Жизнь за «копейку». На автомобильном рынке на смену 2008-му придет сразу 2010-й модельный год

Жизнь за «копейку». На автомобильном рынке на смену 2008-му придет сразу 2010-й модельный год

28 декабря 2008, 18:29
Политика
Поддержка отечественного производителя в условиях бушующего кризиса набирает угрожающие темпы: правительство России заявило о повышении с нового года пошлин на все ввозимые в страну иномарки. Взамен российский Кабмин намерен поддержать отечественного производителя. В 2009 году правительство пообещало заплатить часть процентов от банковского кредита, взятого на покупку авто, собранного в России стоимостью до 300 тысяч рублей. Нет сомнений, что найдутся желающие разжиться новенькими «Жигулями», а вот поклонникам иностранных моделей придется ожидать лучших времен.

Сказка про девять месяцев

 

Повышаются пошлины как на легковые, так и на грузовые автомобили. Кроме того, меняется с 7 до 5 лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных — теперь заградительными таможенными сборами будут облагаться машины всего лишь пяти лет от роду. Постановление должно вступить в силу 10 января.

Ставки пошлин на новые автомобили повысят с 25 до 30% от его декларируемой импортером стоимости. Если верить арифметике, то 5% составляют ровно 1/5 часть от 25%.

Таким образом, таможенный сбор при ввозе авто увеличится на одну пятую, или на 20%. Аналогичный порядок будет действовать и для машин возрастом от трех до пяти лет, с той разницей, что пошлину на их ввоз повысят с 25 до 35 процентов. В этом случае в пользу государства придется перечислить лишних 40% от привычного платежа.

Если ввозится подержанная машина, то импортер может оплатить пошлину, исходя не из указанной в таможенной декларации стоимости машины, а отталкиваясь от объема двигателя авто. За “кубики” теперь придется тоже переплачивать на те же проценты больше. За подержанную машину младше 5 лет — от 1,2 до 2,8 евро за один кубический сантиметр объема двигателя, а для “старушек”, разменявших 5-й год жизни, пошлина составит от 2,5 до 5,8 евро за “кубик”.

Новые ставки вводятся сроком на девять месяцев. На такой же срок 14 ноября ввели новые таможенные ставки на автомобильные кузова, что практически поставило крест на ввозе автомобилей-“конструкторов”. И имеются большие сомнения, что через девять месяцев пошлины снизятся: когда это наше мудрое государство отказывалось от лишней копеечки?

 

Кому выгодно?

 

Новые таможенные ставки вводятся для того, чтобы поддержать отечественного производителя, в том числе новые производства иностранных автоконцернов, построивших свои заводы в России. 

Рост цен на новые иномарки, которые в стране не собирают, по оценкам дилеров, вырастут как минимум на 8—10%. Казалось бы: при ввозе новенькой иномарки ценой, скажем, тыс. импортер должен был раньше отстегнуть государству тыс. (25%), а в новом году придется отдать уже тыс. (30%). Из-за этого машина должна, по идее, подорожать лишь на тысячу у.е. — на каких-то 4%.

Не спешите: настолько машина подорожает, только покинув таможенный терминал. При продаже подорожавшего авто и сумма налоговых отчислений вырастет, и размер официальной дилерской накрутки, неизменный в процентном выражении, в абсолютных числах тоже увеличится. Да и размеры страховых отчислений, неизбежных при перевозке растаможенных партий авто по складам и дилерским центрам, тоже исходя из стоимости груза рассчитываются. Чтобы уж совсем все встало на свои места, скажем: чаще всего партии машин дилеры покупают на заемные деньги. А условия кредитования в банках ужесточаются и суммы процентов тоже лягут на плечи покупателя.

Не стоит забывать, что пошлины — это лишь один из факторов, влияющих на цену автомобиля. В России сейчас идет планомерная девальвация рубля. Из-за этого многие иностранные автомобильные бренды, чьи производственные и логистические затраты привязаны к доллару, объявили об увеличении с начала будущего года рублевых цен на свои авто. Рост этот составит как минимум 5—15%. Если добавить сюда еще и рост пошлин, то в новом году новые иномарки одним махом подскочат в цене как минимум на 20%!

В ноябре продажа «Тойотт», «Нисанов», «Мицубиси» в столице Башкирии упала в два раза. Это связано с тем, что по отношению к росту доллара и евро йена находится в невыгодном положении. По оценкам экспертов, машины этого производителя еще долго останутся невостребованными. А если учесть, что декабрьские продажи в Уфе уже показали снижение спроса на «японки», то 2009 год, судя по всему, станет для российских продавцов иностранных марок, мягко говоря, серьезным испытанием.

Зато отечественные автомобильные бренды расцветут пышным цветом: доминирование на рынке обеспечено лишь за счет грамотного применения лоббистских технологий.

А как же, спросите вы, рядовые потребители, те, кому придется отдавать свои кровные за процветание пресловутого отечественного производителя? Кое-кто попротестует в полустихийных акциях протеста, о которых далеко не каждый телеканал упомянет, и все. Большинство же автовладельцев, глухо матерясь, привычно сглотнут очередную порцию государственной мудрости и продолжат волочь каждый свой жизненный возок.

 

В последний вагон

 

Короче говоря, желающим купить машину делать это надо сегодня. Ситуация у дилеров пока выглядит чрезвычайно привлекательной. Скидки стали неприкрытыми, и заинтересованность в покупателе вполне искренняя.

- В декабре, как ни странно, увеличился спрос на недорогие автомобили, такие как «Фольксваген» и «Шкода», - говорит руководитель одного из уфимских автосалонов Антон Толмачев. – Люди понимают, что сегодня вкладывать обесценивающиеся деньги выгодно именно в автомобили, так как, по прогнозам, недвижимость сильно упадет в цене.  

По словам г-на Толмачева, банки Башкирии практически перестали кредитовать потребителя.

- Если раньше процент покупки авто в кредит и наличными составлял 70 к 30, то сегодня ситуация резко поменялась – 70% люди выплачивают живыми деньгами. Потому и «уходят» автомобили среднего ценового сегмента. 

Однако, прозорливый покупатель осторожничает. Ведь есть надежда, что в январе непроданные автомобили вообще станут отдавать если и не даром, то близко к тому. Следовательно, имеет смысл не торопясь, вплоть до весны ходить по салонам, вызывая пачкой купюр рефлекторные спазмы у продавцов. Ведь уже ясно, что в этот раз на складе останется чрезвычайно много излишков.

Но, по мнению специалистов, цены на иностранные авто падать не будут.

- Напротив, стоимость иномарок будет только расти, - объясняет г-н Толмачев. – Во-первых, рост доллара и евро не остановится. Во-вторых, дилеры не станут распродавать склад из-за того, что завтра их товар устареет. Ведь автомобили 2009 года выпуска появятся не скоро. 

И действительно. В условиях всемирных проблем с перепроизводством автомобилей сами автостроители просто перестанут выпускать лишнее. Они остановят заводы, и будут ждать до тех пор, пока не опустеют затоваренные дилерские склады. Им выгодней держать рабочих в отпуске либо вообще закрыть пару лишних предприятий, чем упрямо выпускать невостребованные авто. Для нас с вами это означает, что на смену машинам, выпущенным в 2008 году, не придут новые, выпущенные в 2009-м. И если складских запасов хватит на весь год, то на смену 2008-му придет сразу 2010-й модельный год!

Мир готовится к спаду потребления. Ответ на него — сокращение выпуска товара. Автомобилей станет меньше. Дилеров тоже. А нам с вами будет дороже покупать желаемый автомобиль, выбирать который придется из более скудного перечня моделей, опций и комплектаций. Похоже, 2008 год станет последним столь привлекательным для потребителя.

Радик ИШЕМГУЛОВ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter