Posted 28 ноября 2010,, 18:46

Published 28 ноября 2010,, 18:46

Modified 10 ноября 2022,, 18:57

Updated 10 ноября 2022,, 18:57

Муртаза Рахимов: «Деньги, полученные за активы ТЭКа, интересуют многих»

28 ноября 2010, 18:46
«Человеком новой формации» назвал первый президент Башкирии Муртаза Рахимов нынешнего главу республики Рустэма Хамитова. - Новый глава региона младше меня на 20 лет, - констатировал г-н Рахимов. – А потому он намного современнее, и у него свой взгляд на происходящие события. Он – человек новой формации, а потому ему виднее, что делать в новых условиях. Ни советовать ему, ни тем более критиковать его политику я не могу, так как он лучше знает, какие подходы требует управление современной жизнью. Экс-руководитель Башкортостана считает, что оценивать работу своего преемника следует, по меньшей мере, через несколько лет.- Возглавлять республику – непростой труд, - говорит Муртаза Рахимов. – Все люди разные, и каждый требует особого подхода. Но нужно жить дружно и уметь договариваться.

Как мы и предполагали, первый президент региона не вышел на пенсию. Сегодня он - председатель совета благотворительного фонда «Урал», на счетах которого находятся 63 миллиарда рублей, вырученных от продажи акций башкирской нефтянки. Деньги эти размещены в четырех банках, действующих на территории Башкирии – «УралСибе», «ВТБ», «Сбербанке» и «Газпромбанке», и с марта 2006 года приносят дивиденды. Муртаза Рахимов, как председатель совета благотворительного фонда, озабочен сохранностью этих немалых средств.

- Правда, за работу мне никто не платит, - смеется г-н Рахимов. – По закону в общественной организации все трудятся на безвозмездной основе.

Большим деньгам – большое плавание

Первый президент республики уже не живет в резиденции на улице Пушкина в Уфе – переехал в дом, который выкупил у «Баштрансгаза».

- Дома у меня все непросто, - говорит Муртаза Губайдуллович. – Слегла 95-летняя теща и супруга за ней ухаживает. Но в остальном я живу по-прежнему – в отпуск не собираюсь, очень много работы.

Все время после июльской отставки г-н Рахимов был занят деятельностью благотворительных фондов «Юрюзань», «Агидель», «Урал» и «Инзер», куда безвозмездно были внесены средства от продажи активов башкирского топливного комплекса «для их использования в созидательных целях».

- Потребовалась реорганизация, чтобы распределение денег и их доходность стали прозрачными, - объясняет экс-президент. – Поэтому деньги из четырех организаций удалось объединить в одну – «Урал», положить на наиболее выгодный депозит, и они уже работают на благо народа. Если раньше дивиденды составляли 1,5%, то сегодня они за год составили 6%.

Бывший глава региона считает совершенно естественным, что средства, которые принадлежали республике, остались в Башкирии.

- Это же нормально, - уверяет он. – Это деньги всех, кто работал на нефтеперерабатывающих заводах, тех, кто жил здесь и приумножал богатства региона.

По словам г-на Рахимова, его обижают сплетни, что средства фонда будут вывезены за границу и присвоены.

- Неприятно слышать такие разговоры, - признается он. – Мне казалось, что наша работа заслуживает уважения. Ни в одном регионе подобного нет. Все доходы от приватизации разбазарены и пущены по ветру или обогатили лишь отдельных личностей, которые купили футбольные клубы или поместья за рубежом. А наш фонд вкладывает и будет вкладывать деньги в республику. У нас четыре направления, которые станут финансироваться – образование, медицина, спорт и социальные вопросы.

Оказывается, фонд уже сегодня вложил 182 миллиона рублей в реконструкцию нескольких районных больниц, 116 миллионов потратил на помощь школам, детсадам и интернатам, закупил металлические пластины для лечения детей со спинальными травмами в уфимской 17-й больнице и «французские» кровати, облегчающие страдания людей, получивших ожоги для ожогового центра больницы № 18.

- Прежнее оборудование в этой лечебнице уже износилось, - объяснил председатель совета фонда «Урал». – Мы, в свое время, укомплектовали ожоговый центр такими кроватями после Улу-Телякской железнодорожной катастрофы в 1989 году, когда множество людей погибли от поражения огнем большой части тела. Прошло уже много лет и понадобились новые приборы. Много вопросов нужно решать по инвалидам детства, запуску инновационных технологий, брошеным и бездомным детям. В ближайшее время восемь миллионов рублей будет выделено Уфимской епархии на реконструкцию двух церквей в Белебее и одноименном районе.

Всего за время своего существования с марта 2006 года фонды, учрежденные предприятиями, входившими в топливно-энергетический комплекс РБ направили на благотворительную помощь 9 млрд 400 млн рублей, а в 2011 году объединенный фонд «Урал» вложит в «социалку» 3,6-3,8 млрд рублей.

Также фонд содержит хоккейные клубы «Салават Юлаев» и «Торос», волейбольный клуб «Урал».

- Нас упрекают, что мы много средств вкладываем в спорт, - говорит г-н Рахимов. – Но спорт - у нас самая нищая отрасль, и тут нужно помогать. Есть горячие головы, которые утверждают, что нет смысла содержать «Салават Юлаев». Но, на мой взгляд, хоккей - сегодня для многих настоящий праздник. Болельщики приходят на матчи с женами и детьми. Я часто бываю в «Уфа-арене» и вижу, как игра объединяет людей, какую радость приносит многим. Лишить людей такого праздника было бы неправильно.

По признанию Муртазы Рахимова, упрекают фонд и в том, что он не спешит тратить средства на развитие футбола.

- Футбол в республике, да и во всей России, - пока не слишком удачный спортивный проект, - считает он.

Деньги любят счет

Контроль за расходованием средств осуществляет попечительский совет, ранее состоявший из пяти человек, а сегодня увеличенный до семи. Предполагается, что новыми членами совета до конца 2010 года станут представители президента и правительства Башкирии. И только эти люди совместно с председателем совета принимают решения о выдаче средств. Свой пост председателя совета фонда Муртаза Рахимов получил на пять лет – по окончании этого времени будет избран новый глава совета.

- Действия благотворительного фонда строго регламентирует закон, - объясняет г-н Рахимов. – Именно поэтому мы выбрали такой способ вложения средств – создав некоммерческий общественный, а не государственный или муниципальный фонд. Государственные деньги могут быть истрачены не по назначению, в нашем случае есть четкие рамки, как они будут расходоваться. Плюс ко всему эти средства приумножаются, работают. И распоряжаться ими будет общественность, а не представители ветвей власти.

По словам бывшего президента РБ, закон позволяет тратить на организацию деятельности фонда до 20% имеющихся средств.

- У нас же расходы на содержание аппарата не превышают 0,5%, - объясняет он.

Единственное, что беспокоит председателя совета фонда – «большие деньги многим не дают покоя».

- На нас давят со всех сторон, запугивают наших людей, - объясняет он. – По закону «О благотворительных организациях» мы все сделали правильно, чтобы сохранить эти средства. Минюст постоянно контролирует нашу деятельность, каждые три месяца проходит аудит, защита благотворительных организаций гарантирована законом, который запрещает кому-либо вмешиваться в их работу. Но я понимаю, что желающие получить немалый куш могут не выбирать методов.

Правда, г-н Рахимов уверяет, что особых мер безопасности для сохранения своей персоны не принимает, хотя догадывается, что многие хотели бы занять его место в общественной организации.

- Надеюсь, что ничего экстраординарного не произойдет, - говорит он. – Но мы сталкиваемся со странными обстоятельствами. Например, в одном из изданий нам рассказали, что им запретили упоминать название фонда, отремонтировавшего одну из районных больниц.

Муртаза Рахимов признался, что беседуя с главой государства Дмитрием Медведевым, рассказал, чем будет заниматься после отставки: «благотворительностью».

- Сообщил о том, что деньги от продажи ТЭКа будут работать на наших людей, - вспоминает он. – Президент страны сказал: «Хорошее дело, такие средства станут подспорьем и для нового главы региона».

Кстати, экс-глава республики не видит ничего сенсационного в приезде в Башкирию ревизоров Счетной палаты РФ.

- Задача этого ведомства проконтролировать расходование бюджетных, в данном случае федеральных средств, - объясняет он. – Ревизия Счетной палаты в регионе проводится каждый год, проверит и в этом году. Ничего особенного в этой проверке нет.

По мнению бывшего главы РБ, «контроль за деньгами всегда нужен».

- Пусть едут, пусть проверяют, - разводит руками он. – Если деньги тратились по закону, то никто специально ничего придумывать не будет.

Сын первого президента РБ Урал Рахимов пока без работы, но, по словам экс-главы республики, «никогда не пойдет в политику».

- Он разумный, рассудительный, здравомыслящий человек и хороший специалист, - рассказывает отец. – Но политика ему не интересна, характер не тот. А многие работающие в нефтянке сегодня его вспоминают добрым словом, говорят: «зарплата хорошая была».

Муртаза Рахимов считает большой потерей для республики уход с поста министра финансов Айрата Гаскарова.

- Очень грамотный, умный, эффективный управленец, - говорит бывший президент. – И команда у него хорошая, умеющая правильно расходовать средства. Помню, когда Айрат Гаскаров приезжал в Минфин РФ, чувствовал себя, как дома – настолько сумел наладить плотный контакт с федеральными коллегами.

Еще один чиновник, об уходе которого жалеет экс-президент – глава Стерлитамакского района Хайдар Шагиев.

- Да, каждый человек не без греха, - говорит г-н Рахимов. – Но Шагиев умел работать в сельском хозяйстве, трудился как зверь, своим молоком, мясом и хлебом мог всю республику накормить. Бывший глава Иглинского района Ришат Исхаков имел сложный характер, но он поднял Иглинский район, вы просто не представляете, в каком запустении была десяток лет назад эта территория. Многие говорили, что Исхаков чуть ли не мой родственник, но я узнал о том, что он из Кугарчинского района только после того, как тот стал руководителем Иглино. Анфас Нуртдинов, ушедший на пенсию в Благовещенском районе, тоже немало сделал для развития этих мест – в свое время это был самый депрессивный регион. Но я не вправе судить о кадровой политике новой власти, возможно, в эти районы придут молодые и еще более эффективные управленцы.

Муртаза Рахимов не стал осуждать бывшего главу Ермекеевского района Дифгата Хантемерова, ставшего героем скандального видеоролика «Ногу целуй».

- Он парень молодой, шустрый, ему все интересно, - объясняет г-н Рахимов появление Хантемирова в спортивном зале. – А то, что он учил ребят отжиматься, может быть не совсем «демократическими» методами, так у нас в деревне старики нам уши драли, если перед ними забывали шапку снимать.

Насчет дня сегодняшнего г-н Рахимов высказался просто: «Фонд «Урал» и в дальнейшем, в соответствии с законом, будет осуществлять свою деятельность на благо Башкортостана».

- Хочу еще раз напомнить, что препятствование реализации благотворительной деятельности, не предусмотренное законом вмешательство со стороны государственных и иных органов в деятельность благотворительной организации, не допускается, - подчеркнул Муртаза Рахимов.

Римма УРАЗБАХТИНА.

"