Posted 28 декабря 2004,, 18:28

Published 28 декабря 2004,, 18:28

Modified 10 ноября 2022,, 19:18

Updated 10 ноября 2022,, 19:18

Михаил Задорнов: Реформа образования - массовая дебилизация

28 декабря 2004, 18:28
Известного сатирика Михаила Задорнова грядущая реформа образования задела сильнее, чем депутатов и чиновников. По его мнению, задумали реформу бедные духом люди, которые не понимают, что она несет социальное зло. Ведь одно дело, когда государство обкрадывает свой народ материально, а другое - лишает духовного развития. И второе, по мнению сатирика, намного опаснее. Впрочем, ему слово. После развала Советского Союза стало ясно, что советская система образования во многом была лучше западной.
И если порой она уступала в профессиональной подготовке, то с точки зрения общего образования была гораздо широкомасштабней. У нас даже взятки чиновникам давались книгами! А на грампластинки с записями Рихтера и Нейгауза надо было отмечаться в очереди, как на дубленку. Лично я полжизни комплексовал из-за того, что считал себя недообразованным, а теперь люди, получившие образование по западной системе, воспринимают меня чуть ли не как ходячую энциклопедию!В том, что происходит сейчас, виноват не Запад, а наше примитивное желание подражать Западу. Причем даже в том, что у них хуже, чем у нас. О голливудских фильмах интеллигентные американцы, кои там все-таки водятся, говорят, что их делают для эмигрантов, иностранцев и негодяев. А откуда пошло повальное тестирование вместо экзаменов? Подумать только - сейчас в школах стали сдавать экзамен по литературе на компьютере! Литература - это же эмоции, чувства, а не информация! Нет, тестируют по вопросам: "Конечная станция следования поезда, под который бросилась Анна Каренина?" Они бы еще спросили, под вагон какого номера! Самый гениальный вопрос мне прислала учительница одной сельской школы: "На какой руке болел палец у Добчинского?" Варианты ответов: а) правой; б) левой; в) другие.Следовать западной форме образования - это все равно что поменять свежий борщ на поп-корн, квас - на фанту...Несмотря на то что я учился в авиационном институте, русский язык я чувствую лучше, чем та молодежь, которая закончила сегодняшние филфаки по реформаторской программе и, в отличие от меня, говорит "окей", "вау" и сок "фреш" вместо простого родного слова "свежевыжатый". Знакомая библиотекарша мне рассказывала: сегодня приходят молодые люди и спрашивают, например, стихи Чехова. Одна девушка просила ее найти бестселлер Островского "Беспредельница", другая - роман Экзюпери "Маленький шприц": Студент еще к ней приходил, спрашивал, нет ли фотографии скульптуры "Самсунг разрывает пасть льву".Недавно я ездил во Владивосток, зашел в кафе, хотел заказать рыбы, а ее нет в меню. Официантки, молоденькие такие, все немного на одно лицо - то ли Кати Лель, то ли Аллегровой. Я их спрашиваю: девчонки, чего ж у вас в Уссурийском крае и рыбы нет? Они не понимают: почему тут должна быть рыба? Мне интересно стало, начал выпытывать: а Фадеев - это кто? Оказывается, это поселок такой, неподалеку! А Лазо? Это автобусная остановка! Зато они прекрасно знают все пять "Фабрик звезд" поименно!Чем человеку меньше лет, тем сильнее его покорежило западным подходом к просвещению. Вот играют дети лет девяти-десяти, мать слышит их разговоры: я - Микеланджело, а я - Рафаэль: Радуется: ребятишки в художников играют! Сказала им об этом, а дети не понимают: какие такие художники? Рафаэль и Микеланджело - это черепашки-ниндзя из американского мультика! Еще один мальчик на вопрос "кто такой Бетховен?" ответил, что это собака.Сильнее всего процесс массовой дебилизации заметен в Латвии, Литве, Эстонии - они раньше, чем Россия, перешли на западную форму образования. Захожу в книжный магазин в Юрмале и слышу, как покупатель спрашивает книгу "Трое в лодке (не считая собаки)". А молодой продавец на голубом глазу отвечает, что по собаководству ничего нет:Западное образование предназначено для деловых людей, для тех, кто в первую очередь хочет делать деньги. Как, впрочем, и английский язык. Даже фраза "ай лав ю" у них - это просто передача информации. Менять порядок слов в предложении нельзя - значит, и оттенков никаких. А у нас и так можно сказать, и этак - в зависимости от того, как ты ее "лав". Наш язык передает столько нюансов чувств! Наш язык - это отражение духовного начала. Заглядывая в пустую комнату, мы говорим: ни души. А англичане и американцы говорят nobody, то есть "нет туловища". Для них человек - это биологическая система. В русском языке сокрыто столько секретов! Например, слово "спасибо" произошло от "спаси Бог". "Богатый" - значит "Бог в тебе". В ком Бога мало, того ждет беда, тот бедный. "Богатырь" - от слов "Бог" и "тырить", только тырить раньше означало копить. Значит, накопивший в себе Бога: А реформа задумана бедными духом людьми...Те же западные страны берут наших преподавателей не менее охотно, чем наших хоккеистов - НХЛ! А если наш ребенок попадает в западную школу, его там чаще всего считают гением. Вот что нам надо сохранить во что бы то ни стало. А не гнаться за званиями магистров и бакалавров, потому что среднестатистический западный бакалавр по сравнению с нашим младшим научным сотрудником - просто покемон!Мой знакомый компьютерщик, который работает в Денвере, рассказал такой случай. Он решил прикольнуться и спросил у американского профессора: сколько будет два плюс два умножить на два? Тот отвечает - восемь, хотя на самом деле шесть, ведь из учебника начальной школы известно, что сначала проводится умножение. У них начался долгий спор, наконец американец не выдержал и предложил: давай проверим на калькуляторе! У него получилось восемь. Наш спрашивает: а вы чему больше верите, калькулятору или компьютеру? Тот отвечает: конечно, компьютеру! Для американцев есть две святые вещи - компьютер и психоаналитик. Профессору в этой ситуации потребовалось и то, и другое: Завели данные в компьютер, получили ответ - шесть. У американца было ощущение, что на небесах изменили таблицу умножения, а его не предупредили... Еще один притчевый случай. У моего доброго знакомого в его рижской фирме много сотрудников. И так получилось, что на одном этаже скучковались латыши, а на другом отпочковались русские. На том этаже, где русские, вечно накурено, беспорядок, столы стоят вкривь и вкось, потому что, видите ли, там кабель проходит, мешает поставить ровно! Латышам никакой кабель не мешает, у них столики ровнехонько расставлены, чистота, никакой помойки на столах. Но когда надо было ввести новую программу, латыши занимались месяц и не смогли. Двое русских ребят в курилке об этом услышали: давайте поможем! И за двадцать минут все установили. Хозяева фирмы, американцы, смотрели на процесс установки программы как на ремонт шаттла во дворе. А когда свершилось, спросили у моего знакомого: они что, гении? И через месяц забрали их в Америку. Хочу обратить внимание: несмотря на то что столько наших мозгов туда утекло, здесь их меньше не становится! Россия не просто родина, это плодородина! Если реформу остановить, это процесс отупения обратимый. Слишком большой задел имеется: Но если с помощью экономических реформ народ оказывается ограбленным материально, то реформа образования обкрадывает его духовно и потому наиболее опасна. в Уфе> № 52 от 29.12.2004г.
"