Posted 31 мая 2011,, 20:54

Published 31 мая 2011,, 20:54

Modified 10 ноября 2022,, 18:55

Updated 10 ноября 2022,, 18:55

Жители Урмана жили на пороховой бочке 77 лет

31 мая 2011, 20:54
ЧП в Урмане продолжает оставаться в Башкирии темой № 1. Как известно, в понедельник пострадавшие пережили вторую эвакуацию и находятся в ожидании возможной следующей. Судя по всему, никто не предупредил сельчан, вернувшихся в свои дома, что близ военных складов по-прежнему находиться опасно. Кстати, как и 26 мая, повторно эвакуировали местных жителей полицейские, работавшие во временном пункте милиции, открытом на время чрезвычайной ситуации в Урмане. 60 стражей порядка выводили людей в открытое поле, и именно сотрудники полиции, а не военные, как только разгорелся пожар, вытаскивали из-за периметра оставшееся на полигоне оружие.

На полицейской бронетехнике вывозили и не желавших эвакуироваться бабушек и дедушек, всего сотрудники правопорядка доставили из опасной зоны 200 человек.

- Там охраны, как таковой, никогда не было, - вспоминают жители Урмана. – На воротах стояла бабушка с ружьем, а охраняли снаряды «вохровцы».

Рванули запасы

Рассказывают, что именно доблестные охранники оповестили жителей поселка о нештатной ситуации. Они побежали с охраняемого объекта, громко крича жителям о пожаре, и по сути спасли односельчанам жизнь, поскольку никаких других тревожных систем оповещения в поселке не было. Но теперь «вохровцы» сами лишились работы – арсенал военные решили ликвидировать.

Ближайшие жилые дома располагались в 150 метрах от военной части и от этих жилищ, расположенных на улицах Кирова, Гафури и Калинина, остались только печные трубы. Пейзаж близ арсенала напоминает кадры кинохроники Великой Отечественной войны - выгоревший лес и черные останки домов.

Впрочем, многие из сельчан в первые часы катастрофы были уверены, что началась война, такой грохот стоял в округе. Снаряды взрывались каждые 15 секунд, а их осколки разлетались на несколько сотен метров. Можно себе представить, что пережили сердечники, беременные женщины, пожилые люди и дети, убегавшие от разрывов.

Люди эвакуировались, взяв первое, что попадалось под руку, так что ни теплых вещей, ни документов не захватили.

Взрывной волной повыбивало все окна в поселке, сломало стены и перекрытия.

Летающими снарядами повреждена большая часть зданий и крыш – например, школьную кровлю пробили 30 боеприпасов, которые потом извлекли из классов.

Началась паника, кто-то выезжал на собственных автомобилях, кто-то на своих двоих. В суматохе забыли про детсад, где в этот момент находились 70 детей. Воспитательница сообразила вывести ребят в лес, подальше от места, где разгорался пожар.

На дороге в 15 километрах от Урмана в автоаварии погиб мужчина, но эту смерть не стали связывать с техногенной катастрофой, хотя в тот момент на дорогах творилось невообразимое – опасный участок на М-5 перекрыли, остановили и движение электричек.

В радиусе восьми километров вокруг поселка расставили охрану и никого за периметр не пускали. Эвакуированные жители бросались в ноги главе Иглинской администрации Рафику Мусину с просьбой проведать брошенную дома скотину.

- Коровы не доены, поросята голодные, - стенали женщины. – Пустите хоть в сопровождении военных за шлагбаум, помрут же животные…

- Давайте вы скажете, где ваши дома, а мы попросим полицейских выпустить живность на улицу, может, прокормятся на травке, - увещевал крестьянок г-н Мусин.

- Ой, не надо, - испугались женщины. – Потом мы их не найдем.

Неудивительно, что местные жители уже через два дня вернулись в свои жилища, несмотря на то, что взрывы продолжались – ответственные за безопасность сдались под напором растерянных людей.

Хотя военные эксперты утверждают, что после последнего взрыва должно пройти не менее суток, только тогда станет понятно, что ожидать очередного хлопка не стоит. Территория Урмана теперь таит опасность, как для людей, так и для домашних животных – где гарантия, что разлетевшиеся по округе снаряды, в которых остался хоть грамм пороха, не рванут в жаркую погоду и вновь не станут причиной пожара?

Опасное соседство

На месте склада осталось выжженное поле. Военные отрицают наличие подземного хранилища, где могут остаться боеприпасы, но ведь что-то началось здесь взрываться в понедельник, когда с места происшествия уже ушли пожарные. По данным группы разминирования, это воспламенились и начали детонировать снаряды, уцелевшие после первой серии взрывов. На снимках, сделанных с вертолета, никакого резервного поля, где хранятся спасенные от пожара боеприпасы, не видно.

Кстати, летчики уверяют, что над огромными площадями близ Урмана в Иглинском районе запрещается передвигаться самолетам, и эта территория исключена из воздушных карт.

Местные жители, которые работали в части, называют даже площадь подземного бункера – около четырех километров. Здесь даже появились местные легенды о том, что в подземелье лежат трупы погибших во время взрывов солдат, которых намерены вывезти в Челябинскую область, чтобы скрыть этот факт. И еще рассказывают, что один из офицеров в ранге полковника, просидев в хранилище все время, пока раздавались взрывы, вышел из бункера похудевшим и поседевшим, так что его никто не узнал.

Хотя военные не отрицают, что на складах лежали 90 тысяч тонн боеприпасов, которые свозили в Урман со всей страны после сокращения вооружения. Эта военная часть существует с 1934 года, именно с этого момента в Урмане создали хранилища для снарядов и продолжали доставлять сюда боеприпасы все эти годы.

- Мне еще дед говорил, что мы живем на пороховой бочке, - говорит жительница села Надеждино, располагающегося от Урмана в трех километрах Резеда Камалова. – Дед и его племянник работали охранниками в части и знали, что все может в любой момент взорваться.

В советские времена местные с удовольствием нанимались на работу на полигон, поскольку военные платили хорошо, а на территории части находился магазин с дефицитными товарами, которые отпускали только тем, кто имел допуск. Так что жительницы Урмана первыми облачались в красивые пальто и чулки, которых не имели даже москвички.

В эпоху разоружения хорошо платить за опасную работу жителям поселка перестали. По иронии судьбы за день до пожара вольнонаемные охранники склада устроили забастовку – военные не выдавали им жалованье в течение трех месяцев.

Интересно, что в конце 40-х годов прошлого века в части № 67684 служил будущий первый секретарь компартии Узбекистана Рафик Нишанов. Потом, являясь председателем совета национальностей Верховного Совета СССР, в начале 90-х годов Рафик Нишанович приезжал в Башкирию с визитом и решил побывать в месте армейской службы. Зайдя в часть, высокопоставленный чиновник развел руками: «Ничего не изменилось, как будто и не было этих 40 лет».

Бомбежка от Сережки

Старожилы вспоминают, что во время вьетнамской войны США со складов в Урмане ежедневно отправляли по 10 составов, загруженных снарядами. СССР помогал азиатским братьям бороться с империей зла. Арсенал использовали по назначению, вовремя заполняя стратегическими запасами вооружения и используя его на нужды советского государства. В последнее 20-летие для России утилизация накопленного в эпоху холодной войны вооружения стала большой проблемой. Часть, снабжавшая артиллерийскими боеприпасами все братские страны, оказалась по сути законсервированной – закрыть окончательно ее собирались в 2015 году. А до этого времени вольнонаемные и солдатики выковыривали капсюли со взрывателями вручную, чтобы можно было закопать смертоносное богатство.

Очевидцы рассказывают, что привозимые танковые и артиллерийские снаряды на полигоне складывали, «как снопы», и вряд ли работавшие здесь особенно задумывались о технике безопасности. Большая часть завезенных сюда боеприпасов создана во время гонки вооружений, и тем, кто служил сегодня, казалась металлической рухлядью, место которой на свалке. Потому никто и не опасался ржавых и гнилых снарядов, хотя теперь стало понятно, что взрываются они хорошо, несмотря на сроки изготовления.

- Сначала мы опасались бомб, сложенных в ящики, - рассказывает один из срочников. – Переносили снаряды, боясь случайно споткнуться. Но человек ко всему привыкает, через полгода службы мы уже пинали эти ящики, были уверены, что боеприпасы давно стали негодными.

Как сообщили «МКС» в военном следственном отделе СК по Уфимскому гарнизону, по факту взрыва и последовавшего пожара возбуждено уголовное дело против рядового воинской части 67684 Сергея Деняева. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 349 УК РФ («Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих»).

По версии следствия, 26 мая 2011 года Сергей Деняев совместно с другими военнослужащими участвовал в разукомплектовании и расфасовке гильз от артиллерийских снарядов. При этом он в нарушение требований техники безопасности бросил одну из гильз с находящимся внутри капсулем-детонатором к другим разукомплектованным гильзам, что вызвало детонацию и взрыв боеприпасов.

Возможно, рядовой Деняев, призванный в Башкирию из Мордовии, действительно проявил беспечность и не отнесся со всей ответственностью к порученной работе – удалению из боевых снарядов взрывателей. Похоже, что эта процедура была для солдат рутинной и не вызывала у военнослужащих опасений, что боеприпасы в любой момент могут рвануть – люди ко всему привыкают, в том числе и к смертельно опасному труду.

Можно предположить, что техника безопасности не соблюдалась не только рядовыми, но и их начальством. Безалаберность и халатность стала причиной серьезной катастрофы. И какое количество снарядов, закопанных в окрестностях Урмана, сохранили взрыватели, не ответит никто.

Хотя специалисты до сих пор сомневаются, если все в действительности было так, как полагает следствие, каким образом солдат остался в живых? Неужели дальность броска гильзы составила 300 метров, и рядового не достали осколки сдетонировавших боеприпасов?

Аналитики считают, что солдат Деняев стал «стрелочником», который ответит за многочисленные разрушения, а офицеры, допустившие безрассудство подопечных, выйдут сухими из воды. Как бы там ни было, расследовать уголовное дело станут военные следователи, а они умеют хранить тайны. Общественность вряд ли в ближайшее время узнает подробности случившегося.

Радик ИШЕМГУЛОВ.

"