Posted 30 мая 2010,, 21:50

Published 30 мая 2010,, 21:50

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

80% детей, оставшихся без попечения, - сироты при живых родителях

30 мая 2010, 21:50
В ближайший вторник мир отметит Международный день защиты детей. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Башкирии насчитывалось 497 тыс. детей в возрасте до 10 лет включительно. А перепись 1989 года зафиксировала, что на территории республики проживали 764 тыс. мальчиков и девочек, возраст которых не превышал 11 лет – это в полтора раза больше.

Зато на сегодняшний день в республике насчитывается 19200 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них под опекой и попечительством находится 11673, в приемных семьях – 2038, в патронатных - 722, усыновлены - 2259, в детских домах - 1075, в домах ребенка - 347, в приютах – 386. В целом, число сирот составляет примерно 2,2% от общего количества детского населения республики.

- Из 19200 маленьких граждан, оставшихся без попечения родителей, более 80% являются социальными сиротами. Это те дети, у которых есть мамы и папы, но лишенные родительских прав за неисполнение своих обязанностей, - говорит Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан Лилия Гумерова.

По ее словам, в республике 29 детских домов. Содержание одного ребенка в нем в год обходится в 296 тыс. рублей.

- После трагического случая в Ижевске, когда 12 детей перерезали себе вены, времени на раздумья не было. Мы поставили цель объехать как можно больше учреждений с круглосуточным пребыванием детей, - рассказывает омбудсвумен.

По словам г-жи Гумеровой, выпускники больше всего страшатся жизни «после детдома».

- Постинтернатное сопровождение стала настоящей проблемой, - продолжает она. - Сразу бросается в глаза бытовая неприспособленность этих детей, ребята не умеют распоряжаться денежными средствами, не могут воспользоваться теми льготами, которые они должны получать по закону, у них нет опыта взаимодействия с социальными службами.

Пока же проекты по постинтернатному сопровождению только зарождаются.

- И если у нас в республике будет такая программа, это станет огромным шагом вперед, - уверена правозащитница. - Институт уполномоченного по правам ребенка в РБ внесет свои предложения и наработки по итогам встреч с детьми-сиротами, посещения этих учреждений. И думаю, через месяц-два и мы сможем эту программу запустить, а механизмы ее отладить – дело техники.

Ее суть такова, чтобы каждый выпускник детского дома, хотя бы на первом этапе не уходил из поля зрения, чтобы в комплексе решались и вопросы их трудоустройства, и социальной защиты, обеспечения жильем, образования.

- При отсутствии постинтернатного сопровождения наивно полагать, что по окончании детского дома ребята пойдут по правильному пути, найдут свое место в жизни, не ступят на пути преступности и снова не родят таких же ненужных детей, какими они в свое время стали, - отметила Лилия Салаватовна.

Как считает Уполномоченный по правам ребенка в РБ Лилия Гумерова, в детских домах не на должном уровне отслеживаются вопросы профориентации. Как правило, выпускники детских домов вынуждены идти учиться в те учреждения, где есть общежитие.

- Но это, наверное, не вина детского дома: так система годами складывалась, - с горечью признала она.

К примеру, руководство детдома наладило добрые отношения с профессиональным училищем, и, соответственно, девочки пойдут постигать специальность штукатура-маляра, а мальчики будут каменщиками или плотниками.

- Ребята открыто говорят, что это не совсем то, что им хотелось бы. Кто-то хотел стать поваром, но в кулинарном лицее, к сожалению, нет общежития. Детская мечта разбита. Я считаю, что это большая боль. Огромная проблема, которую мы можем решить, - заявила правозащитница.

Другая серьезная проблема - обеспечение жильем. В целом по республике количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в предоставлении квартир по состоянию на начало минувшего месяца – 3045, из них совершеннолетних старше – 1413. В прошлом году за счет средств республиканского и федерального бюджетов обеспечен жильем 121 ребенок и 8 детей въехали в квартиры или комнаты за счет муниципальной казны. В нынешнем году Башкирия выделила на эти цели более 70 млн рублей. Из федерального бюджета пришли 6,7 млн рублей - финансирование получается один к десяти.

- Учитывая стоимость жилья, особенно в крупных городах, вложения могли бы быть и побольше, чтобы как можно быстрее решить проблему, - считает Лилия Гумерова. – Необходимо создать, может быть, в каждом муниципалитете резервные фонды. А то сейчас зачастую происходит такая ситуация: ребенок учится в ПТУ, подошло время выпускаться, а мы ему говорим: «Ты еще проучись, потому что там есть общежитие, поскольку пока предоставить жилье не можем».

По ее мнению, интересная идея - социальные гостиницы.

- Резервные фонды, социальные гостиницы могли бы помочь детям, пока подыскивают варианты, на год, полгода. Необходимо, чтобы ребенок жил в нормальных условиях даже временно, чтобы сирота не оставался на улице один на один с нерешенной проблемой жилья, - уверена омбудсвумен.

- Не становятся ли дети-сироты жертвами «черных» риелторов?

- Пока непосредственно ко мне судебных решений, жалоб самих детей-сирот не поступало. Ко мне на прием пришла женщина, проживающая в уфимском микрорайоне Затон. По ее словам, в их доме дети-сироты получили жилье, и уже были попытки «черных» риэлторов захватить квартиры. Дама сразу обратилась в милицию. Просто молодец, мужественный человек, столько работы проделала! Я туда лично выезжала, с детьми встречалась, и именно благодаря неравнодушной уфимке выпускник детдома не лишился комнаты. Она взяла под контроль всех детей сирот, которые поселены в этом подъезде, привлекла на свою сторону соседей (те сначала очень негативно относились к сиротам, смотрели на детей, как на пришельцев с другой планеты). Если говорить, что у нас плохое законодательство и злое общество и ничего не предпринимать, тогда ничего и не изменится. Надо верить и делать.

- Ведется ли статистика по жестокому обращению с ребенком в приемной семье?

- Любые факты жестокого обращения, естественно, берутся на контроль. Приемные семьи отслеживают органы опеки и попечительства. Речь идет о том, чтобы проверки носили неформальный характер. Нужно разработать анкеты, которая учитывал бы психологические особенности ребенка. Я вижу в ней такие вопросы: Когда в последний раз вы отмечали день рожденья? Когда вы были вместе в театре? Когда ты работал на огороде, кто тебе помогал? Это несложно сделать. Плюс, конечно, опрос соседей, медицинских служб. С другой стороны, на специалиста органа опеки приходится 3000-5000 детей, вопрос в том, сможем ли мы на невысокую зарплату привлечь настоящего специалиста, который и юридические вопросы знает, и одновременно неплохой психолог и педагог.

Наибольшее число случаев жестокого обращения с детьми, по данным Уполномоченного по правам ребенка в РБ, в Стерлитамакском районе и в Уфе. В целом же по республике, в прошлом году зарегистрированы 2072 преступных деяния в отношении несовершеннолетних, в том числе 691 преступление в отношении малолетних (до 14 лет), и 19 преступлений в отношении новорожденных.

- Уверена, что есть дети, которые терпят издевательства и не могут или не знают, как заявить об этом. Любую возможность ребенка сказать о своей боли нужно приветствовать. Павликов морозовых мы не воспитываем, но хотим предложить, чтобы свои «ящики доверия» появились в каждом учреждении круглосуточного пребывания детей. И если среди всех записок будет хотя бы одна, где ребенок сообщает, что ему действительно плохо, мы ее увидим и обязаны вовремя помочь. Это и профилактика суицидов, недопущение того, чтобы судьба ребенка оказалась травмирована, - продолжает правозащитница.

- Отказываются ли от приемных детей?

- Случались «возвраты» по инициативе замещающих родителей: общий язык не нашли. Таких случаев более 40. Но я считаю, что такой цифры в принципе не должно быть, необходимо, чтобы работа по подбору родителей велась более качественно.

- Были ли случаи, когда ребята сами просились обратно в детский дом?

- Таких случаев не было. Дети из дома ребенка хотят попасть в любую семью. Помню, накануне 8 марта мы побывали на конкурсе рисунков. Некоторых мальчиков и девочек мы у пьяных родителей отбирали и помещали в приют, а рисунки практически все были посвящены мамам: «Моя любимая мамочка». В нормальной, счастливой семье ребенок бывает такие слова не подберет. Без слез на это смотреть было невозможно.

Юлия ПЛЕХАНОВА.

"