Posted 31 июля 2012,, 12:15

Published 31 июля 2012,, 12:15

Modified 10 ноября 2022,, 18:53

Updated 10 ноября 2022,, 18:53

Один из символов Уфы – Северный автовокзал - осенью отметит двадцатилетие

31 июля 2012, 12:15
Когда в северной части столицы Башкирии началось строительство автовокзала, уфимцы терялись в догадках, что за монументальное сооружение растет за спорткомплексом «Нефтяник». Здание имело неканонические формы и напоминало авианосец с палубной надстройкой, позже оказавшейся башней гостиницы. Оказывается силуэт здания в виде корабля оправдывался тем, что рядом, по задумке тогдашних властей, должен был появиться речной порт. «Авианосец» по Белой не поплыл - проект забросили.

Грандиозный девятиэтажный автовокзал затмил своим видом другой необычный архитектурный новодел того времени мечеть «Ляля-Тюльпан». Но, к сожалению, судьба транспортного узла сложилась не так, как задумывали чиновники и транспортники. Построенный на изломе эпох, между плановой и рыночной экономиками, автокомплекс вместе со своим коллективом по сей день борется за существование, словно экипаж за жизнь корабля.

Начальник смены Северного автовокзала Татьяна Соколова начала работать в «Башавтотрансе» с первых минут работы нового автокомплекса. О том, как сложилась судьба автовокзального предприятия, г-жа Соколова рассказала читателям «ЧП».

Семеро по автолавкам

Татьяна Владимировна не городской житель. Родилась и выросла в небольшом селе Начапкино в Уфимском районе, после школы переехала в столицу Башкирии, где окончила автотранспортный техникум по специальности «Эксплуатация перевозок». После работала на «Гидравлике» нарядчицей.

- В 1981 году мы купили дом на склоне Белой прямо перед площадкой, где начал строиться автовокзал, - рассказывает она. - Следующие десять лет мы наблюдали из окна за его возведением. Происходящее пугало - снесли целый холм, засыпали овраг, в котловане суетилась уйма техники.

Узнав, что здесь появится автовокзал, Татьяна Владимировна отправилась в «Башавтотранс» искать удачи в трудоустройстве.

- В 1992 году я пошла на Южный автовокзал, и попросилась на работу, - вспоминает Татьяна Владимировна. - Но потерпела неудачу: штат уже набрали из числа работников Южного вокзала живущих в Черниковке. Тогда я оформила отпуск на «Гидравлике», купила поросят и решила посидеть дома. Как раз сын пошел в первый класс, я планировала заняться хозяйством. Внезапно приходит девушка из «Башавтотранса»: мол, вас директор зовет. Я прихожу, а он мне: пиши заявление на устройство диспетчером. Это было 22 октября 1992 года. А 23-его открылся Северный вокзал.

Это уже сложно сейчас представить, однако запуск вокзала прошел без помпы и традиционного разрезания красной ленты, даже без каких-либо речей. Утром 23 октября в здании вокзала открыли двери, и на этом торжественная часть была завершена.

- В 6 часов утра вокзал открылся, и автобусы поехали по всем направлениям. А у меня душа болит о поросятах, - вспоминает Татьяна Соколова. – Их у меня в ту осень трое – красавцы Степаша, Хрюша и Борис. Последнее имя было самое распространенное у свиноводов в 90-е годы – так им пришлось по душе имя Бориса Ельцина. С него, кстати, впоследствии, мне купили долгожданную норковую шапку.

Первый день работы «Северного» не прошел гладко.

- Уже в 9 утра произошел первый казус, - рассказывает г-жа Соколова. – В 9.20 рейс на Аскино. А автобуса нет. На вокзале переполох, пассажиры недовольны, мол, первый день и непорядок. Оказалось, что водитель перепутал вокзалы, и по привычки поехал на Южный.

Новоиспеченный диспетчер очень переживала.

- В первые дни особенно много ошибок. Я не знала водителей, междугородных маршрутов. Нарисовала себе от руки подсказку-схему – если Бирск, значит, автобус идет через Благовещенск, потом Мишкино, Бураево и все развилки… так наизусть и выучила.

Диспетчер заново узнавала все и о транспортных средствах.

- Нужно было знать, чем отличаются «ЛиАЗ-677» от «ЛАЗа-695», в каком из них есть мягкие места, сколько пассажиров они могут вместить, - объясняет она. - Эволюция модельного ряда прошла мимо меня: сначала «Икарусы», затем турецкие «Мерседесы», потом пришли 45-местные люксовые «НефАЗы».

Сложно было девушке и впервые взять микрофон, чтобы объявить о посадке.

- Первый раз долго молчала – в горле ком, - теперь смеется Татьяна. - Кое-как выдала свое первое «Уважаемые пассажиры …».

По словам Татьяны Владимировны, любой бумажный труд 90-х годов был кропотливым и утомительным, персональных компьютеров еще не было.

- Был диспетчерский журнал, мы писали марку машины, номер, направление, маршрут, время отправления по графику, фактическое время, - рассказывает нынешний начальник смены автовокзала. - Например, пришла разнарядка на рейс. По телефону мы сообщали кассирам, сколько продавать билетов. Например, 7.20 на Балтачево, столько-то билетов, автобус «Икарус». Это сейчас кассы продают все билеты, а тогда каждое окно работало по направлениям – например, Челябинская трасса, Бирская трасса. В конце дня вручную подсчитывался пассажиропоток, и писалась диспетчерская сводка. До появления компьютеров было еще семь лет. Но с их появлением, все равно учет пассажиров велся вручную. Бумажная работа также дублировала работу ЭВМ.

Кассовая борьба

В мае 1993 года Татьяна Соколова поменяла должность с диспетчера на начальника смены и тепеь в ее обязанности входит составление графика, расписания, посадка пассажиров. «Северный» в то время перерабатывал не только людские потоки с севера и северо-востока Башкирии, но и из Стерлитамака и других городов южного промышленного куста.

- Восемь месяцев от нас ездили автобусы на юг, - рассказывает Татьяна. - Это было самое пиковое время по пассажиропотоку, и время расцвета вокзала – до восьми тысяч пассажиров в сутки. В 1993-м от этих маршрутов отказались, посчитав, что междугородние автобусы «забивают» проспект Октября.

Как выяснилось, северный транспортный узел стал менее популярен, чем «южный» собрат, поскольку почти не имел привязки к городской транспортной сети. За оторванность от основных артерий вокзал по праву получил статус городской «Чукотки».

- Вначале 90-х сюда вообще ничего не ходило, вокзал был оторван от города, - вспоминает г-жа Соколова. - Пришел транспорт – мы продаем билеты, транспорта нет – сидим.

Ситуация ухудшилась после появления первых частных перевозчиков.

- Сначала это были просто попутки, а потом предприниматели организовали нелегальные перевозки, - говорит начальница смены. – Теперь постоянно нервничаем, опасаемся, что таксисты заберут пассажиров – а ведь они ни страховки людям не предоставляют и бросить их могут посреди поля, если что случится. А как завлечь к нам людей? Только качественным обслуживанием – стараемся ставить на линии только новые и комфортабельные автобусы.

От нервной работы Татьяна Соколова отдыхает в своем небольшом огородике.

– Зелень, морковка, кабачки, огурчики, помидорчики, в свободное время после работы заботишься о них, а окна все равно выходят на автовокзал, и снова невольно переживаешь: все ли там в порядке?

По пригородам и весям

Коллектив «Северного» живет одной надеждой на новый бум перевозок. Дело в том, что в генплане Уфы заложена новая магистраль, соединяющая Бирский тракт с новой развязкой в Затоне. Магистраль пройдет мимо автовокзала по улице Кемеровской вниз к реке, спустится по новому мосту через Белую и в районе совхоза «Алексеевский» соединится со всеми основными выходами из города, как например М7, и другими транспортными коридорами. Таким образом, поток машин может пойти на север Уфы, не загружая центр города и проспект Октября, а Северный автовокзал окажется в центре артерии.

Возможно, в советское время отцы города заложили автовокзал-корабль с прицелом на этот дорожный проект. На официальном сайте Главархитектуры Уфы напротив строительства дороги и моста стоит дата – 2020 год.

- Мы одновременно можем поставить на перрон до 15 автобусов, - гордится Татьяна Соколова. - Если проект дороги осуществится, «Северный» вернет южные маршруты и некоторые междугородние рейсы по казанскому и чебоксарскому направлениям. Тогда этот автовокзал оживет.

За 20 лет работы автовокзала здесь было много курьезных случаев. Например, милиционеры поймали банду несовершеннолетних карманников, орудовавших среди пассажиров.

- С трех часов начинается массовое отправление автобусов, на перроне многолюдно, и одно время завелись воришки, - вспоминает Татьяна. - Автобус за 10 минут до посадки ставиться к перрону, пассажиры кучкуются, и замечаешь, как в толпе бегают туда-сюда мальчишки 13-14 лет. Вместе с милицией мы их всех поймали и кражи прекратились.

А вот с перевозчиками-нелегалами справиться не удается. Назойливые бомбилы уводят пассажиров прямо от кассы. Положение исправило появление сотрудников ЧОПа в кассовом зале.

- Зиму уже пережили без нелегалов, их выгнали из здания, - рассказывает женщина. – Но никто с ними ничего сделать не может, даже милиция. Что такое штраф 4 тысячи? Они эту выручку за полдня делают.

При том глава смены признает, что некоторые автопредприниматели все-таки понимают, что лучше работать честно и выводят свой бизнес из подполья, сотрудничая с вокзалом, отправляясь от перронов по расписанию.

В среднем через Северный автовокзал проходит по 700 пассажиров в день. Он обслуживает два основных направления – север и северо-восток Башкирии. На севере: Благовещенск, Бирск, Янаул, Бураево, Мишкино, Караидель, Татышлы, Балтачево. На северо-востоке: Месягутово, Малояз, Большеустикинск, Карагай, Янган-Тау. Из междугородних направлений - Екатеринбург, Пермь, Ижевск.

Кстати, малоизвестная деталь – «Северный» также должен был стать самым крупным транспортным узлом пригородных перевозок. Весь цокольный этаж комплекса был спроектирован под перевозки пригородными и садовыми автобусами. Здесь должен был появиться свой зал ожидания и кассы. Не исключено, что после соединения затонской развязки и Бирского тракта, эта идея снова будет реанимирована.

Строительство новой автодороги по иронии судьбы сыграло с Татьяной Соколовой злую шутку. У автовокзала начнется новая жизнь, а она потеряет свой любимый дом с огородиком, который по воле случая оказался на пути будущей автотрассы и подлежит сносу.

- В приватизации земли нам уже отказали, а в районной администрации сказали, что снесут в 2015 году, - грустно говорит г-жа Соколова. – Зато вокзал будет жить.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

Фото автора.

"