Сергей Мережко: «Жизни людей не должны подвергаться опасности в маршрутках»

Сергей Мережко: «Жизни людей не должны подвергаться опасности в маршрутках»

31 августа 2010, 23:40
Политика
Ведомство, призванное надзирать за деятельностью автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в Башкирии существует уже 20 лет. Однако лишь с недавнего времени о работе республиканского Госавтодорнадзора заговорили всерьез. В конце июня 2010 года главой управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан (УГДН по РБ) назначен Сергей Мережко. Причем вникать в проблемы федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Николаевич начал еще в феврале в статусе исполняющего обязанности.

С приходом молодого и энергичного руководителя ведомство и начало новую жизнь. Мережко действительно озабочен соблюдением законодательства в сфере автотранспорта и дорожного хозяйства и требует выполнения правовых норм от всех, независимо от рангов и должностей.

 

Маршрутная жалобная книга

 

43-летний Сергей Мережко до того, как оказаться в кресле начальника транспортной инспекции, успел поработать в серьезных силовых ведомствах и на пост руководителя УГДН по РБ пришел в ранге полковника правоохранительных органов.

- Я законник по сути и по профессии, - говорит Сергей Николаевич. – Для меня соблюдение закона превыше всего.

В обязанности начальника УГДН по РБ входит контроль за соблюдением мер безопасности не только на транспорте, но и в дорожной сфере. Инспекторы Госавтодорнадзора отслеживают состояние дорожной инфраструктуры на федеральных трассах, и в случае появления нарушений, например, таких как стихийные гравийные съезды, тут же выписывают предписания о немедленном приведении магистрали в порядок.

- По закону муниципалитетам отводится срок на устранение недостатков, и обычно районные власти в этот срок укладываются, - говорит г-н Мережко. – К надзору и штрафным санкциям нашего ведомства относятся серьезно.       

Сергей Мережко решил навести порядок на рынке пассажироперевозок, считая, что в этой сфере контроль Госавтодорнадзора необходим в первую очередь.

- До вас пробовали многие, но не получалось, - говорим мы.

- Но это наша работа – обеспечить безопасность пассажиров, - уверяет он.

Интересно, что, по словам Сергея Николаевича, пассажиры в некоторой мере сами способствуют тому, что в Уфе, да и во многих городах Башкирии развился дикий рынок пассажироперевозок.

- Если бы наши граждане понимали, как рискуют, садясь в технически несовершенные машины частных перевозчиков, наверное, по улицам не носились бы в таком количестве автобусы желающих заработать на извозе, - говорит г-н Мережко. - А если бы жители дворов, где на ночь паркуются автобусы таких перевозчиков, сообщали об этих нарушениях в мэрию или жаловались нам, то беспорядка на дорогах стало бы меньше. Потому что ночевка маршрутного автобуса рядом с подъездом водителя – откровенное нарушение правил автоперевозок, предполагающих, что оказывающий автотранспортные услуги имеет гараж, где не только осматривают техническое состояние машины перед выходом на линию, но и проверяют здоровье водителя – не шалит ли у него сердце, не выпил ли он вечером лишнего.

К сожалению, по данным многих экспертов, большая часть автопредпринимателей предпочитает не обременять себя ни излишней инфраструктурой, ни тем более, техническим и медицинским персоналом. Им проще зарабатывать деньги нелегально, не выплачивая ни налогов, ни обязательных сборов с заработной платы. По некоторым данным, на башкирском «черном» рынке автоперевозок «крутится» 144 миллионов долларов ежегодно, а государство теряет неоплаченными налогами около 147 тысяч долларов в год. Кроме того, многие владельцы лицензий не имеют ни транспортных средств, ни водителей в штате, а предпочитают «продавать» маршруты. По слухам, стоимость «разрешения» ездить по тому или иному направлению доходит до 200 тысяч рублей.

- Это мошенничество чистой воды, - уверен Сергей Николаевич. – Для того, чтобы автобус мог обслуживать пассажиров на линии – необходимо участвовать в конкурсе по распределению маршрутов и получить разрешение в мэрии. Владельцы лицензий не считают нужным заключать договоры с администрацией, но берут на себя юридическое обслуживание таких водителей – мол, если тебя привлекут, обращайся к нам.

Как утверждает г-н Мережко, автоюристы обжалуют любое действие сотрудников транспортной инспекции, надеясь измотать автодорожных надзирателей судебными исками – мол, в следующий раз будут опасаться выносить предписания. При этом особыми юридическими знаниями такие предприниматели не обладают, просто выбрали для себя тактику: лучшая защита – это нападение.

- А ведь такие коммерсанты наносят существенный урон тем бизнесменам, которые соблюдают правила игры: содержат штат водителей, производственные помещения и техническое обслуживание, - объясняет Сергей Николаевич. – Добросовестный предприниматель, выполняя условия конкурса, целый день обслуживает тот или иной маршрут, даже когда пассажиров нет, и идет на определенные затраты. А недобросовестные – днем спят и выезжают только в часы пик, чтобы собрать сливки с маршрутов на центральных улицах и лишить средств честного бизнесмена. Да и водитель думает: «А зачем мне эта суета – с возвращением в гараж, медосмотром, строгим техническим контролем, фиксированным числом смен, подъемом в четыре утра? Ведь проще работать самостоятельно и никаких проблем, автобус у подъезда, когда захотел, тогда и выехал на линию, причем на ту, где денег можно собрать больше…» Такие перевозчики, не соблюдающие никаких цивилизованных правил, и задают тон на диком рынке, выводя людей в неправовое поле. И «щупальца» таких уфимских предпринимателей протянулись уже и в отдаленные города республики.       

- Куда же смотрит Ространснадзор? – спросит читатель. 

Дело в том, что проверять предпринимателей государственные ведомства могут только один раз в три года, либо  по обращению граждан, если в обращении указано, что перевозчиком была создана угроза жизни и здоровью граждан.

- Мы обязаны следить, чтобы жизни жителей Башкирии не подвергались опасности, - объясняет Сергей Николаевич. – Задача нашего ведомства надзирать за законностью в автотранспортной сфере, и мы, на мой взгляд, ее выполняем. Перевозчики прекрасно понимают, что мы не можем остановить их деятельность, если на то нет серьезных оснований. И если бы мы располагали жалобами, касающимися тех или иных нарушителей, то могли бы принимать конкретные меры – обращаться в интересах людей в суд или выписывать предписания об устранении нарушений.

В ближайших планах начальника башкирского Управления госавтодорнадзора разместить на некоторых конечных остановках ящики для сбора жалоб от населения на некачественное автотранспортное обслуживание. В УГАДН по РБ также планируют раздавать в общественном транспорте анкеты, где пассажир мог бы указывать плюсы и минусы того или иного перевозчика.

- Обычно человек едет недовольный в маршрутке, отмечает, как водитель превышает скорость, проскакивает на красный свет, но, оказавшись дома, машет рукой на эти проблемы – добрался и хорошо, - объясняет Сергей Николаевич психологию пассажира. - А теперь такой недовольный гражданин сможет прямо на остановке пожаловаться в наше ведомство.

Сергей Мережко уверяет, что привлечь к ответственности перевозчика-нарушителя не так просто – нужно доказать, что он действительно работал на линии, а не ехал, например, на мойку, что он вышел в рейс, на самом деле не пройдя медосмотра, а для этого требуется найти врача, выдавшего липовую справку. И жалобы населения с указанием номеров автобусов, нарушающих правила перевозок, помогут инспекторам навести порядок на дорогах. 

- Это сложный участок, - объясняет он. – Нужна оперативная работа, чтобы воедино собрать доказательную базу. Но мы стараемся это делать, прежде чем пойти с иском в суд.   

- Вы взялись на неподъемный труд, - говорим мы г-ну Мережеко. – В управлении работает не так много людей. Готовы ли к тому потоку жалоб, который на вас обрушится?

- Это наша работа, - пожимает он плечами.

 

Тише едешь – дальше будешь

 

Для оформления лицензий на право перевозок в башкирском УГДН открыли «единое окно». И, по словам инспекторов, «по закону на оформление документов отводится 45 дней, но при соблюдении всех необходимых требований, нужные бумаги можно получить и в более короткий срок».  

- Мало выдавать разрешительные документы, - уверен Сергей Николаевич. – Для того, чтобы быть уверенным в безопасной работе автоперевозчиков, важно постоянно контролировать их. Например, они предоставляют договоры на предрейсовые осмотры водителей, а такого медучреждения не существует. Или заключают контракт на техобслуживание автобусов с гаражом, где о таком документе и не слышали. 

Любопытно, что г-н Мережко предпочитает называть выехавших подзаработать на личных «ГАЗелях» частников не «нелегалами», а «недобросовестными» перевозчиками.

- Формально нелегалами они не являются, - объясняет Сергей Николаевич. – Чаще всего у них есть путевки, выписанные владельцами лицензий прямо на конечной остановке. А в лицензии, выдаваемой, кстати, нашим ведомством, сказано, что обладатель такой бумаги имеет право осуществлять пассажироперевозки на территории РФ. Этой размытостью определения и пользуются недобросовестные хозяева автобусов и ставят свои машины на любой маршрут, который кажется им особенно прибыльным. А такие действия регулируются законодательством – перевозчик, выигравший в мэрии этот маршрут, не должен терпеть посягательств на его бизнес и обращаться в суд. И мы поможем добросовестным участникам авторынка добиться справедливости.

Сергей Мережко уверяет, что он за то, чтобы на рынке автоперевозок была конкуренция.

- Но на маршруты должны выходить только те перевозчики, которые досконально соблюдают правила игры, - говорит он. – А, значит, отвечают за безопасность пассажиров.

Сергей Николаевич считает, что в борьбе с недобросовестными перевозчиками сегодня может помочь новая статья 263.1 Уголовного кодекса, вступившая в силу в июле    2010 года «Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности». Теперь, согласно новому уголовному законодательству, в случае ДТП с одним пострадавшим или нанесением крупного ущерба (около миллиона рублей) предприниматель или человек, на которого возложена обязанность отслеживать техническое состояние автомобиля, может попасть за решетку на три года. Если в аварии погиб человек, то механик или коммерсант, владеющий автобусами, может лишиться свободы на пять лет, а в случае гибели двух и более людей, ответственные за выпуск автобуса на линию могут попасть на нары на семь лет. Причем у механика должны быть аттестационные документы, подтверждающие его право оказывать такую услугу.  

- Нынешняя новелла уголовного законодательства заставит задуматься тех, кто выдает липовые путевки. Ведь если неподготовленный водитель, только вчера решивший зарабатывать извозом и купивший путевой лист, совершит аварию, где пострадают люди, под суд вместе с ним пойдет и механик, и предприниматель, чьи подписи стоят на путевом листе. Мы полагаем, что это нововведение существенно облегчит надзор за недобросовестными перевозчиками, и мы будем делать все, чтобы эта статья работала.    

По словам Сергея Мережко, на днях один из таких водителей в Уфе сбил женщину на проспекте Октября около дома № 80.

-  Это как раз тот случай, когда за аварию должен ответить не только водитель, но и тот, кто выдал ему путевку, - жестко говорит Сергей Николаевич. – И, надеюсь, новое законодательство заставит одуматься многие горячие головы, считающие, что на рынке автоперевозок – легкие деньги.

Но, понятно, что каким бы энтузиазмом не обладал новый начальник Башкирского УГАДН, справиться с диким рынком автоперевозок, ни ему, ни его подчиненным в одиночку не под силу. Для того, чтобы борьба с недобросовестными перевозчиками была успешной, необходимо, чтобы за это поле искренне переживали и представители других органов власти и ведомств.

- Мы ограничены своими полномочиями, - говорит г-н Мережко. – Наши инспекторы обязаны контролировать режим труда и отдыха водителей и соблюдение ими лицензионных требований и правил безопасности. Остановить автобус, который, возможно, нарушает правила перевозок, могут только сотрудники ГАИ. И, соответственно, только работники мэрии имеют право спросить, на каком основании этот перевозчик оказался на том или ином маршруте – ведь выдача маршрутных карт производится согласно местному законодательству, а мы вправе контролировать только федеральное.

- Может, стоит проводить рейды, как в Казани, где в проверках перевозчиков участвовали не только чиновники и госавтоинспекторы, но и налоговики, и Роспотребнадзор?

- Для наведения порядка все средства хороши, - соглашается Сергей Мережко. - Считаю, что те, кто стремится работать и зарабатывать на этом рынке, однажды придут к мнению, что проще соблюдать все требования и работать по правилам, чем нарушать закон. Понимаю, что на это потребуется время, но и время стихийного рынка ушло, предприниматели должны будут или подчиниться законодательству, или покинуть этот бизнес. 

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter