Posted 1 февраля 2009,, 18:29

Published 1 февраля 2009,, 18:29

Modified 10 ноября 2022,, 19:01

Updated 10 ноября 2022,, 19:01

Дети подземелья. Родным домом для брошенных ребят может стать и социальный приют

1 февраля 2009, 18:29
По данным Минсоцтруда, в России насчитывается около миллиона брошенных детей, независимые эксперты утверждают, что их в четыре раза больше. Сколько же на самом деле ребят, лишенных родительской ласки, не знает никто. Из-за отсутствия любви близких людей они замыкаются в себе. Сотрудники «Русского радио-Уфа» и портала «МКС» решили поддержать одиноких мальчишек и девчонок и отправились к воспитанникам Чесноковского и Благовещенского детдома № 6 с подарками.

«Предательства матери никогда не забуду»

Первыми нас ждали ребята Чесноковского детского дома.

- У нас, в основном, живут взрослые дети, - предупредила нас директор Луиза Миниярова. - Но они всегда ждут прихода гостей, и очень им рады.

И маленькие, и ребята постарше с удовольствием участвовали в разных конкурсах, которые организовывали ди-джеи «Русского радио» - Илья Подольский и Катя Колесникова. Семиклассник Андрей Тарасов с удовольствием участвовал в играх, но отказался от выигранных конфет и сладостей в пользу малышей.

- Я уже взрослый и конфеты мне ни к чему, - серьезно говорит парень. - Увлекаюсь футболом, все свободное время провожу с мячом на поле. Больше всего мне нравится быть нападающим. До этого я пожил в двух детдомах – Октябрьском и Михайловском, но Чесноковский мне нравится больше. А все началось с того, что мою мать лишили родительских прав за пьянство. Я ее простил, хотя забыть такого никогда не смогу.

После представления Илья Подольский торжественно вручил Луизе Минияровой телефон с факсом – детдом нуждался в таком аппарате давно.

Самому маленькому воспитаннику - Артуру Колобову – только исполнилось семь лет.

– Сюда я попал вместе с братом, но у нас есть бабушка с дедушкой, мы к ним ездим на каникулы, - рассказывает малыш.

- Артурик только пошел в первый класс, - подходит к нам 12-летний Юра Конафьев. – Нам приходится всему его учить. Но мальчишке еще повезло: вот у меня нет родных, у кого бы я мог погостить. Пьяную мамку толкнули под машину, а спасти ее оказалось невозможно: автомобиль проехал прямо по голове. А папку не видел с тех пор, как его лишили родительских прав, он ко мне не приходит. Сначала отец не пил, а после смерти матери не выдержал и сорвался. Теперь я совсем один, на каникулах всегда остаюсь в детском доме, потому что мне ехать не к кому. Мечтаю получить в подарок сотовый телефон, вот только звонить мне некому…

«Не ждем от судьбы подарков»

После представления ребята разошлись по своим комнатам, а нам устроили экскурсию по детскому дому.

- На первом этаже у нас живут младшие дети, здесь у них спальня и комната для выполнения домашних заданий, на втором – уже взрослые ребята, - рассказывает замдиректора Линура Ханафеева. - Наши воспитанники ходят в местную чесноковскую школу, учатся с сельскими школьниками. А это работы Сережи Слепова, - указывает она на целую выставку в коридоре. - Он готовится в столице Башкирии поступить на худграф педуниверситета . Так как он у нас человек творческий, мы выделили ему отдельную комнату.

Здесь все стены увешаны работами 16-летнего художника.

- Самое лучшее время для творчества – это вечер, - признается юный живописец. - В это время ребята утихомириваются, перестают кричать и бегать, и тогда беру в руки кисть. Сначала рисовал просто для себя, меня это успокаивало, а потом педагоги предложили учиться. Теперь каждое воскресенье хожу на подготовительные курсы на факультет художественной графики в БГПУ. Мечтаю о мольберте и наборе художественных кистей, хочу стать профессиональным художником. Сюда попал семь лет назад, здесь у меня уже жил старший брат. Еще есть сестренка, ее удочерила семья из Кумертау, и каждые каникулы езжу к ней. Приемные родители у нее очень хорошие, всегда рады меня видеть.

В соседней комнате, куда мы зашли, живут девчонки. На одном из стульев развешено роскошное бальное платье.

- Это наряд нашей Кати Андреевой, - наперебой рассказывают подружки. - Она поет и танцует, а сегодня будет выступать в местном клубе.

- Буду танцевать вальс, - скромно улыбается Катя. - В этом году я заканчиваю 11 класс, и собираюсь поступать на химфак БГПУ. В этом детском доме я с пятого класса, он для меня как родной. Раньше со старшей сестрой жили вместе с бабушкой, но она у нас старенькая, у нее нет сил. Но, все равно, считаю себя счастливой девушкой и понимаю, что всего нужно добиваться трудом.

- А я очень люблю спорт, несмотря на то, что это не девичье увлечение, - рассказывает Каролина Калина. - Обожаю играть в лапту, у нас даже есть своя команда в детском доме. Мне уже 16 лет, и я хочу поступать в спортивный техникум. Мечта обыкновенная – хочу спортивный костюм и новые кроссовки.

- С ребятами нам повезло, - признается Линура Ханновна. – Они талантливые, открытые, отзывчивые. С ними я десять лет: выросли на моих глазах, скоро уже и выпускаться будут. К нам часто приходят в гости выпускники, а кто не может – пишут письма нам и ребятам. Конечно, и хулиганы тоже есть - куда же без них. Но они у нас добрые, если набедокурят – сразу идут каяться. Мы их, конечно, прощаем - когда-то ведь сами были детьми.

Залюбить до смерти

Появлению гостей маленькие жители Благовещенского детдома №6 были рады даже больше, чем самим подаркам. Еще бы! Нечасто с поздравлениями к ним приезжают такие люди, как ударник группы Lumen Дэн Шаханов.

- Я добрым людям верю, - немного смущаясь, говорит восьмилетний Ирек Фаткуллин.

Малышу совсем не знакома материнская ласка. Родился он в тюремных застенках и тут же был отправлен в дом малютки. Детский дом для него стал родным буквально – другой обители мальчик не знает. Поэтому всякий раз, когда мальчишку отправляют в бирскую речевую школу, в которой он получает среднее образование, он начинает тосковать по воспитателям и «родным» стенам.

Благовещенский приют стал домом для 57 детей, 14 из которых находятся в патронатных семьях. В день нашего приезда в детдом попали еще трое ребятишек, среди которых оказался пятилетний мальчик – он стал самым маленьким воспитанником. Их истории здесь еще не успели узнать, но все они до жути похожи – их пьющих мамаш и папаш лишили родительских прав.

- У нас воспитывается десятилетний Саша Свешников, - подробно останавливается на одной из страшных историй завуч по воспитательной работе Зиля Ситдикова. – Рос в нормальной семье, любил родителей.

Со временем, по словам воспитателей, мама Саши начала злоупотреблять спиртным и попыталась убить супруга. Мужчина отказывался пить с опустившейся женщиной и пытался вернуть жену к нормальной жизни. Нравоучения разозлили алкоголичку, и она схватила топор. Долго носилась за ним по деревне, пока соседи не помогли запереть в сарае разгневанную фурию. Но она сумела выбраться, отыскала мужа и задушила несчастного на глазах сына. Так Саша лишился не только отца, но и матери, оставаться с которой было опасно для его жизни. После трагедии ребенок долго не мог прийти в себя. Мальчика забрала на патронатное воспитание супружеская пара, но жить с новыми родителями ребенок не смог: пропускал занятия в школе, обманывал, а его настоящая мать присылала опекунам письма с угрозами о расправе.

- Здесь, в детдоме, он ведет себя спокойно, но в школе он становится просто неуправляемым, - продолжает Зиля Ситдикова. - Воспитатели жалуются, что мальчик регулярно забирается на школьную крышу, кроет всех матом и забрасывает одноклассников булыжниками. Сейчас парень находится на домашнем обучении, но хочет снова ходить в школу, обещая вести себя примерно.

Съеденные деньги

На памяти завуча много грустных историй. Например, о пятерых братьях Ахмадеевых, чьи жизни сложились очень трагично.

– Их семья жила в Иглино, - рассказывает Зиля Наилевна. - Проснувшись первого января после новогодней пьянки, отец семейства посадил всех сыновей перед собой и принялся точить нож, обещая убить их мать. Еще не протрезвевшая женщина лишь шутливо подзадоривала супруга, не веря, что муж осмелиться совершить задуманное. Спокойно доточив кухонный нож, глава семейства жестоко расправился с матерью, несколько раз вонзив в нее лезвие. Всех мальчиков привезли в детдом, самому старшему на тот момент было 14 лет, а младшему – 6. Отпрыски обещали убить отца, когда тот выйдет из тюрьмы. Теперь каждый из Ахмадеевых уже сам побывал в местах заключения. А в прошлом году старший сбросился с крыши девятиэтажки. Как уверяют врачи – убийство матери стало серьезной психологической травмой для этих детей и они так и не сумели оправиться от шока.

Почти все маленькие обитатели детского дома являются социальными сиротами - близкие их живы, но по тем или иным причинам лишены родительских прав. Круглых сирот - 10 человек. Мамаши и папаши не желают забирать своих чад, а ограничиваются посещениями в выходные.

Воскресные посетители нередко подговаривают своих ребятишек отказываться от патронатных семей.

- Такие горе-родители ведут себя как «собаки на сене», - констатирует Зиля Ситдикова. – И от ответственности за воспитание отказываются и не дают детям найти домашний уют. Мы стараемся сделать все, чтобы малыши не чувствовали себя обделенными, но тепло мамы с папой воспитатели никогда не заменят. Подросшим ребятам в мягкой форме объясняем, что у каждого человека должна быть полноценная семья. Ведь если им этого не втолковать, они потом приведут сюда своих детей.

Денег, которые выделяет государство на содержание малышей, едва хватает. Только на питание одного ребенка в день отпущено 83 рубля.

- Наши дети получают весь необходимый комплекс витаминов, который требуется для нормального роста организма, - отчитывается директор детдома Талгат Хисамутдинов. – И очень непросто обеспечить стол нужными продуктами на такую мизерную сумму. А без молочного, фруктов, соков детского питания быть не может. Зато точно знаю, что многие наши воспитанники в своих семьях ничего кроме хлеба и макарон не ели. Некоторые из них даже конфет не пробовали, пока не попали сюда.

В нынешнем году эту сумму обещают увеличить до 95 рублей, но такая ничтожная прибавка вряд ли изменит ситуацию.

Анастасия ЖИЛКИНА,

Айгуль ХАФИЗОВА.

"