Posted 1 сентября 2009,, 15:25

Published 1 сентября 2009,, 15:25

Modified 10 ноября 2022,, 19:00

Updated 10 ноября 2022,, 19:00

Расплата за проезд. Правительству Башкирии дорого обойдутся популистские меры

1 сентября 2009, 15:25
Пикет, перекрывший движение в Уфе в минувший четверг, оставил горький осадок. Неизвестные силы вывели на улицы пожилых людей, потребовав от башкирского правительства отменить распоряжение от 25 июня 2009 года, сокращающее число льгот на общественном транспорте. Если бы оно вступило в силу 1 сентября, то пенсионеры, не входящие в федеральный и региональный регистр «льготников», больше не имели возможности передвигаться на городских и пригородных маршрутах по «социальному проездному».

Чья труба зовет народ?

Эта мера стала необходимой, поскольку, перевозя «льготников» только на автобусных маршрутах, перевозчики ежесуточно теряют около трех миллионов рублей. Если приплюсовать к этим расходам убытки, которые несет электротранспорт, то суммы государственных потерь в год составляют около полутора миллиардов рублей.

- Сегодня мы расплачиваемся за собственную беспечность, - говорит глава башкирского правительства Раиль Сарбаев. – В 2005 году мы гарантировали транспортные льготы всем пенсионерам Башкирии без исключений. Четыре года такое популистское решение казалось оптимальным. Теперь, когда финансовый кризис заставляет разумнее относиться к тратам государственных средств, приходится принимать непопулярные меры.

Однако после того как пожилые люди парализовали движение по самой главной магистрали Уфы – проспекту Октября, правительство приостановило действие «транспортного» распоряжения, разрешив пенсионерам передвигаться бесплатно до 15 октября 2009 года.

Интересно, что до недавнего времени пенсионеры на улицы не выходили, несмотря на то, что в 2009 году выросли цены на электроэнергию, жилищно-коммунальные и почтовые услуги, городской телефон. Тогда пожилые люди проглотили весьма ощутимый удар по своим пенсиям и на пикеты не пошли. Это ли не повод думать, что за акциями протеста всегда стоят те, кто стремится раскачать власть? Или все-таки транспортные льготы, которые гарантирует республика получающим пособие по старости, были самым большим подспорьем для кошелька пенсионеров? А это значит, что государство, заигрывая с электоратом, действительно тратит колоссальные средства.

Взяв фору на полтора месяца, власти понадеялись, что садоводам, собравшим к этому времени урожай с дачных участков, не к чему будет требовать льготного проезда, так как отпадет сама необходимость для передвижений. Но уже сейчас, после того как действие распоряжения приостановлено, горячие головы кричат, что они готовы идти митинговать и 15 октября. Не стали отменять шествие к Белому дому, направленное на восстановление льгот и представители объединенной оппозиции республики. Напротив, воодушевленные первым успехом – небольшое число пожилых людей, перекрывших проспект, сумело сломать государственную машину, борцы за счастье народное теперь готовы возмущать общественное спокойствие по любому поводу.

Почему жируют олигархи?

Между тем, в четверг удалось вывести пожилых людей на улицы только потому, что неизвестные лица, распространившие накануне листовки, утверждали что правительство республики отменяет все льготы, в том числе и федеральные.

На самом же деле об отмене всех государственных преференций неимущим речи не шло.

Но разочарованные престарелые люди, поверив анонимным доброжелателям, выяснять правду не стали, а отправились к мэрии. Не вызывает удивления и выбранная организаторами пикета площадка для политического действа – митинг у Дома правительства, где нет оживленных транспортных артерий, не дал бы столь ошеломляющего быстрого результата.

Причем введенные в заблуждение собравшиеся, несмотря на то, что держали в руках выполненные одной рукой лозунги, такие как «Власти, не наезжайте на пенсионеров и мизерные пенсии», очень быстро забыли зачем собрались – в толпе раздавались крики о дорогих лекарствах, частных автобусах, заполонивших город, и риторические вопросы, «куда правительство девает деньги и почему жируют олигархи». Многим пожилым людям становилось плохо – прямо на площадь не раз заезжала «скорая».

Остальные кареты «скорой помощи», пожарные, рейсовые автобусы были вынуждены стоять в пробках на улицах Блюхера и Российской.

- Организаторов несанкционированного пикета, в котором участвовали 150 человек, решено к ответственности не привлекать, - сообщил руководитель службы по связям с общественностью МВД по РБ Руслан Шарафутдинов. – Ведь большая часть людей, перекрывших дорогу – пожилые люди, которые по своей наивности вышли на улицы. Милиция в происходящее не вмешивалась, обеспечивала общественный порядок и организовала движение по объездным улицам.

- Какими нужно быть циниками, чтобы так низко обмануть пожилых людей и воспользовавшись наивностью стариков, вывести их на площадь? - говорили в толпе об организаторах несанкционированного митинга.

- Неужели власть не могла предотвратить подобных эксцессов? – спрашиваем у главы башкирского правительства Раиля Сарбаева.

- Людей ввели в заблуждение, распространив листовки об отмене всех возможных льгот, - разводит руками Раиль Салихович. – Всегда есть заинтересованные группы, которые используют народное недовольство в своих целях.

Оказывается, решение об отмене льгот и иных вынужденных мерах, направленных на оптимизацию расходов республиканской казны во время кризиса, были приняты еще в апреле, а сама отмена льгот планировалась с 1 июля, но, по словам премьера, была «заволокичена в бюрократической карусели».

- Если бы суть этого документа и обоснованность его вынужденного введения в действие было своевременно разъяснено людям, это не вызвало бы протестного всплеска пожилых людей, вышедших на несанкционированный митинг, - уверен г-н Сарбаев.

Глава башкирского правительства поручил поэтапно проследить, где, кто и когда не дал хода «этой бумаге», активизировав ее в самый неподходящий момент, в разгар дачного сезона, когда «пенсионеры только начинают солить, мариновать и домой возить выращенные овощи и фрукты».

- Значит ли это, что с 15 октября число транспортных льгот все-таки будет сокращено?

- У нас есть время изучить ситуацию и принять то решение, которое позволит не только удовлетворить интересы граждан, но и сохранить транспортную отрасль республики.

Но кто даст гарантию, что завтра пенсионеров не используют агрессивные борцы за счастье народное?

Башкирия не единственный регион, где пенсионеры волнуются из-за льготного проезда. Выйти на улицу готовятся малоимущие граждане Ижевска, где администрация объявила об отмене льгот с 1 октября. В Екатеринбурге, испугавшись народных волнений, обещанных партией «Российские пенсионеры», не стали травмировать пожилых граждан и решили проблему просто, переложив перевозку льготников на плечи остальных пассажиров, подняв с 1 сентября цену за проезд до 14 рублей.

Зато спокойно в регионах, где местная власть не делала опрометчивых шагов и не наделяла всех неимущих государственными привилегиями. На территории большей части России пенсионеры никогда и не пользовались бесплатным проездом.

- Потому и обидно, что кто-то вывел народ на улицы, - говорит глава башкирского правительства Раиль Сарбаев. – Башкирия – островок благополучия, где люди живут гораздо лучше, чем во многих других регионах и получают многочисленные региональные льготы. Я разговаривал с пенсионерами и услышал такое заявление: «Кризис – это выдумка властей». То есть наши пожилые люди кризиса пока не почувствовали, а значит, они очень неплохо живут.

Кстати, именно Раиль Сарбаев сумел в минувший четверг успокоить толпу, собравшуюся у уфимской мэрии. Он стал первым в истории Башкирии премьером, вышедшим на площадь для общения с возмущенными гражданами.

- А кто если не я? – удивляется нашему вопросу Раиль Салихович. – Постановление, послужившее причиной массового выступления, принимало правительство. Поэтому ничего удивительного нет, что как только узнал о случившемся, я тут же приехал на площадь. С народом нужно разговаривать, в кабинете не узнать истинных проблем.

Но не факт, что за полтора месяца, пока правительство будет изучать, и взвешивать ситуацию необходимости отмены «транспортных» льгот, недовольство пенсионеров удастся погасить. При том, что принимать трудное решение башкирскому правительству все равно придется.

Кто оплатит счета государства?

Например, по данным прошлого года, только на государственных автобусах за 12 месяцев по льготным проездным билетам (ЕСПБ) проехали 108816,6 тысячи пассажиров, а это значит, что ежедневно автобусами пользовались 298,3 тысячи «льготников». За первое полугодие 2009 года «льготники» приобрели уже на 3% больше «социальных» проездных, чем в 2008-м, сегодня в республике число людей, которые могут воспользоваться «льготным» проездом, составляет 500079 человек.

Когда государство решило устроить для всех пенсионеров льготный проезд, планировалось, что казна станет дотировать транспортную отрасль, выплачивая за каждого льготника 89 рублей в месяц – из расчета, что социально незащищенные граждане будут делать не больше двух-трех поездок в день. Однако сами пенсионеры признаются, что наезжают в месяц на гораздо большую сумму.

- Я езжу на автобусе шесть раз в день, - кричала на митинге пенсионерка Марина Федорова. – Мне нужно ездить на работу. Что мне делать, если отменят льготы – работу бросать? Как жить тогда буду?

То есть в среднем г-жа Федорова за 24 рабочих дня изымает из казны государства почти полторы тысячи рублей.

- Как в сад будем ездить? – спрашивали бабушки Раиля Сарбаева. – Нам ведь надо несколько раз в день доехать до остановки «Сады» в Кармаскалинском районе.

Еще один пенсионер, проживающий в Кушнаренково и устроившийся на работу в Уфе только за один месяц, передвигаясь по льготной цене по пригородному маршруту, тратит свыше 6000 рублей государственных денег.

- Я живу в Ишимбае, но учусь в Салавате, - рассказывает Андрей Кузенко, который пользуется льготным проездом, так как получает пенсию по потере кормильца. – Чтобы доехать до моего вуза, приходится делать три пересадки – сначала добраться до ишимбайского автовокзала, потом пересесть на пригородный автобус и, доехав до Салавата, вновь воспользоваться общественным транспортом. Я подсчитал, что если отменят льготу на пригородный проезд, мне придется тратить в месяц 3000 рублей!

- Ни в одном, даже самом доходном бюджете не хватит денег, чтобы заложить такие суммы – от 3000 до 6000 рублей на каждого «льготного» пассажира, - говорят между собой государственные мужи.

Между тем, уже в первой половине 2009 года дотация из федерального бюджета, выделяемая транспортникам, сократилась в три раза.

А благодаря электронной системе оплаты проезда, которая с декабря прошлого года действует на государственном пригородном общественном транспорте, выяснилось, что число льготников составляет 80% от всего числа пассажиров. Только на одном пригородном рейсе государство теряет от 1000 до 5000 рублей, а с автовокзалов республики ежедневно отправляются сотни автобусов, заполненных садоводами, пользующимися льготой на проезд. И кому-то придется платить по счетам.

На минувшей неделе министр финансов Башкирии Айрат Гаскаров сообщил, что большую часть «социальных» федеральных денег, республике теперь придется «изыскивать» самостоятельно. В 2010 году значительно сокращаются или полностью отменяются выплаты из российской казны на начальное образование, демографическую политику и строительство.

Около четырех миллиардов рублей республике следует «найти» уже в ближайшее время. Власти надеются, что сумеют изыскать эти средства, подняв акцизы на пиво и алкогольные напитки и сократив на треть неэффективные и сверхнормативные расходы. Но и сэкономленные средства планируется тратить на тех, кому государство гарантировало финансовую поддержку - инвалидов, ветеранов труда, участников ВОВ, «чернобыльцев», детей погибших и раненых воинов, сирот и многих других.

- Сокращение числа льгот для тех, кто не включен в федеральный и республиканский регистр, в этой ситуации – экономически обоснованное решение – государственные средства нужно использовать разумно, - говорит Раиль Сарбаев.

Другое дело, что, скорее всего, правительство Башкирии найдет выход, как компенсировать обычным пенсионерам утрату льгот – возможно, для них могут измениться тарифы проезда в общественном транспорте или они станут получать скидки при покупке билета. Но, может так случиться, что чиновники все-таки решатся на непопулярные меры. Какое решение примет башкирский Кабмин, станет известно 15 октября.

Римма УРАЗБАХТИНА.

"