Posted 29 января 2012,, 18:22

Published 29 января 2012,, 18:22

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

Владыка Никон выступает за реституцию церковного имущества

29 января 2012, 18:22
Владыка Никон (Васюков), недавно возведенный в сан митрополита, снова заговорил о необходимости возврата церковного имущества, утерянного в годы революции. Ранее глава митрополии публично призывал власти подумать о передаче старинного особняка, в котором сейчас находится уфимский госпиталь ветеранов войн для обустройства в нем своей резиденции. Теперь же глава митрополии уточнил список имущества, дополнив его землей, музейными ценностями и четырьмя зданиями в центре Уфы.

Стыд и храм

В вопросе реституции бывших церковных владений, у владыки накопилось немало претензий к предыдущему мэру башкирской столицы Павлу Качкаеву. По его словам, экс-градоночальник, как только церковь просила вернуть то или иное здание, тут же находил применение этим помещениям.

- Например, женское епархиальное училище на улице Тукаева, - говорит владыка. - Двадцать лет назад это здание стояло разрушенное, и как только я попросил передать его церкви, нашлись деньги на ремонт и в нем устроили госпиталь.

Церковные иерархи апеллируют к так называемой реституции церковного имущества – закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 2010 года.

- Всем традиционным конфессиям – православию, исламу, иудаизму и буддизму в течение шести лет должны вернуть потерянную собственность, но сам механизм возврата был описан только недавно, - говорит владыка. – Многие церковные здания заняты социальными, образовательными, медицинскими учреждениями. Вот, к примеру, здание уфимской духовной семинарии в Уфе на Карла Маркса, 3. В нем сейчас минпром, столовая администрации президента, торгово-промышленная палата и ряд ведомств. Недалеко, Маркса, 5/7 – общежитие семинаристов, сейчас жилой дом. Левое крыло БГУ выходящее на Заки Валиди – это бывшее мужское духовное училище, напротив него, на перекрестке Валиди и Гоголя стоит жилой желтый дом – это общежитие преподавателей этого училища. На месте 10-й школы на Зенцова,51 был Вознесенский храм, там, где спортзал был алтарь, близ которого, по церковной традиции, хоронили настоятелей. Напротив, через дорогу – административное здание этого храма, там была вечерняя школа, но как только я попросил это здание, мэр Павел Качкаев, зная о реституции, отдал его под частный детский сад. Там больные, здесь дети – ни к кому не подступишься.

- В Прибалтике, по закону о реституции, старые хозяева выбрасывали новых на улицу, - говорит пресс-секретарь митрополии Вадим Розенфельд. - Русская православная церковь не будет выбрасывать на улицу ветеранов и детей, и власти этим пользуются. Не делают даже попыток привести закон в рабочее состояние. Сравните сколько публикаций в прессе, как церковь злоупотребляет этим законом – раздувается вакханалия, якобы РПЦ отбирает памятники истории и культуры. Но давайте вспомним, сколько в Уфе возвращено по реституции зданий – один кинотеатр «Йондоз».

Крест на музейном деле

Как выяснилось, другим конфессиям тоже есть, что попросить у властей. Бывший секретарь главы ЦДУМа Талгата Таджудина, имам хатиб мечети «Ихлас» Мухамет хазрат Галлямов пояснил «МКС», что у исламского духовенства, как и у православной церкви, есть список объектов, на которые они рассчитывают.

- Мусульмане Уфы живут в надежде вернуть шесть-семь зданий, не каприза ради, а для удовлетворения минимальных потребностей верующих. Но они переданы школам и социально-зависимым службам, такая нравственная коллизия, - разводит руками имам. - Мы делаем шаги к их возврату, но, не ущемляя нравственных чувств народа, властей и верующих. Нам удалось вернуть мечеть «Хакимия» на улице Мустая Карима, но по республике еще много сооружений утерянных правоверными.

Про собственность еврейской религиозной общины отобранной в годы революции мало что известно, можно только вспомнить, что нынешнее здание Башгосфилармонии – бывшая синагога.

Между тем, митрополит Никон заметил, что земля тоже попадает под реституцию, но просить отдать церкви все бывшее имущество монастырей и приходов он не намерен – достаточно минимума из перечисленного. Ко всему прочему РПЦ не забыла про реквизированную церковную утварь, хранящуюся в музеях.

- Про музейные экспонаты еще более запутанное положение о реституции, - пояснил «МКС» владыка. – Из документа непонятно, можно ли взять это имущество в пользование или только напрокат, механизм возврата не ясен. Мы пока не стали предъявлять свои претензии в отношении музеев. И, честно говоря, до конца не знаем, что хранится в запасниках. В первую очередь хотелось бы вернуть богослужебные предметы, участвующие в таинстве евхаристии – совершения божественной литургии завершающейся причастием. Это священные серебряные сосуды. Я сам видел их в музеях. По словам иерарха, в первую очередь он собирается разобраться со зданием для управления митрополии, так как нынешняя резиденция на Сочинской улице давно уже стала тесной для всех служб и отделов епархии, и «не позволяет полноценно работать».

- Поскольку храмы в Уфе были разрушены, сейчас мы больше обращаем внимание на уцелевшие дореволюционные административные здания епархии, - пояснил глава митрополии. – Я думаю, что при наличии воли властей всегда можно найти консенсус – заменить, компенсировать, построить новое. Мы готовы к диалогу со светскими властями. Это как с детскими садами, которые в годы перестройки перепрофилировали, а когда дети стали рождаться, а садики оказались распроданы. Но мы не требуем – отдайте немедленно, мы все понимаем, и готовы ожидать.

Как отметил владыка Никон, в Башкирии насчитывается около 190 зданий отобранных у церкви в первые годы советской власти. Свои притязания РПЦ пока озвучила на четыре здания в центре Уфы.

- Я готов отказаться от некоторых помещений взамен на постройку новых, - подытожил владыка.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"