Posted 28 сентября 2013,, 15:39

Published 28 сентября 2013,, 15:39

Modified 10 ноября 2022,, 18:49

Updated 10 ноября 2022,, 18:49

Глава общественной палаты РБ Рамиль Бигнов: «Власти допустили ошибку, начав строить «Кроношпан»

28 сентября 2013, 15:39
Строить опасные промышленные предприятия в Башкирии только после проведения локальных референдумов предлагает глава общественной палаты РБ Рамиль Бигнов. Он считает, что публичные слушания, которые обязательны для любого строительства, не позволяют выявить реальный срез общественного мнения, а дают только «направление, куда двигаться». Для того, чтобы выяснить, что на самом деле думают жители того или иного микрорайона, где планируется стройка промышленного «монстра», возможно только после всенародного опроса – местного референдума. Поводом для такого нововведения, лоббируемого региональной общественной палатой, стала протестная деятельность жителей Уфы против возведения деревоперерабатывающего предприятия зарубежной компании Kronospan Holdings East Ltd.

Напомним, люди опасаются, что при выходе производства на проектную мощность, произойдет необратимое изменение экологической обстановки. Протестующие против завода «Кроношпан» вот уже несколько месяцев живут в палатках, пытаясь остановить строительство вредного, по их мнению, производства. Люди требуют перенести завод подальше от жилых домов. Находиться на стройплощадке они намерены вплоть до самых холодов, а в случае, если производство все-таки заработает, то бойкотировать его работу. Активисты уже несколько раз выводили людей на митинги протеста на центральные площади Уфы, и останавливаться не собираются.

По словам руководителя общественной палаты Башкортостана Рамиля Бигнова, ответственность за разгоревшееся противостояние лежит на равнодушных чиновниках, прежде всего, администрации Уфимского района.

- Власти изначально допустили ошибку, не приняв во внимание интересы населения, - сказал он в эфире телекомпании «Вся Уфа». – И теперь конфликт, разгоревшийся вокруг строительства производства, достиг острой стадии, когда люди выходят на улицы, потому что хотят быть услышанными.

Оказывается, еще в 2012 году в Уфимском районе провели «общественные слушания» по переводу сельскохозяйственных земель в промышленную зону, и так как несогласных на тот момент не было, чиновники решили, что и в дальнейшем все пройдет тихо.

- Никто из рядом живущих не знал, что рядом появится производство, - рассказывает Рамиль Бигнов. - Для людей стало откровением, когда к их поселку подогнали тяжелую технику и начали забивать сваи. Тут люди проснулись и потребовали ответа, что происходит рядом с их домами.

Глава общественной палаты заявил, что прекрасно понимает местных жителей.

- Я бы тоже возмутился, если бы узнал, что рядом с моим домом появились какие-то трубы, - сказал он.

Рамиль Бигнов уверен, что если бы власти не вели себя столь беспардонно, столь непростого противостояния не случилось бы.

- Власти допустили, что строительство началось без разрешения, без проектной документации, без экологической экспертизы, разработки санитарно-защитной зоны, - рассказывает он. – Когда члены общественной палаты это выяснили, мы вмешались, и власть приостановила строительство завода.

Как утверждает Рамиль Имамагзамович, сегодня строительство завода не ведется.

- Сегодня проводится экспертная оценка строительства предприятия и если выяснится, что оно действительно угрожает экологии, то оно не появится в этой местности. Но если эксперты заверят, что никакие нормы «Кроношпан» не нарушает, то всем придется приходить к согласию.

По словам Рамиля Бигнова, члены общественной палаты выступили инициаторами проведения независимой экспертизы с привлечением международных экспертов.

- Для того, чтобы люди не говорили, что кого-то купили, что им опять вешают лапшу на уши, мы потребовали провести экспертизу силами специалистов, которым можно доверять.

При этом г-н Бигнов уверен, что вокруг «Кроношпана» появилось много слухов и домыслов, в то время как это «обычное производство древесно-стружечных плит, каких много».

- Я лично слышал, как Евгения Чирикова, прославившаяся защитой Химкинского леса, заявляла, что под Уфой строится химический комбинат, люди против, и нужно уфимцев поддержать в их непростой борьбе, - рассказывает он. – Слухи трансформируются, превращаются в небылицы и люди действительно напуганы. Откуда-то взялась сплетня об использовании на этом предприятии клея с использованием фенола, но на самом деле это химвещество в производстве не используется.

Председатель общественной палаты РБ заверил, что общественники сделают все возможное, чтобы погасить конфликт и привести к примирению власть и представителей протестного движения.

- Мы говорим о том, что производство можно немножко отодвинуть от жилых домов, хотя санитарная зона в 300 метров оговаривается законом при строительстве предприятий третьего класса опасности, к которому относится «Кроношпан», - рассказывает он. – Формально власти правы, но и жители хотят, чтобы их дома так близко не соприкасались с производственной площадкой – мы будем настаивать, чтобы отодвинуть стройку от жилых домов. Мы также предложили фирме «Кроношпан-Уфа», которая все равно будет строить жилье для своих сотрудников, договориться о выкупе домов у дорогинцев, которые, может быть, изъявят желание переехать подальше от промышленной зоны.

Рамиль Бигнов рассказал, что сам он пять раз был в протестном лагере, разговаривал с активистами.

- В любом случае задача общественной палаты найти компромисс между заказчиками строительства и местными жителями и надо пытаться это сделать.

Глава общественной палаты утверждает, что и в «самой Шакше много экологических проблем».

- Есть вредное влияние от стекольного завода «Русджам», жители Грибовки жалуются на горящие с их домами газовые факела, - рассказывает Рамиль Бигнов. – По просьбе общественной палаты минэкологии РБ сегодня мониторит атмосферный воздух в Шакше – надо решать экологические проблемы, люди не должны жить рядом с вредными производствами, не заботящимися об окружающей среде. Поэтому на будущее мы выступаем с инициативой проведения локальных, местных референдумов при строительстве промышленных объектов, чтобы люди с самого начала знали, что им может угрожать, а промышленники понимали, что «грязные» производства в Башкирии не пройдут.

"