Posted 31 августа 2015,, 20:31

Published 31 августа 2015,, 20:31

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

Западная Европа расплачивается притоком мигрантом за милитаризм Вашингтона

31 августа 2015, 20:31
Начиная с весны текущего года, главной темой ведущих европейских изданий стала проблема нелегальной миграции в Европу беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Французская газета «Либерасьон» в конце августа посвятила этой теме целых 17 страниц, то есть фактически специальный номер. И это неудивительно.

По данным агентства Европейского союза по безопасности внешних границ (Frontex), с каждым годом растет число мигрантов с неурегулированным статусом, прибывших на территорию Евросоюза: в 2013 году – 107 тысяч человек (что на 48 процентов больше, чем в 2012 году); в 2014 году – более 276 тысяч человек; с начала текущего года – уже 237 тысяч человек. По прогнозам Международной организации миграции, к концу августа число нелегальных мигрантов достигнет 250 тысяч человек. Таким образом, только за последние 2,5 года в Европу прибыло почти миллион мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки, и этот поток не иссякает.

Об остроте проблемы свидетельствует хотя бы признание канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что для руководства ФРГ вопрос нелегальных мигрантов стоит более остро, нежели греческий кризис и стабильность евро. В свою очередь, еврокомиссар по вопросам миграции Димитрис Аврамопулос заявлял, что сегодня Евросоюз столкнулся с крупнейшим миграционным кризисом со времен Второй мировой войны.

Эксперты подчеркивают, что сложившиеся глобальные дисбалансы капиталистической экономики бумерангом отражаются на тех, кто, по сути, выступает бенефициаром самой этой системы. Когда-то европейцы колонизировали народы Африки и Азии, безжалостно эксплуатировали их природные и людские ресурсы, доведя целые страны до нищенского уровня. А сегодня сама жизнь гонит многомиллионное население Юга и Востока в обеспеченные страны центра мировой экономики. Простым управлением людскими потоками разрешить это противоречие не удастся.

Прибывшие в Европу мигранты уже массово выступают с протестами по поводу условий содержания. В свою очередь, местное население все активнее выражает свое недовольство бестактностью поведения непрошеных гостей, не желающих соблюдать обычаи и культуру принимающей стороны, что создает условия для возникновения межэтнических конфликтов. Кроме того, европейцы выражают опасения из-за возможности распространения инфекционных (в том числе, экзотических) заболеваний, а также проникновения в миграционном потоке террористов и членов этнических преступных сообществ.

Задержание и последующая депортация мигрантов ситуации не улучшают, поскольку организующие их переброску преступные группы продолжают действовать. Эксперты указывают, что переправка нелегальных мигрантов через границу в страны Европейского союза переросла в выгодный бизнес, приносящий его организаторам огромные доходы. По некоторым данным, мигрант выплачивает перевозчику за незаконный переход границы около 5 тысяч долларов, причем в этой схеме задействованы и сами европейцы. Это, естественно, не способствует улучшению криминогенной обстановки в странах Евросоюза, а дальнейшее нахождение мигрантов на территории стран ЕС ложится тяжелым финансовым бременем на бюджеты государств.

В июле главы полицейских ведомств 23 стран ЕС (из 28 стран) обязались принять более 32 тысяч беженцев, уже прибывших на территорию Греции и Италии, и переселить в Европу дополнительно 22,5 тысяч человек из приграничных с Сирией государств (то есть всего 54 тысяч 760 человек). По данным европейских СМИ, «львиная доля» беженцев из третьих стран придется на Германию, Францию и Испанию (соответственно 21,91%, 16,88% и 10,72%). Но это всего лишь «капля» в бушующем миграционном потоке, устремившемся в Европу (в прошлом году прошений о предоставлении убежища в странах ЕС подали почти 627 тысяч мигрантов). А по прогнозам береговой охраны Греции, в ближайшие годы только морским путем через Средиземное море около 2,5 млн. мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки могут попытаться нелегально попасть в ЕС.

В основном, мигранты стремятся осесть в Германии, Великобритании или Франции. Но, в принципе, они готовы жить в любой европейской стране, которая их приютит. Хотя бы потому, что уровень жизни даже в таких небогатых странах как Болгария или Румыния на порядок выше, чем, скажем, в Ливии, Ираке или Сирии, охваченных пожарами войны.

По мнению заместителя директора Института Европы РАН Валентина Федорова, то, что мы наблюдаем сейчас в Европе – это историческая месть бывших колоний.

- Теперь они (бывшие колонии, ред.) создают проблемы для цивилизованных стран. Запад сам способствовал этому. Когда был у власти Каддафи, он запрещал отправку любых типов судов в Европу. Сейчас там развал, устроенный западными странами – и хлынул поток мигрантов, – считает ученый.

Действительно, четверть века назад толерантные европейцы, закрепляя право свободного перемещения и миграции в пределах Евросоюза, подразумевали, что им воспользуются прежде всего сами европейцы. При этом считалось, что миграция из стран «третьего мира» будет незначительной и легко регулируемой (предполагалось, что несколько тысяч гастарбайтеров в год не повредят, да и для экономики Евросоюза будет польза). Но так гладко оказалось лишь на бумаге. На деле же объединенная Европа не в состоянии ограничить все возрастающий миграционный поток – ни физически, ни юридически.

В этих условиях европейские политики вполне серьезно заговорили о возведении на границах своих стран заборов и других преград (вслед за Венгрией, подобные идеи уже озвучиваются в Германии и Франции). Как здесь не напомнить, что сам Евросоюз начинался именно с устранения подобных заборов и преград...

Политический и экономический обозреватель, бывший министр финансов США Пол Крейг Робертс (Paul Craig Roberts) считает, что сегодня Западная Европа расплачивается за «беспечность своих правительств и милитаризм Вашингтона», за гибель огромного количества гражданских лиц. Свержение режимов в Ираке и Ливии, гражданские восстания в Бахрейне и Йемене, массовые протесты в Кувейте, Ливане, Мавритании, Саудовской Аравии, Судане, Алжире, Иордании, Марокко, Омане, Западной Сахаре, последовавшие за этим годы нестабильности, вооруженного противостояния враждующих группировок, активная террористическая деятельность ИГИЛ – все это вынуждает огромные массы людей сниматься с насиженных мест и искать лучшую долю в других странах.

Посол России в Сербии Александр Чепурин назвал этот массовый поток мигрантов «арабской осенью», которая «идет туда, где была спровоцирована “арабская весна”.

- Мы знаем, кто стал причиной такого массового миграционного потока. “Арабская весна”, бомбардировки, миллионы погибших людей – все это возвращается рикошетом туда, откуда это все пришло», – приводит слова дипломата РИА «Новости».

Весной этого года Евросоюз принял план, согласно которому каждой стране выделяется квота, то есть определенная численность мигрантов, которую член Евросоюза обязан принять. Однако многие страны уже выразили несогласие с этим решением.

Так, глава МИД Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо (José Manuel García-Margallo y Marfil) напомнил, что уровень безработицы в его стране – почти 24%, то есть работы не хватает даже местным жителям. В свою очередь Словакия готова принять 200 сирийских беженцев (христиан) вместо 1100 мигрантов, которых изначально предложил принять ЕС. А премьер-министр страны Роберт Фико в интервью австрийскому изданию прямо заявил, что его страна не виновата в возникновении этого кризиса.

- У меня только один вопрос: кто бомбил Ливию? – спрашивает он. – Кто создал проблемы в Северной Африке? Словакия? Нет.

В Польше премьер-министр Эва Копач объявила о готовности принять 2 тысячи мигрантов (вместо 3,6 тыс. по планам ЕС). При этом польские политики не могут не считаться с мнением общественности накануне предстоящих в октябре выборов в парламент. По результатам опроса (июнь текущего года) 61% поляков заявили, что их страна не может позволить себе принимать больше мигрантов. Аналогичный опрос в Словакии показал, что 70% жителей страны выступают против того, чтобы принимать беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки согласно предложенным в ЕС квотам. В Чехии более 70% жителей страны высказались за то, чтобы их страна больше не принимала мигрантов из Сирии или Северной Африки (в то же время, 53% заявили, что готовы принимать беженцев из Украины).

Жесткую позицию по проблеме миграции занимает Великобритания. В интервью лондонской газете «Файнэншл таймс» премьер-министр Дэвид Кэмерон (David Cameron) вообще предложил пересмотреть одно из фундаментальных положений Евросоюза – свободу передвижения рабочей силы из стран Восточной и Южной Европы в богатые государства ЕС при одновременном закрытии доступа иностранцам к национальным социальным программам.

- Евросоюз должен вернуть себе доверие народов, которое оказалось подорванным необузданной миграцией, – заявил Кэмерон.

Но не только «старожилы» Евросоюза вынуждены решать проблему нелегальной миграции. Так, согласно плану Еврокомиссии по распределению беженцев, государства Балтии должны принять у себя часть мигрантов. И хотя основная «нагрузка» (75% всех лиц, обращающихся за политическим убежищем) ложится на пять стран ЕС – Францию, Германию, Швецию, Италию и Венгрию – Вильнюс, Рига и Таллин пока отказываются принимать то число беженцев, о котором говорит Европейский Союз.

Квота Латвии составляет 737 беженцев в основном из Сирии и Эритреи (напомним, что с 1998 года статус беженца получили всего 65 мигрантов), Литвы – до 710 беженцев, в основном из Сирии (глава правительства Альгирдас Буткявичюс утверждает, что Вильнюс может принять не более 40 беженцев), Эстонии – 1064 беженца (с 1997 года в стране статус беженца получили 108 человек). Страны Балтии не готовы нести дополнительные расходы на мигрантов. Немецкая газета Deutsche Welle приводит слова политолога из Эстонии Леонида Карабешкина: пособие по безработице составляет порядка €125 (это покрывает расходы лишь на скудное питание), в ряде регионов сохраняется высокий уровень безработицы, работодатели могут предложить мигрантам лишь низкооплачиваемые рабочие места с тяжелыми условиями труда.

На обустройство каждого из 40 тысяч легальных беженцев, которых Евросоюз планирует принять, Брюссель готов выделить финансовую помощь в размере 6 тысяч евро, (всего – 240 млн евро, расходы учтены в проекте бюджета ЕС на 2016 финансовый год). В целом же на решение миграционных проблем в следующем году предполагается потратить 833 млн евро. В условиях кризиса изыскивать эти средства в бюджете европейских стран будет нелегко.

Кроме того, как уже было отмечено, целый ряд государств Евросоюза выражает недовольство в связи с предложением Брюсселя равномерно распределить мигрантов. Однако чиновники ЕС не намерены пересмотреть свое решение, а глава европейской дипломатии Федерика Могерини заявила, что хотя предложенная реформа «неидеальна, но все равно является огромным шагом вперед».

Отметим, что введенные Евросоюзом обязательные квоты для мигрантов касаются не только членов ЕС, но и ассоциированные с ним страны, включая Украину, располагающую значительной территорией и плодородной землей. По данным западных СМИ, еврочиновники планируют направить на Украину более 100 тысяч мигрантов из Ливии, Сирии, Ирака, Йемена, Эфиопии и других стран.

- Как мы все знаем, наплыв мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока катастрофический, нагрузка на отдельные страны просто колоссальная. Особенно от этого страдают Италия и Греция. Будет правильным, если страны, желающие войти в Европейский союз, будут участвовать в решении этой ситуации, – заявил еврокомиссар по вопросам миграции, внутренних дел и гражданства в странах Евросоюза Димитрис Аврамопулос в интервью итальянской радиостанции Rai News 24.

– Европейская комиссия исходит из принципа солидарности и пропорциональности. То есть, количество мигрантов должно распределяться по принципу “между всеми без исключения” и в зависимости от наличия свободных территорий, пригодных для проживания. И здесь мне кажется, Украина имеет высокий потенциал – много свободной плодородной земли, мягкий климат, доступная инфраструктура.

Еврочиновник уверен, что приток мигрантов станет благом для Украины, поскольку поможет ей, в частности, увеличить сельскохозяйственное производство. Правда, на чем основаны подобные «расчеты», не ясно. Ведь из-за жесточайшего кризиса в стране зашкаливает безработица (на одну рабочую вакансию претендуют 34 человека), 80% украинцев сами находятся за чертой бедности и нуждаются в помощи государства. Украина сегодня не способна обеспечить беженцев ни работой, ни пособиями. Кроме того, чиновники ЕС совершенно не принимают во внимание разгул украинского национализма, под воздействием которого в украинском обществе формируется крайне негативное отношение к иностранцам, особенно представителям другой расы и вероисповедания.

По мнению эксперта «Военного обозрения» Алексея Володина, «американские партнеры, осуществляющие режим ручного управления Украиной, будут только рады, если пустеющие от растущий эмиграции территории Украины будут заполняться африканскими и азиатскими “друзьями”.

Во-первых, у российских границ возникает серьезный дестабилизирующий фактор, поскольку считать тех же сомалийских или афганских беженцев стабилизирующим звеном не приходится. Во-вторых, Евросоюз будет вынужден и дальше раскошеливаться на «плановое» расселение и обустройство мигрантов. В-третьих, Соединенные Штаты получают дополнительный предлог для расширения своего военного присутствия в Европе: теперь европейским союзникам угрожают не только «агрессивная путинская Россия», но и беженцы, определенная группа которых вполне может принадлежать к международным террористическим и экстремистским организациям (или будет Вашингтоном объявлена таковой). Сидя за океаном, можно с удовлетворением созерцать, как их европейские союзники (и по совместительству экономические конкуренты) буквально захлебываются в потоке мигрантов.

Вячеслав ПЕТРОВ.

"