Posted 30 апреля 2008,, 22:02

Published 30 апреля 2008,, 22:02

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Мост у Каменной переправы откроется в октябре

30 апреля 2008, 22:02
Мост через Уфимку на Каменной переправе начнет действовать уже в этом году. В октябре «Мостотряд-30» сдаст половину нового перехода. Для второй части пока только вбиты опоры. Долгое время вопрос со строительством нового моста висел в воздухе, так как в бюджете не могли найти денег. Предполагалось, что возведение переправы на Каменке закончится к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России.

Однако еще за год до события стало понятно, что при существующем финансировании закончить строительство не представляется возможным. Самая затратная часть – металлоконструкции. На одну половину моста требуется пять тысяч тонн конструкций, которые везут железной дорогой из Кургана. Тонна стоит около 70 тысяч рублей и стоимость металла, по словам строителей, увеличивается, чуть ли не каждый месяц. Понятно, что выделяемые из бюджета средства «не успевают» за ростом цен на металл.

Каменка могла стать очередным уфимским долгостроем. Однако деньги в этом году все-таки нашли. Теперь строителям осталось получить последнюю партию металлоконструкций – две тысячи тонн и надвинуть мостовые пролеты. Длина нового моста составит 640 метров, а ширина только одной половины - 12 метров. Это будет первый уфимский мост, сданный в XXI веке. Последней была переправа через Белую, открытая в 1992 году.

Скорее всего, первая половина моста на Каменной переправе «заработает» ко Дню республики.

Узелок завяжется, магистраль развяжется

Каменная переправа – стратегическое для Уфы сооружение. Предполагается, что она вполовину разгрузит Бельский мост и пролегающие через него магистрали. Напомним, что сегодня тем, что стремится на челябинскую трассу, или двигается в сторону Нагаево и Зинино, приходится делать крюк через аэропортовскую дорогу, создавая пробки на скоростной магистрали. В случае открытия Каменки, все желающие попасть на М-5, будут «уходить» на нее напрямую, ныряя на Пугачевскую улицу у Президент-отеля. Кстати, на пересечении Пугачевской, Кавказской и улицей Менделеева строители задумали развязку, но ее появление зависит от объема выделенных средств.

Второе предназначение моста – открыть горожанам дорогу на восток для освоения новых территорий Зауфимья. Там, на заливных лугах, мэрия хочет дать землю жаждущим площадок застройщикам и основать новые городские кварталы. У деревни Жилино уже возведена «клеверная» развязка, к которой и «подцепят» новую трассу, идущую от Каменки до М-5. Кстати, к этому же путепроводу планируется вывести и дорогу от другого моста через Уфимку, который запланировали возвести чуть выше Каменной переправы. Мы подробно рассказывали об этом проекте в статье «Раскопки против пробки» («ЧП» № 14(74) от 9 апреля 2008 года).

Надвижка пролетов на Каменке будет идти все лето, а соединять конструкции станут с обоих берегов. Осенью на середине реки между четвертой и пятой опорой две половины соединятся. Самый длинный пролет в 154 метра - повиснет над серединой Уфимки.

Надвижка пролетов требует филигранного опыта. Свести над фарватером, в пик судоходства, две балкообразные конструкции весом в четыре тысячи тонн каждая, да так, чтобы они состыковались сантиметр в сантиметр, без выступов и образовали единое целое – очень сложная работа.

По словам специалистов, Каменка – типовой мост. Аналогичный – новый Бельский, который возводил известный строитель Александр Санкин. Он же руководит строительством Каменки.

- 42 года строю переправы, и еще ни одного одинакового моста не построил, - уверяет Александр Санкин.

Например, на Каменке, на глубине 80 метров, под каждой опорой залито около двух тысяч кубометров бетона. На сленге специалистов это называется «инъекция». Она необходима для заполнения карстовых пустот под опорами и придания им устойчивости.

Кстати, по сравнению с Бельским мостом Каменка имеет большую проектную нагрузку – 80 тонн на одну ось автомобиля, против 60 на Бельском.

Мосты бывают разные – белые, черные, красные?

Работы на Каменке ведутся круглосуточно. Здесь трудятся 530 человек.

Срок службы моста – 100 лет, после чего потребуется укрепление опор. Но г-н Санкин уверен, что при правильной эксплуатации переправа послужит еще не одному поколению уфимцев.

- К сожалению, в Уфе не стремятся сохранить как можно большую жизнь мостам, - разводит руками Александр Васильевич. – Однажды я видел, как Затонский мост поливают соленой водой, чтобы убрать с него наледь. Как будто коммунальщики не понимают, что, устраняя гололед, они разрушают и сам мост. Несущие балки переправы скреплены армированием восьмимиллиметровой сверхпрочной проволокой. Если эти крепления разъест соль – мост рухнет.

Затонский мост был возведен в эпоху нехватки металла, и, по словам г-на Санкина, таких мостовых переходов было сделано всего пять на весь Советский Союз. И все они вызывают опасения.

Кстати, это железобетонное сооружение еще летом позапрошлого года хотели начать ремонтировать. Однако никто из приехавших в Уфу специалистов не взялся за такую работу. Городские власти поставили условие – автомобильное движение по мосту не закрывать. Но, по мнению экспертов, переправа нуждается в капитальном ремонте и укреплении, а их невозможно произвести, не останавливая потока автомобилей.

- Работы на этом мосту связаны с ослаблением пролетных строений. Делать ремонт висячих конструкций в момент, когда над головой строителей будет идти интенсивное городское движение, очень опасно. Вряд ли кто возьмет на себя такую ответственность, - уверяет Александр Васильевич.

Требует ремонта и другая переправа через Белую. Старый Бельский мост собирались поставить на реконструкцию еще в 90-е годы прошлого века. Даже завезли несколько тонн гравия, собрали строительную технику, но на работы так и не нашлось денег. До сих пор нет данных, сколько нужно средств, чтобы укрепить одну из самых старых переправ через Белую. Смета составлялась более 15 лет назад, и инфляция съела все расчеты. Кстати, когда был построен новый Бельский мост, Александр Санкин просил чиновников Минстроя покрасить опоры в синий цвет, а пролеты розовым. Строитель надеялся, что жизнерадостные яркие цвета сделают переправу городской достопримечательностью. Но мостовые опоры цвета неба не вдохновили чиновников, и сооружения покрыли обычной серой технической краской.

- А как бы получилось красиво, особенно в свете заходящего солнца, - мечтательно говорит г-н Санкин. - Если бы я мог, отделал бы каждый мост, как старый Бельский. Его опоры облицованы тесаным гранитным камнем.

Как будет оформлен новый мост на Каменной переправе пока не известно. Для строителей сейчас важнее надвинуть пролетные строения. Уже этой осенью мы увидим, как будет выглядеть новая Каменная переправа, десятилетиями ассоциировавшаяся у горожан с речным паромом. Теперь от новой Каменки зависит судьба города, решившего развиваться на восток.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"