Posted 31 января 2011,, 18:13

Published 31 января 2011,, 18:13

Modified 10 ноября 2022,, 18:56

Updated 10 ноября 2022,, 18:56

Муртаза Рахимов: «Российская Конституция – завещание Бориса Ельцина»

31 января 2011, 18:13
1 февраля в России пройдет день памяти первого президента страны Бориса Ельцина, посвященный 80-летию со дня его рождения. В родном городе Ельцина – Екатеринбурге откроется памятник экс-руководителю российского государства, а в Москве в Большом театре состоится вечер, посвященный его памяти. На памятное мероприятие приедут политики, государственные и общественные деятели, получил приглашение в Большой театр и первый президент Башкирии Муртаза Рахимов. Экс-глава республики много общался с первым руководителем государства. Мы попросили г-на Рахимова рассказать, каким человеком был Борис Ельцин.

- Мы как-то быстро и легко начали понимать друг друга, - вспоминает Муртаза Рахимов. – Видимо, одинаковую школу жизни проходили. Оба - уральские ребята, в деревне родились, на производстве поработали, на региональном уровне с одинаковыми проблемами сталкивались.

По словам г-на Рахимова, первый президент России «был человеком дела».

- Если хороший результат получался, то и доверие от него полное было, - убежден Муртаза Губайдуллович.

По мнению г-на Рахимова, Ельцин был не только политиком «большого масштаба», но и имел «очень русский характер».

- Борис Ельцин – очень энергичный, все делал с размахом, - рассказывает Муртаза Рахимов. – Но открытый для людей. Главное – не боялся ответственности, так как сформировался как большой руководитель, пройдя все этапы роста, поработав на всех уровнях.

Муртаза Рахимов уверен, что опыт управления приходит, когда «осознаешь свою ответственность за людей, которые тебе доверены».

- Если это ощутил, работая на уровне бригады, цеха, местной власти, то на всю жизнь остается, - сказал экс-глава республики. – Борис Николаевич проблемы знал не по докладам, а все через себя пропускал. К оценке людей подходил осторожно, старался учесть мнение работавших, тесно соприкасавшихся с ними.

Г-н Рахимов уверен, что Ельцин понимал «в советской системе многое надо менять, иначе движения вперед не будет».

- Считаю, что он и на конфликт с Горбачевым пошел, потому что чувствовал ответственность за страну, хотел вытолкнуть ее из нараставшего кризиса, - говорит Муртаза Губайдуллович.

- Совершал ли первый президент России ошибки как политик? – спросили мы у г-на Рахимова.

- Про ошибки пусть молодежь говорит, - ушел от ответа экс-глава региона. - Как у русских принято, об ушедшем либо хорошо, либо ничего.

Однако заявил, что предоставление Ельциным большей самостоятельности регионам - «абсолютно верное решение».

- Трудное тогда было время, - рассуждает Муртаза Губайдуллович. – Все знали, как теперь не нужно жить, а как надо по-новому – споров много было. Многое менять надо было, без инициативы снизу, без поддержки регионов это невозможно было сделать. А Ельцин все правильно сказал про суверенитет. Мы это как поняли: можете своими силами проблемы решать – делайте. За 10 лет в экономике, в политике и, во многом, в социальной сфере полностью от старых подходов ушли. Наоборот, у людей ощущение появилось, что они для себя работать стали. И никто же из России не побежал. И не развалилась страна, как некоторые пугали. За несколько месяцев новый Федеративный договор заключили.

По словам бывшего президента Башкортостана, «Москве же еще доказать надо было, как мы видим возможность жизнь людей улучшить».

- Для высшей власти ведь большой разницы нет: Белокатай это, Туймазы или Зилаир. А на местах-то мы лучше все видим, и настроения людей чувствуем, и контролировать исполнение поручений лучше можем. В этом Борис Николаевич нас понимал, и мы его поддерживали. А как же иначе? Доверие должно быть.

Муртаза Рахимов вновь заявляет, что сегодняшняя России «отходит от федерализма».

- В такой большой стране, как Россия, из одного кабинета всем управлять невозможно, - говорит он. - Регионы у нас разные по развитию, и люди в них разные живут. А, не понимая, не учитывая, чем они живут, чего хотят, чего могут, мы вперед не сможем пойти. Ничего уже придумывать и не надо. Есть российская Конституция. Там все подробно расписано. Это, можно сказать, главное завещание Бориса Николаевича. Я считаю, что выполнить его наказ «беречь Россию» и означает соблюдать положения Конституции.

"