Posted 31 января 2019, 10:22
Published 31 января 2019, 10:22
Modified 17 октября 2022, 20:08
Updated 17 октября 2022, 20:08
На днях стало известно, что председатель Совета старейшин, созданного при Всемирном курултае башкир, Вельмир Азнаев предложил принять в ряды Совета первого президента Башкирии Муртазу Рахимова. Данное предложение прозвучало на заседании Исполкома Всемирного курултая башкир. Скорее всего, оно будет окончательно утверждено на V Всемирном курултае башкир, который должен пройти в июне текущего года.
Это решение курултая башкир стало очередной порцией благ, доставшихся Муртазе Рахимову после того, как новый руководитель Башкирии Радий Хабиров своей встречей с ним снял табу, много лет наложенное на персону первого президента республики.
Через неделю, 7 февраля, Муртазе Рахимову исполнится 85 лет, наверняка юбилей не останется незамеченным и коллекция его почетных титулов пополнится новыми звучными званиями.
Муртаза Рахимов беспрерывно руководил Башкирией 20 лет от Горбачева до Медведева, с 1990 до 2010 года. Про таких, как он, противники говорят «одиозный». Отправленный в отставку досрочно, Рахимов оставил своим преемникам неоднозначное наследие. Он соединил все райцентры асфальтированными дорогами с Уфой, строил много больниц, школ и других социальных объектов. Но качество жизни населения республики, богатой нефтью, газом, лесом, имеющей развитую нефтеперерабатывающую промышленность, на момент отставки Рахимова явно не соответствовало экономическому потенциалу региона.
Высокий уровень безработицы, низкий уровень зарплаты, отсутствие у значительной части населения достойного жилья, неразвитая социальная инфраструктура, и, как следствие, - отток населения в другие регионы. Об этом официально и открыто говорило после ухода первого президента новое руководство республики.
Зато за время правления Рахимова серьезно выросло благосостояние его родственников. Сын Муртазы Рахимова Урал Рахимов стал долларовым миллиардером и вошел в список Forbes. Сейчас он фигурант уголовного дела и скрывается за границей. Сам бывший президент после отставки не остался в стороне от финансовых потоков. Муртаза Рахимов сразу после ухода с поста президента возглавил благотворительный фонд, контролирующий десятки миллиардов рублей.
Каким же был путь Муртазы Рахимова, человека и руководителя, и можно ли говорить о его возвращении на политическую сцену республики?
Человек-эпоха
Жизненный путь этого человека полностью связан с Башкирией, в развитии которой он сыграл ключевую роль, приняв непосредственное участие в принятии многих ответственных решений, непосредственно повлиявших на ход истории. Муртаза Рахимов обладает сильным характером и имеет бескомпромиссное мнение по многим вопросам, за что его недолюбливает немалое число оппонентов и при этом уважает не меньше земляков и политиков.
Его жизненный путь оказался весьма насыщенным. Муртаза Рахимов родился в предвоенные годы в деревне Таваканово в Кугарчинском районе Башкирии в семье председателя колхоза. Его родственники проживают в Кугарчинском районе и сейчас, занимаются там фермерством. Сам Муртаза Губайдуллович всегда испытывал симпатию к сельчанам и много внимания уделял именно благоустройству сельских территорий, которые, к слову говоря, занимают бОльшую часть территории республики.
Заметной фигурой в жизни Башкирии Муртаза Рахимов стал в конце 80-х годов ХХ века, когда занял пост директора Уфимского нефтеперерабатывающего завода, а уже в 1990 году стал председателем Верховного совета Республики Башкортостан.
В октябре 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан.
В августе 1991 года Муртаза Рахимов вначале поддержал ГКЧП, но потом, после разгрома путча в Москве, резко изменил свое мнение и объявил одним из первых региональных лидеров о выходе из КПСС и поддержке президента РСФСР Бориса Ельцина.
В марте 1992 года - подписан федеративный договор и приложение к нему от Башкирии. Вместе с тогдашним главой Татарстана Минтимером Шаймиевым Муртаза Рахимов тогда настояли на подписании приложений Федеративному договору от имени своих республик, в которых были обозначены особые условия о разграничении полномочий между федеральным центром и регионом. На основании этого документа Башкирия (как и Татарстан), получила беспрецедентные для тех времен полномочия регулировать порядок налоговых отчислений в федеральный центр, самостоятельно формировать судебную систему и силовые структуры, а также самостоятельно участвовать практически во всех международных и внешнеэкономических связях.
После этого события авторитет Муртазы Рахимова в Башкирии стал настолько высок, что в декабре 1993 года он был избран президентом Башкирии и руководил республикой следующие 17 лет.
Вышеупомянутое приложение к Федеративному договору политологи оценивают как начало взлета политической карьеры Муртазы Рахимова, однако он, в отличие от своего татарстанского коллеги, позднее утратил свой авторитет на федеральном уровне, поскольку оказался менее искусен в дипломатии, чем Минтимер Шаймиев.
В декабре 1993 года Муртаза Рахимов был избран первым президентом республики, набрав 63% голосов на выборах. В ходе первого президентского срока был подписан Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан.
Примерно в этот период, по мнению современников, в Башкирии начался культ личности Муртазы Рахимова, его именем начали называть детей, огромные портреты украшали главные улицы деревень.
В июне 1998 года на выборах он был переизбран на пост президента республики на второй срок, набрав 70,2% голоса. Его основным соперником на выборах стал министр лесного хозяйства республики Риф Казаккулов, который набрал 9 % голосов избирателей. Тогда в политическом лексиконе региона появился термин «Лесник», означавший альтернативную подставную кандидатуру на выборах, а в отношении к Муртазе Рахимову у многих стал все чаще чувствоваться сарказм.
По мнению социолога Ольги Крыштановской, в Башкирии к концу 1990-х годов сложился клан родственников президента: сын президента Урал Рахимов — вице-президент холдинга «Башнефтехим»; племянник жены президента Азат Курманаев — президент «Башкредитбанка»; жена президента Луиза Рахимова занимала ответственный пост в Министерстве внешних связей и торговли республики.
Начало конца
Президентские выборы 2003 года стали холодным душем для Муртазы Рахимова и его ближайшего окружения. Альтернативные кандидаты – банкир Сергей Веремеенко и нефтяник Ралиф Сафин умело использовали все просчеты команды Рахимова и составили ему настолько серьезную конкуренцию, что в первом туре победить первый президент республики не смог.
Впервые в истории Башкирии дело дошло до второго тура выборов. Тогда Рахимов удержался у власти только после сложных переговоров на федеральном уровне, как считают аналитики, выторговав свою победу на выборах в обмен на контрольные пакеты акций предприятий башкирского ТЭК и свободу сына.
Одним из слабых мест Рахимова-старшего в то время являлись попытки его сына приватизировать ТЭК региона. Подконтрольные ему структуры – несколько фондов, названных по именам башкирских рек «Юрюзань-инвест», «Инзер-инвест», «Агидель-инвест» и «Урал-инвест» сначала приватизировали предприятия башкирского ТЭК, а в 2005 и 2009 годах продали их АФК «Система».
После этого «Газпром», пользующийся покровительством Дмитрия Медведева, вскоре получил в свое распоряжение химический комбинат «Салаватнефтеоргсинтез». А затем в 2005 году АФК «Система», руководимая олигархом Владимиром Евтушенковым, за $600 млн купила блокирующие пакеты акций шести предприятий башкирского ТЭК: «Башнефть», «Уфаоргсинтез», «Новойл», «Уфанефтехим», Уфимский НПЗ и «Башкирнефтепродукт». Позднее, в 2009 году, АФК «Система» приобрела контрольные пакеты акций башкирских предприятий за $2 млрд, а затем консолидировала их на базе «Башнефти».
Ситуация вокруг Муртазы Рахимова вновь накалилась в 2009 и 2010 годах, непосредственно перед его отставкой. Источники, близкие к ситуации, утверждают, что первоначально это не была акция Кремля, спланированная непосредственно против Муртазы Рахимова. И первым тогда предложение об отставке от Дмитрия Медведева получил все-таки президент Татарстана Минтимер Шаймиев, который будучи мудрым политиком, в личной беседе с Медведевым выразил готовность подчиниться, но попросил сначала все-таки отправить в отставку Муртазу Рахимова, объяснив это заботой о репутации Кремля: нелогично отправлять в отставку Шаймиева, который всегда готов поддержать федеральное руководство, раньше, чем Рахимова, который часто критикует Москву.
Политолог Ростислав Мурзагулов описал в своей книга «Бабай всея Руси» историю о том, как президент Татарстана Минтимер Шаймиев ранее, еще в 90-е годы, настойчиво предлагал Муртазе Рахимову скоординировать защиту от федерального захвата путем объединения башкирского и татарского нефтехимических комплексов, привлечения инвесторов из-за рубежа или федеральных партнеров. После такого слияния осуществить экспансию против мощного нефтехимического гиганта было бы гораздо сложнее, потому что это могло взбудоражить два серьезных региона-донора и стать скандалом мирового уровня. Однако Муртаза Рахимов отверг это предложение Шаймиева, посчитав, что Башкирия сама сможет противостоять оппонентам, желающим проглотить башкирский ТЭК.
История с выборами 2003 года показала, что Шаймиев оказался гораздо более дальновидным политиком, чем Рахимов.
У Муртазы Рахимова тоже не раз были реальные шансы мирным путем переговоров решить вопрос с приватизацией нефтянки, и оставить своего человека преемником, но в конце 2000-х годов в Москве оказалась слишком большая концентрация обиженных на него людей, в том числе и выходцев из Башкирии, которые вместо содействия ему приложили усилия для ускорения отставки Рахимова. Впрочем, и он сам, по-своему приближал свой уход с политической сцены, потому что регулярно позволял себе совершенно недипломатичные публичные высказывания, раздражавшие федеральное руководство.
Так, в июне 2009 года после форума партии власти «Единая Россия» Муртаза Рахимов внезапно дал очень жесткие комментарии по поводу укреплявшейся в тот момент вертикали власти. Поддавшись на провокации журналистов, Муртаза Рахимов позволил себя нелестные высказывания практически обо всех политических фигурантах, которые так или иначе могли подействовать на его политическую карьеру: правительство, правящую партию, Госдуму, олигархов.
В качестве примера Рахимов привел тот факт, что в последние годы местные кадры в региональных представительствах федеральных ведомств меняются на присланных из центра. Также Рахимов раскритиковал партию «Единая Россия», которая, по его мнению, формируется по советскому образцу.
- Извините, но основа партии должна формироваться снизу. А у нас пока этого не видно. Партией пытаются рулить люди, которые и тремя курицами не командовали, – сказал глава Башкирии и неожиданно для всех заявил, что в России должны быть как минимум две парламентские партии, «как в Англии и Америке».
- Возьмем Госдуму. Разве это парламент? Стыдно смотреть! Население же смеется! – добавил он.
На вопрос о своем возможном преемнике Рахимов сказал, что еще его не наметил.
- У меня ведь срок заканчивается в октябре 2011 года. Кто после этого станет новым главой Башкирии? Как президент России скажет, так и будет, - заявил Рахимов.
В январе 2010 года в интервью агентству «Интерфакс» он вновь выразил недовольство федеральным руководством. И снова его цитаты долго обсуждались в федеральных СМИ, вызвав большой резонанс.
- С регионами легко стали делиться социальными обязательствами перед людьми, но не доходами. В унитарном государстве при консолидированном бюджете нет «доноров» и нет «дотационных» субъектов. Здесь другая терминология нужна. А так ни федерализм, ни унитаризм, а «рогатый заяц» какой-то, - заявил президент Башкирии.
В конце концов, терпение Дмитрия Медведева закончилось, и в июле 2010 года Рахимову было предложено покинуть свой губернаторский пост добровольно.
Примечательно, что за несколько дней до объявления о его отставке прошло заседание парламента Башкирии, на котором сразу в трех чтениях был принят закон о социальных гарантиях госслужащим, согласно которым, в частности, при назначении пенсий президенту, премьеру и спикеру парламента применялся коэффициент 3.18, в то время как ранее назначение размера пенсий этим деятелям находилось в компетенции действующего главы региона. После этого сомнений в скорой отставке Рахимова уже ни у кого не осталось.
И снова продолжение следует
Проводили его в Москве с почетом, вручили Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. Видимо, по этой причине после отставки Муртаза Рахимов рассчитывал получить должность советника нового президента республики и даже начал обустраивать новый кабинет в башкирском «Белом доме». Однако Рустэм Хамитов, возглавивший регион, вскоре после инаугурации заявил, что в услугах Муртазы Рахимова в качестве своего советника не нуждается. При этом он уточнил в кулуарах, что такова позиция вышестоящего руководства на федеральном уровне.
Так началась война между прежним и новым президентами Башкирии, жертвами которой пали многие причастные к тому или ином клану люди.
Благотворительный фонд «Урал», Совет которого Муртаза Рахимов возглавил 22 октября 2010 года, контролировал 63 млрд рублей, вырученных от продажи ОАО «АНК Башнефть», уфимских нефтеперерабатывающих заводов и ОАО «Башкирнефтепродукт» в 2009 году. Однако около 40 млрд рублей фонд «Урал» должен был вернуть АФК «Система», потребовавшей через суд обратно средства от продажи акций башкирского ТЭК, когда было принято решение об их приватизации в пользу государства.
Отрицать вклад фонда «Урал» в поддержку социальной сферы республики, безусловно, нельзя. Число построенных и отремонтированных школ, детсадов и больниц за минувшие восемь лет работы фонда перевалило за сотню.
Одним из самых заметных объектов была и остается Соборная мечеть «Ар-Рахим», которую никак не удается достроить. Но недавно фонд «Урал» в лице Муртазы Рахимова вновь пообещал довести стройку до завершения.
Созвучие названия мечети с фамилией Муртазы Рахимова не случайно, хотя оно было преподнесено общественности как одно из имен Аллаха.
Что же касается единственного сына Муртазы Губайдулловича, то, пожалуй, положение беглеца от правосудия, в котором он сейчас находится, - единственное, что, скорее всего, омрачит юбилейное настроение Рахимова-старшего.
По ситуации на сегодня известно, что Урал Рахимов находится в Австрии. Еще в апреле 2014 года в отношении него было возбуждено уголовное дело. В конце августа 2014 года ему было предъявлено заочное обвинение в легализации незаконно полученных денежных средств и присвоении в особо крупном размере. Урал Рахимов обвиняется в незаконном присвоении и легализации акций «Башнефти».
Расследование уголовного дела продолжается. В мае 2015 года власти Австрии получили запрос об экстрадиции Урала Рахимова. В марте 2016 года Земельный суд Вены по уголовным делам по ходатайству прокуратуры решил не выдавать Рахимова из-за политических мотивов в уголовном преследовании. Больше новостей о деле Урала Рахимова с тех пор не было.
Юбилейный политес
Врио главы Башкирии Радий Хабиров постарался по-своему скрасить Рахимову юбилейное настроение. Он встретился с ним на этой неделе и предложил широко, на республиканском уровне, отпраздновать приближающийся 85-летний юбилей Муртазы Рахимова: организовать большой юбилейный концерт в Конгресс-холле «Торатау» с выступлениями звёзд башкирской эстрады, фотовыставку под названием «Первый Президент Башкортостана».
Муртаза Рахимов отказался от чествования и пышных торжеств. Он поблагодарил Хабирова за заботу и внимание, но высказал мнение, что сейчас не самое лучшее время для празднеств. В республике, мол, необходимо решать многие накопившиеся проблемы, не терпящие отлагательств.
Первый президент продемонстрировал, что он в курсе этих самых проблем. Муртаза Рахимов пожелал Радию Хабирову удачи в работе по улучшению экологической обстановки в Сибае, где с ноября наблюдается сильная загазованность воздуха из-за окисления руды в неэксплуатируемом карьере местного УГОКа.
Рахимов выразил надежду на то, что и жители города всеми силами окажут руководителю республики всяческую поддержку, и уже вместе — власть и общество — наведут порядок в Зауралье, решат не только экологические, но и многие застарелые социальные проблемы.
Муртаза Рахимов подчеркнул, что будет искренне рад поздравительной открытке от Хабирова и нескольким тёплым словам в его адрес в республиканских СМИ, сообщает «Башинформ».
Таким образом, первый президент преподал третьему урок сдержанности и практически дал отеческое напутствие. Конечно, восточное уважение к старшим – качество похвальное, но для чего Хабирову демонстрировать имиджевую связку с Рахимовым - непонятно. Особенно учитывая весь негативный шлейф, так или иначе тянущийся за первым президентом.
После симпатии, открыто продемонстрированной Муртазе Рахимову врио главы Башкирии Радием Хабировым, можно смело предположить, что празднование юбилея первого президента Башкирии будет отмечаться его соратниками с размахом.
- Скорее всего, на долгосрочную политическую активизацию первого главы региона третий не рассчитывал, однако она может произойти сама собой. Здесь достаточно слегка приоткрыть дверь. Не будем забывать, что в распоряжении Рахимова есть огромные деньги и если раньше обращаться к их владельцу мешал страх перед административной машиной Хамитова, то теперь он исчезнет, а значит в офис благотворительного фонда "Урал" может выстроиться длинная очередь просителей, - отметил политолог Аббас Галлямов. - Нет никаких сомнений, что из зависящей от его подачек публики Рахимов попытается создать обширную и политически активную клиентеллу. Другой вопрос - получится ли это у него? И самое главное: выиграет ли в результате республика?
Вместо выводов
О роли Рахимова в истории Башкирии можно дискутировать долго, в его деятельности на посту руководителя республики можно отыскать немало и положительных достижений. Но сложно отрицать, что за два десятка лет присутствия Муртазы Рахимова в башкирской политике скандалов и конфликтов было много, больше, чем прорывных событий в развитии региона.
Можно ли охарактеризовать эпоху Рахимова как застой в отдельно взятом субъекте страны, или как упущенное для развития время - вопрос тоже спорный, но и эпохой великих свершений ее точно не назовешь. Поэтому вряд ли возможное возвращение Рахимова в политику, как создателя или идейного вдохновителя некой политически активной силы, можно назвать положительным моментом для общественной жизни республики, отмечают многие наблюдатели. И тут главный аргумент кроется в следующем: вряд ли соратникам Рахимова удастся преодолеть традиции клановости, переплетения личных связей и экономических интересов и прочие особенности национальной политики, вроде бы ушедшие в историю за последние годы.