Наводка на водку. С начала 2006 года в Башкирии не произведено ни капли крепкого спиртного

Наводка на водку. С начала 2006 года в Башкирии не произведено ни капли крепкого спиртного

1 февраля, 00:40
Политика
Весь январь в Башкирии, впрочем, как и везде в стране, простояли ликеро-водочные заводы. Чтобы за месяц в самой пьющей стране с конвейера не сошло ни одной бутылки крепостью выше 15 градусов — такого не было ни в СССР, ни в России. Очередным "достижением" мы обязаны закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Одно из главных нововведений — отмена региональных и введение новых федеральных акцизных марок.
Управление Федеральной налоговой службы РФ по Республике Башкортостан, ссылаясь на "отсутствие нормативной базы", так и не начало выдачу федеральных спецмарок. А без них любая бутылка горячительного — вне закона.Давно известно, что отсутствие водки на прилавках может привести к народному недовольству. Поэтому и производители, и продавцы, и чиновники в один голос заявляют, что дефицита алкоголя не будет, и категорически опровергают информацию, промелькнувшую в СМИ, что водки в Башкирии осталось на две недели. Суть официальных комментариев, которые удалось получить "МК", сводилась к следующему:— Выдача новых марок действительно задержана, поскольку 7 первоочередных постановлений правительства вышли под самый Новый год. Их подготовка в правительстве шла недопустимо медленно. Приостановление же работы — ежегодная практика производителей. Во-первых, ежегодно с запозданием (как правило, в феврале) утверждались квоты на спирт, и производители страховали себя, создавая к концу года запасы на несколько месяцев вперед. Во-вторых, каждый год акцизы на алкоголь увеличиваются, поэтому производители, опять же, к концу года наращивают свое производство, чтобы выиграть в начале года на разнице в старых и новых ставках акцизов. Поэтому экономических предпосылок для дестабилизации рынка нет, продукции произведено с запасом на несколько месяцев.Действительно, алкоголь из магазинов не исчез. Склады весь январь бесперебойно снабжали торговые точки горячительным. Однако любые закрома не беспредельны, и они в конце концов могут исчерпаться. "МК" с удивлением обнаружил, что в большинстве продмагов Уфы товарные запасы по законам математического моделирования не рассчитывают, предпочитая народный метод "заканчивается продукция на полках — делаем заявку поставщикам". Уж кто-кто, а снабженцы рассчитывать запасы умеют, решили мы и поинтересовались на оптовой базе ГУП "Башспирт", насколько заполнены склады 40-градусной продукцией. Пришлось еще раз убедиться, что водка — товар стратегический. Директриса базы Ирина Ялозюк хранила эти данные, будто военную тайну.— Не могу предоставить важную информацию, — ответила она.— А как вы думаете, хватит ли запасов спиртного для удовлетворения спроса на потребительском рынке?— Я вообще не думаю, за нас думает и решает руководство, — предельно откровенно заявила Ирина Николаевна.В руководстве "Башспирта" нас, в свою очередь, успокоили, что "оснований для беспокойства нет", а все заводы, входящие в концерн, "начнут выпускать продукцию, как только получат федеральные марки", которые "по независящим причинам пока не поступили".Если важные бумажки в глаза не видели работники алкогольной отрасли, то что говорить об обыкновенных потребителях. "МК" постарался заполнить создавшийся информационный вакуум и рассказать читателям, как выглядят марки, отсутствие которых блокировало производство горячительного.Новые марки содержат специальный штрих-код, который позволяет отличить одну бутылку от другой. Сейчас создается Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Она позволяет проконтролировать каждый шаг алкогольной бутылки — от завода-производителя (или таможни, через которую она приехала) до прилавка магазина. При этом марки для каждого вида спиртного отличается по цветовой гамме. Для натуральных вин — зелено-желтые. Для шампанских и игристых — желто-синие. Для остальных сортов вина — сиренево-зеленые. Для настоек крепостью от 9 до 25% — серо-красные. Для крепких напитков (водка, бренди, коньяк и т.п.) — розово-оранжевые.— Новые акцизные марки позволят сократить теневой сектор к концу года с 50 до 15 процентов: так как их подделать очень сложно, марки защитят легальную продукцию. Государство сможет получить дополнительные доходы без ежегодного увеличения ставок акцизов. Эту мысль доказывают результаты работы некоторых предприятий, которые в этом году увеличили объем производства вдвое, — заявил "МК" руководитель экспертного совета по регулированию алкогольной продукции Павел Шапкин.Возникает вопрос: если введение марок так выгодно и крайне необходимо, почему их до сих пор нет на ликеро-водочных заводах?Однако отсутствие акцизных марок — проблема временная, которая все равно должна рано или поздно решиться. В законе существует масса вопросов, на которые отыскать ответ пока очень трудно.Вот, например, "не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и прилегающих к ним территориях"… Законодателем, конечно, двигали благие цели — прежде всего о безопасности граждан. Однако такая ограничительная мера вряд прибавит порядка, скажем, на железной дороге. Согласно закону торговать алкоголем в розницу (а значит и в разлив) нельзя в привокзальных ресторанах, зато в поездах дальнего следования — можно. Резонно предположить, что жаждущие принять на грудь пассажиры начнут атаковать вагоны-рестораны транзитных составов во время остановок поезда, а затем в залах ожидания станут поглощать содержимое. Да и в самих привокзальных ресторанах наверняка найдут, как обходить запреты. Читатели постарше помнят ноу-хау советских официантов, которые во время антиалкогольной кампании приносили водку на столы в бутылках из-под минералки, а коньяк — в чайных стаканах с подстаканниками.Закон предоставил регионам право устанавливать дополнительные ограничения времени продажи крепкого алкоголя. В Москве, например, этим воспользовались, не разрешая торговать водкой с 23 часов до 7 утра. Однако меньше чем за месяц нелегальная торговля спиртным в столице выросла в разы. Давно забытые перекупщики восстановили нарушенный статус-кво и заполнили ночной рынок, в том числе и "паленым" продуктом. Башкирские власти вводить "полусухой" закон не спешат.Серьезные вопросы, связанные с вступлением в силу изменений в федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", даже стали предметом обсуждения на январском селекторном совещании в правительстве Башкирии. Пожалуй, самой важной проблемой республиканские власти считают уход с рынка индивидуальных предпринимателей. На начало 2006 года в Башкортостане действовало 4797 лицензий на реализацию алкогольной продукции в 9264 объектах торговли. Причем, по данным Министерства внешнеэкономических связей и торговли РБ, юридические лица владеют 1929 лицензиями (в их числе — 281 лицензия организаций потребительской кооперации), а остальные 2868 разрешений принадлежат частникам. Иными словами, к лету в республике крепкое спиртное станет невозможно купить почти в 3000 магазинов. Заниматься розничной продажей алкогольной продукции смогут только юридические лица, уставный капитал которых до 1 миллиона рублей (появилась информация, что в любом случае он не должен составлять менее 500 тысяч рублей). Для многих мелких продавцов, уставный капитал которых оплачен по минимуму — 10 тысяч — это приговор. С учетом этого число закрытых торговых алкоточек может достигнуть 15-20 тысяч!Резкое сокращение числа участников алкогольного рынка признали и участники правительственного совещания.— Естественно, ниша не будет пустовать. Распространение нелегальной алкогольной продукции и связанные с этим печальные для населения последствия — вот самый опасный из возможных побочных эффектов, — с горечью говорили республиканские министры.А премьер-министр Башкирии Рафаэль Байдавлетов дал совсем неутешительный прогноз:— Нововведение может негативно отразиться на потребительском рынке республики, особенно в сельской местности. Не имея возможности торговать алкоголем легально, предприниматели могут перейти на продажу контрафактной продукции и различных суррогатов.Действительно, свято место пусто не бывает. Вступление закона в силу подстегнуло активность бутлегеров.Буквально на днях крупная нелегальная партия спирта задержана в Стерлитамаке. В частном гараже милиция обнаружила "КамАЗ", из которого пятеро человек сливали спирт. При осмотре грузовика оперативники обнаружили вмонтированную емкость объемом 6 кубометров, заполненную горячительным. Никаких документов на товар у работников не оказалось. Судя по всему, спирт был привезен из Краснодарского края. Продукт, согласно заключению эксперта — очень высокого качества. После разлива объем нелегального товара составил бы около 25 тысяч полулитровок.Сколько еще подпольных автопоездов с подобным грузом не попались правоохранительным органам — можно только догадываться.О положительном эффекте новвоведений, авторы закона без сомнения думали, а вот негативные последствия, как это обычно бывает, не просчитали. Выявлять их придется опытным путем и производителям, и продавцам, и потребителям, и чиновникам. "Ошибки можно исправить в процессе работы", — успокаивают сторонники упорядочения алкогольного рынка. "Учиться нужно на старых ошибках", — оппонируют им противники нововведений, называя их "полусухим законом" и намекая на печальный опыт многих провалившихся антиалкогольных кампаний.Евгений ЗАБОРСКИЙ.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter