У олигархов кончились деньги?

У олигархов кончились деньги?

29 июня 2005, 00:51
Политика
От тяжелого дыхания приближающихся выборов пошла рябь. Рынок СМИ волнуется. Одни издания продают, в других, порой не без скандалов, меняется руководство. В понедельник верный соратник Ходорковского Леонид Невзлин заявил, что готов продать "Московские новости" чуть ли не первому встречному. И, похоже, еще не все сюрпризы исчерпаны.Схематично ситуация выглядит так: государство берет под контроль еще "не охваченные" СМИ, которые могут пригодиться в политическом будущем. Оппозиционно настроенные олигархи тоже пересматривают свою медиаполитику.
А факт продажи Березовским и Невзлиным двух газет заставляет задуматься: неужели у опальных олигархов кончаются деньги?Самым крупным событием на рынке СМИ, пожалуй, стала смена руководства издательского дома "Коммерсант". Шеф-редактором стал Владислав Бородулин, гендиректором - Владимир Ленский (раньше оба эти поста занимал Андрей Васильев). Здесь интересны не столько сами "назначенцы", сколько те, кто за ними стоит. Известно, что интернет-издание "Газета.ру", которую прежде возглавлял Бородулин, принадлежит г-ну Невзлину. Ленский же всегда считался "человеком Гусинского". Все это дало повод для рассуждений о том, что Березовский, Гусинский и Невзлин решили объединить усилия. В журналистских кругах говорят: новые руководители "Коммерсанта" должны проводить гораздо более жесткую политику по отношению к Кремлю.Другая газета Березовского - "Независимая" - в очередной раз продает свою независимость. Но не очень ясно, кто покупатель. Называется имя Константина Ремчукова - помощника министра экономики Грефа, а до этого - депутата Госдумы (СПС). Сам г-н Ремчуков прокомментировал нам ситуацию так: "Пока нет оснований считать, что сделка завершена, - очень сложные переговоры. По принятым условиям мы пока храним молчание".- Почему "НГ" заинтересовала вас как актив?- Я вообще проявляю интерес к СМИ. В "Независимой газете" было опубликовано огромное количество моих статей и интервью...- Если это столь достойное издание, почему же Борис Березовский, на ваш взгляд, принял решение его продать?- Я не могу это комментировать. Но мне кажется, что есть хорошая цена, вот и продает. Это обычное дело для бизнесмена.Вполне вероятен вариант, что за г-ном Ремчуковым стоят "правые", которые в попытках восстать из пепла хотят подпитаться газетной бумагой...Продолжает развиваться скандал вокруг еще одного "олигархического" СМИ - газеты "Московские новости". Назначенный главным редактором Евгений Киселев вступил в конфликт с трудовым коллективом, и издание погрязло в дрязгах - причем сор выносили на улицу контейнерами. Внимание наблюдателей привлекло появление в редакции "людей Березовского" - притом что газета принадлежит Невзлину (была версия, что олигархи хотели сделать из "МН" предвыборный "боевой листок", который не жалко было бы принести в жертву, - ну закрыли бы его официальные инстанции, и ради бога). Окончательная судьба убыточной газеты еще не определена. Но, похоже, Невзлин заявил о ее продаже с облегчением (поводом для этого стало то, что Киселев назначил двух замов без согласования с наблюдательным советом газеты). "Я продам ее тому, кто согласится купить и продолжит защищать свободу слова. Продам хоть за один доллар - не важно", - заявил Невзлин. И заметил, что у него нет никаких мыслей о том, кто мог бы стать покупателем.Логику Невзлина и Березовского, продающих малотиражные и сверхдотационные "МН" и "НГ", можно понять. Те, кто хочет узнать точку зрения олигархической оппозиции, могут почитать "Ъ". Политика политикой, но денежки счет любят - тем более что вложения БАБа и К° в выборы скорее всего не окупятся.Что касается "Известий", которые Владимир Потанин любезно уступил "Газпрому", то пока радикальных изменений в политике газеты не видно. Впрочем, известно, что статьи по осени читают - подождем окончания дачного сезона.И, наконец, журналисты ждут решения судьбы RenTV. Известно, что идут переговоры о продаже канала, 30% акций которого принадлежат семье Лесневских. Учитывая, что RenTV - канал, чьи аналитические программы можно смотреть без омерзения, полный и безоговорочный контроль над ним государству не помешал бы...Ирина РИНАЕВА.КТО КОНТРОЛИРУЕТ СМИ С ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКОЙГОСУДАРСТВОТелеканалы Первый канал"Россия" (входит в ВГТРК)НТВ ("Газпром-медиа"*)ТВЦ ** - правительство МосквыRen ТV - РАО "ЕЭС России"*** (70%, идут переговоры о продаже)Газеты "Известия" - "Газпром-медиа"*Радиостанции "Радио России" (входит в ВГТРК)"Маяк" (входит в ВГТРК)"Эхо Москвы" - ("Газпром-медиа"*)НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМИГазеты "Московский комсомолец" - Павел Гусев"Комсомольская правда" - "Проф-медиа" (Владимир Потанин)"Коммерсант" - Борис Березовский"Газета" - Новолипецкий металлургический комбинат (Владимир Лисин)"Независимая газета" - Березовский (в стадии продажи)"Московские новости" - Group MENATEP (Леонид Невзлин, в стадии продажи)"Труд" - Промсвязьбанк (48%), редакция газеты - 37%, рекламно-компьютерное агентство - 15%)"АиФ" - Промсвязьбанк* 51% акций "Газпрома" сейчас принадлежит государству, чей контроль над телеканалами очень хорошо "осязаем". Однако радио "Эхо Москвы", контрольный пакет которого тоже у "Газпрома", отличается плюрализмом мнений.** Что до канала ТВЦ, то он - пример того, каким разным бывает государство. Идеология передач канала отличается от каналов федеральных.*** РАО "ЕЭС" тоже контролируется государством. Но на Ren TV пока - свобода слова. в Уфе> от 28.06.05г.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter