Posted 1 марта 2011,, 16:47

Published 1 марта 2011,, 16:47

Modified 10 ноября 2022,, 18:56

Updated 10 ноября 2022,, 18:56

Точка прозрения. Общество слепых не рассчитывает на поддержку государства

1 марта 2011, 16:47
В советские времена не любили говорить об инвалидах. Но власти делали все, чтобы люди с ограниченными возможностями не чувствовали себя в чем-либо обделенными. Инвалиды могли работать на специализированных предприятиях, имели право на первоочередное получение жилья, жили на полновесную зарплату, бесплатно передвигались в транспорте, общались в собственных домах культуры, растили детей, которые могли рассчитывать на полноценное медицинское обслуживание и образование. Сегодня существует свод федеральных законов, гарантирующих людям, например, лишенным зрения, определенные льготы. Но они остаются только на бумаге.

Жизнь без света

- Я помню в советское время ни с трудоустройством, ни с жильем у нас почти не было проблем, - говорит председатель республиканского отделения всероссийского общества слепых (ВОС) Юрий Акшенцев. - Бывало всей толпой сядем в трамвай и едем на работу, смеемся, анекдоты друг другу рассказываем. Да что уж говорить – были счастливыми. А сейчас не до анекдотов: нужно выживать, потому что на государство надежды нет.

Функции государства для общества слепых сегодня взял на себя благотворительный фонд «Урал».

Одним из критериев, определяющих уровень цивилизованности общества, является его отношение к людям с ограниченными физическими возможностями. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, насколько трудно существовать в полной темноте, ориентируясь в пространстве только с помощью звуков?

Екатерина Савельева потеряла зрение в 17 лет. Врачи поставили страшный диагноз – пигментная дегенерация сетчатки. Надежды на выздоровление не было, так как в мире нет способов лечения этого недуга. А Катя мечтала после школы получить высшее образование и стать юристом, поехать за границу, жить в счастливой семье с любимым мужем и детьми. Но вместо исполнения простых желаний - страшная депрессия, нежелание жить и… кромешная темнота.

- Самым тягостным для меня было ощущение беспомощности и понимание того, что у меня уже никогда не будет полноценной жизни, - вспоминает Екатерина. - Когда просыпаешься и не можешь понять, какое сейчас время суток, когда тяжело без посторонней помощи преодолеть несколько метров, когда слышишь, что по телевизору идет любимая программа, но не видишь ее, поверьте мне – это просто ужасно.

Катя неоднократно пыталась свести счеты с жизнью. Несколько раз скорая помощь увозила девушку в больницу с острым отравлением «лошадиной» дозой снотворного. Даже как-то ночью родители чудом успели вытащить ее из петли. Таким было ее восприятие жизни шесть лет назад. Сегодня у девушки много хороших друзей, интересная работа и самое главное - она ощущает жажду жизни.

- Любовь и забота близких помогли мне выйти из этого состояния, - уверена Екатерина. - Сейчас понимаю, как была глупа, когда пыталась совершить самоубийство, ведь в мире столько всего интересного!

Сегодня Катя Савельева член всероссийского общества слепых. При помощи этой организации девушка нашла друзей, окончила медицинский колледж, стала востребованным массажистом. Неплохо зарабатывает, что тоже немаловажно. Но самое главное она почувствовала себя полноценным человеком.

А ведь не все инвалиды могут рассчитывать на поддержку близких. Сегодня многие несчастные уходят из беспросветной жизни из-за алкоголизма или накладывают на себя руки.

- Это следствие борьбы за существование, - отмечает председатель республиканского отделения ВОС Юрий Акшенцев.

Темные времена

В нашей стране существуют законы, определяющие государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которых является обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

А вот Юрий Акшенцев говорит, что обществу инвалидов приходится в буквальном смысле выживать в условиях рыночной экономики.

- На практике получается, что мы самая незащищенная прослойка общества, - объясняет он. - И мы уже привыкли, что всего нам надо добиваться огромным трудом и терпением. Ведь получается, что для наших чиновников федеральные законы почти ничего не значат. Одна надежда на благотворителей, таких как фонд «Урал».

Юрий Акшенцев гордится историей общества

По словам председателя общества, самой главной проблемой на сегодняшний день является сохранение и создание новых рабочих мест для инвалидов по зрению, их профессиональная ориентация и обучение. Ведь на мизерную пенсию по инвалидности прожить невозможно, а многие слепые - физически крепкие люди, которые хотят и могут зарабатывать.

- Сегодня на предприятии «Электролуч» работает всего 60 инвалидов, и, более того, - не полную рабочую неделю, - сетует Юрий Николаевич. - А где обучать новых сотрудников? Оборудование, купленное более 20 лет назад, изношено и травмоопасно, нет необходимой оснастки, очень мало оборотных средств, и, следовательно, недостаточная материально техническая база, низкий объем производства продукции.

Очень остро у инвалидов стоят проблемы с обеспечением нуждающихся жильем, бесплатным проездом и льготами на телефон, а также установкой звуковых светофоров.

- Наши люди десятилетиями стоят в очереди на получение социального жилья, - возмущается г-н Акшенцев. – Очередь называется льготной, но она практически не двигается. Бесплатного проезда у нас уже нет, а общественный транспорт стал очень дорогим. Все имеющиеся звуковые светофоры в городе изношены, большинство из электронных регулировщиков стоят не там, где нужно. Это только часть наших проблем, но мы уже привыкли к борьбе.

В доме культуры слепых проходят очень интересные концерты

В Уфе работает дом творчества инвалидов, построенный в свое время на средства ВОС. По словам Юрия Николаевича, для слепых и слабовидящих собственный дом культуры – одна из отдушин в этом темном мире. Ведь не так много мест где люди, которых объединяет общая беда, могут встретиться, пообщаться, поделиться проблемами. Но в 2006 году здание передали на баланс министерства культуры РБ. И условия, на которых было передано учреждение, чиновники не спешат выполнять.

- Отправляют специалистов на пенсию, сдают помещения в аренду, - с грустью рассказывает Юрий Акшенцев. - С момента передачи здания не приобретено ни одной единицы аппаратуры, музыкальных инструментов, сценических костюмов для инвалидов. Чиновников больше волнует прибыль, чем наши проблемы.

В ближайшее время региональное отделение ВОС намерено обратиться в арбитражный суд, чтобы вернуть себе здания дома культуры. Получится ли? На этот особняк в центре города давно засматриваются бизнесмены и рейдеры всех мастей.

Жизнь на ощупь

В апреле 2010 года всероссийское общество слепых отметило 85-летие. На учете в башкирском отделении состоит более пяти тысяч человек. Общественная организация делает все, чтобы инвалиды могли реализовать свои права на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, получать образование, вести культурную и спортивную жизнь, интегрироваться среди обычных людей. Часть этих забот взял на себя благотворительный фонд «Урал».

- Всех наших проблем благотворителям не решить – это задача государства, - говорит Юрий Акшенцев. – Но эта поддержка многое значит. С помощью БФ «Урал» мы сможем помочь слепым детям и молодым людям адаптироваться в современном обществе.

У школы-интерната № 28 для слепых и слабовидящих детей не меньше материальных проблем, чем у «общества» в целом. Так как это учреждение является коррекционным, следовательно, требуется нестандартное материально-техническое оснащение. А бюджетных денег, разумеется, не хватает. И понятно, что дети здесь учатся с несколько отличным мировосприятием, чем у сверстников в обычных школах.

Приборы кабинет электрографии уже использовали четыре поколения детей

Резанул разговор двух младшеклассников: «У меня новый мобильник, хочешь потрогать?» Это их мир...

Директор интерната Ильдар Гарифуллин считает, что современное общество не должно отгораживаться от незрячих. А, сегодня, по его мнению, создан психологический барьер между обычными людьми и инвалидами по зрению.

- Эти люди точно такие же, как и мы, зрячие люди, - уверенно говорит г-н Гарифуллин. - И отличаются от нас лишь тем, что живут в абсолютной темноте. Но это вовсе не означает, что они ущербны или несчастны. Нормальное отношение к инвалидам в нашей стране только в зачаточном состоянии.

В интернате остро не хватает учебных пособий для слабовидящих. А учебники для незрячих детей в России не выпускают с 1995 года. Поэтому педагогам приходится заказывать материалы за границей. А на это не всегда хватает средств, вот и вынуждены местные учителя осваивать профессию полиграфиста.

Заместитель директора Гюзель Мурзагильдина говорит, что многие нужные детям пособия выпускают сами педагоги и это очень непросто. Во-первых, нужен специальный шрифт. Во-вторых, иллюстрации должны быть выполнены с определенным количеством оттенков, чтобы не терялись важные детали.

- Бывает, что нам материально помогают добрые люди, - говорит г-жа Мурзагильдина. - За это им огромное человеческое спасибо. А так, мы, конечно, пытаемся справиться своими силами. Выхода у нас нет - детям нужно нормальное образование.

Поскольку в интернате не только обучают детей, но и пытаются облегчить и скорректировать недуг, здесь необходимо специальное оборудование. А с этим в школе, как выяснилось, особая беда. Оснащение кабинета «электрографии» - полувековой давности. Некоторым приборам исполнилось 45 лет!

- Можно сказать, что это наш самый главный кабинет, - продолжает Гюзель. - Но о каком лечении может идти речь, если износ оборудования составляет 500 процентов? А что уж говорить о других кабинетах, когда к нашему «древнему» стоматологическому креслу специалисты отказываются подходить!

Помнится, как в конце 80-х и в начале 90-х годов одним из основных лозунгов, с которыми тогдашние «демократы» рвались к власти, было «справедливость и милосердие». Что же получилось в «сухом остатке» через 20 лет? Льготы, декларируемые федеральными законами, остались декларациями, а проблемы инвалидов стали еще острее. А все надежды инвалиды связывают только с благотворителями.

Евгений КОСТИЦЫН.

"