий Глимханович. - Они с таким пониманием относились к тому, что мне пришлось бы долго разворачиваться на дороге, что уговорили меня припарковать машину на свободном пятачке поодаль от ресторана. Мне тогда разница между сборными сильно бросилась в глаза, не ожидал, что наши капризничать будут.

Узнал водитель и о том, что у канадцев не принято по приезду в гости сразу дарить подарки — сувенирами они привыкли обмениваться перед отъездом.

- Тогда все мои коллеги успели похвастаться презентами от иностранных спортсменов и болельщиков, - смеется он. - А мои подопечные только в аэропорту сделали подарок, зато какой! Подарили зимнюю куртку с вышитым кленовым листочком — никакие флажки не сравнятся!

Во время детских международных игр за Гайнуллиным закрепили лыжников из разных стран: маршрут спортсменов пролегал в основном от «Зеленой рощи» до «Биатлона».

- Тут у меня были опасения, что дети, как всегда шебутные, - рассказывает он. - Думал, что будут прыгать, проказничать. Оказалось, все очень дисциплинированные, воспитанные — видимо, спорт так организует.

Валерий Глимханович опасался возить детей, потому что обычно школьники оставляют после себя в автобусе настоящий погром: приклеивают на сиденья жвачки, грызут семечки или бросают на пол фантики от конфет.

- Я тогда и не подумал, что все они приехали на соревнования, и настрой у них серьезный, им не до шалостей в автобусе, - смеется он. - Зато все очень цивилизованно прошло, организовано, все детки тоже очень воспитаны: здоровались, благодарили — приятно было работать.

Командировка на войну

Сейчас работа на таких «мирных» мероприятиях доставляет водителю большое удовольствие, ведь в его послужном списке аж шестнадцать командировок в Чеченскую республику вместе с группами башкирских правоохранителей с гуманитарной помощью и доставкой спецназовцев.

- Я даже не помню год, когда впервые поехал в горячую точку, - задумался Валерий. - Тогда мне было очень любопытно, как это происходит на самом деле, интересно было самому увидеть обстановку в Чечне. Сначала ведь не знал, что нас может ожидать в дороге. А там машины двигались огромными колоннами. С сопровождением, конечно, но напряжение не проходило.

Валерий Глимханович любит вспоминать о кавказских пейзажах, которые отложились в памяти живыми картинками.

- Но домашние всегда переживали за меня.

Старший сын Юрий после окончания автодорожного колледжа ушел в армию и сейчас служит в войсках ВДВ в Саратовской области.

- У меня никогда даже мысли не было, чтобы сын «косил» от службы, - говорит Валерий.- Я сам служил на границе с Китаем и считаю, что долг родине нужно отдать. В наше время вообще не служивший юноша считался каким-то нездоровым и ненадежным.

Теперь письма от сына Гайнуллины читают всей семьей. Супруга Валерия Светлана Викторовна работает пекарем в магазине и иногда балует домашних выпечкой.

- Ну, это как сапожник без сапог: на службе устает работать с тестом, дома уже не хочется, - смеется он. - Да и с дочкой маленькой много забот.

Маленькая Леночка ходит во второй класс, и всю свою любовь, пока сын вдалеке, родители отдают ей.

- Хочется уже скорее выйти на пенсию, - улыбается Валерий. - У нас работа очень сложная, нервная, мы с коллегами устаем, что скрывать.

Оно и не удивительно, ведь Гайнуллин работает на междугородных маршрутах, совершая несколько длительных переездов в неделю.

- Ярославль, Нижний Новгород, Ухта - я полстраны объездил, - рассказывает Валерий. - А со мной, кстати, и Юрка колесил, когда был маленький. Даже сильно плакал, когда проснувшись понимал, что я без него уехал в очередную командировку.

У Валерия в семье вообще много водителей. Родители - рабочие из поселка Асбест - воспитали пятерых детей: двоих дочек и трех сыновей. Все мальчишки стали водителями.

- Просто наш старший брат первым увлекся автотехникой, - вспоминает Валерий. - А мы уже втянулись, наверное. Я, например, в 13 лет угонял у брата мотоцикл «Ява» - большая роскошь по тем временам — и счастливый разъезжал по деревне. Правда, потом сильно получал по шее, но это уже было неважно.

Сменить профессию Валерий Глимханович никогда не стремился: когда-то успел попробовать себя в качестве слесаря — не понравилось. А на заслуженный отдых у Гайнуллина большие планы: сейчас он с женой помогает своей теще, которая совсем одна живет в деревне Калинки Бирского района.

- А на селе всегда много работы, скучно не будет, - смеется он. - С годами работа на земле даже удовольствие приносит. Да и городская суета надоедает быстро. Вот и буду на заслуженном отдыхе работать над домом и в саду — устроим там настоящую семейную усадьбу.

Диана СУЛТАНАЕВА.

"