Posted 28 апреля 2009,, 18:03

Published 28 апреля 2009,, 18:03

Modified 10 ноября 2022,, 19:00

Updated 10 ноября 2022,, 19:00

Старейший в России спидвейный клуб приговорили к смерти?

28 апреля 2009, 18:03
На сегодняшний день салаватский спидвейный клуб - старейший в России. Спидвей в Салавате появился еще в 1962 году, но, похоже, умрет в 2009-м. Спонсоры отказались финансировать клуб, ссылаясь на финансовый кризис, а местной мэрии команду не потянуть.

Король без королевства

С директором салаватского спидвейного клуба Александром Исаевым корреспондент «МКС» встретился на стадионе. Показывать свои спидвейные владения не стал. Неудивительно – всё вокруг муниципальное. Сам стадион, инфраструктура. Клубу тут ничего не принадлежит.

- Фактически, я – король без королевства! - Александр Петрович пытается сохранять оптимизм.

На самом деле директору не до веселья. Клуб на грани банкротства, спортсмены ждут денег, а спонсоры, много лет поддерживавшие команду на плаву, на волне финансового кризиса от неё отвернулись.

- В прошлом году наше выступление в чемпионате России было на редкость неудачным, - говорит г-н Исаев. - Спортсмены получали травмы, в больнице оказался даже главный тренер команды Эдуард Шайхуллин. До осени финансирование было стабильным, затем начались проблемы. В конце концов, руководители «Салаватнефтемаша» объявили нам, что содержать команду они больше не могут. Для спортсменов и болельщиков команды это было шоком.

Александр Исаев опровергает слухи о том, что отказ в помощи был вызван неудовлетворительным выступлением команды в чемпионате России:

- Действительно, генеральный спонсор поставил перед клубом задачу войти в тройку призеров командного чемпионата России по спидвею 2008 года, - говорит директор клуба. - Но завод «Салаватнефтемаш» поддерживал команду всегда – и в горести, и в радости. Конечно, от нас ждали большего – как болельщики, так и соперники. Начало сезона команда провела ровно, а потом началась полоса невезения, бесконечные травмы. Подкосил команду итог встречи с принципиальным соперником: гонку с «Востоком» из Владивостока мы фактически выиграли, но судья по итогам последнего заезда принял несправедливое решение – победу отдали «Востоку». Мы подали протест на действия судьи, и он был удовлетворен. Этого судью наказали, но итог встречи пересматривать никто не стал – регламентом не предусмотрено! Победи мы тогда, весь чемпионат сложился бы иначе…

Бюджет спидвейного клуба, как правило, не очень велик. Несмотря на повышенную травмоопасность (большинство спортсменов уходит из спорта ещё до достижения 30 лет, с внушительным «букетом» переломов), деньги здесь «вертятся» совсем не такие большие, как в футболе, хоккее или волейболе. Для того, чтобы выжить, клубу хватило бы и пяти миллионов рублей.

У разбитого корыта

- Всё зависит от позиции властей! – считает один из спортсменов. - Бывали в истории салаватского спидвея и более чёрные дни, но всегда, даже в эпоху постсоветского развала, когда горожанам зарплату на заводах выдавали продукцией, команда продолжала существовать и собирала полные стадионы. Неужели сейчас мы живём хуже, чем в 98-ом? Получается, так. Раньше руководители Салавата поддерживали спидвей: мэр мог запросто стукнуть кулаком по столу: «Спидвею в городе – быть!». И деньги тут же находились. А нынешний мэр к спидвею совершенно равнодушен. Представьте, если бы где-нибудь в Польше, где наш спорт безумно популярен и команды есть едва ли не в каждом городе, градоначальник заявил бы: «Нашему городу не нужен спидвей!». Что бы тогда произошло? Это же ответственность перед горожанами... Уж и бывший руководитель завода «Салаватнефтемаш», ныне - депутат Госсобрания-Курултая РБ Юрий Черных к руководителю Салавата ходил, и депутаты местные – всё без толку.

Салаватские депутаты, к которым мы обратились за комментариями, подтвердили: совещания с участием главы администрации, на которых обсуждалась судьба спидвейной команды, действительно, проводились. Но к положительному результату они так и не привели.

В салаватской администрации считают, что со спидвеем в городе дела обстоят не так уж и плохо:

- Мы не против спидвея в Салавате. Если появятся люди, желающие профинансировать спидвейную команду и взять её под своё крыло, мы этому будем только рады и, со своей стороны, окажем спонсорам необходимую поддержку. К сожалению, пока желающих помочь клубу нет. Надо быть реалистами и не требовать от нас невозможного – город не может содержать частный спидвейный клуб полностью за счет бюджета, на деньги налогоплательщиков. Администрация города сделала главное - сохранила в Салавате юношеский спидвей. Мы по – прежнему финансируем юношескую спортивную школу «Салават», в которой занимаются юные гонщики. Они тоже принимают участие в соревнованиях российского масштаба, поэтому на будущий год салаватские любители спидвея без зрелищ не останутся. Не стоит забывать, что спидвейный стадион тоже находится на балансе города.

В спортивной школе «Спидвей» корреспонденту «МКС» подтвердили, что их воспитанники в следующем году будут выступать в чемпионате России среди юниоров. Но и здесь денег катастрофически не хватает.

- Отказ «Салаватнефтемаша» помогать профессиональному клубу серьезно ударил и по спортивной школе. Ведь именно мы готовили юношеские кадры для взрослой команды, а теперь остались у разбитого корыта – сообщил директор салаватской ДЮСТШ «Спидвей» Василий Кофанов.

- Получается, школу тоже могут закрыть?

- Надеемся, этого не произойдет. В администрации пообещали, что не оставят школу без помощи. Правда, сумму выделяют гораздо меньшую, чем необходимо для полноценного существования. Говорят: всё из-за кризиса. Скорее всего, придётся провести кое-какие сокращения. Но в нашем положении мечтать о большем не приходиться: лучше получить хоть что-то, чем совсем ничего.

К слову – заявка на участие в чемпионате России стоит денег. Но даже на оплату счета, заботливо присланного чиновниками НЛС (Национальной Лиги спидвея), у школы средств нет.

Василий Кофанов надеется, что средства на участие воспитанников салаватского спидвея в чемпионате России среди юниоров все-таки будут найдены. А минимальная инфраструктура у школы есть: есть мотоциклы, клубный автобус. И, самое главное, есть кадры.

Кстати, о кадрах. Поговаривают, что один известный салаватский гонщик, отчаявшись подписать контракт, сменил мотоцикл на легковое авто с «шашечками». И теперь по ночам развозит подвыпивших салаватцев «до дому, до хаты». А что делать: кормить-то семью надо!

«Башкиры, спасайте российский спидвей!»

Любопытно, что самые известные в России салаватцы - профессиональные спортсмены. Один из трёх знаменитых жителей города, упомянутых в популярной «Википедии» - спидвейный гонщик Эмиль Сайфутдинов, единственный за всю историю отечественного спидвея (включая эпоху СССР) спортсмен, ставший двукратным чемпионом мира среди юниоров. Прославлял Салават и Андрей Кривошеев - известный конькобежец, участник Олимпийских игр.

Сергей Алешкович, автор популярной в Салавате телепередачи «Большой Спидвей», полагает, что закрытие местного клуба негативно отразится на будущем российского спидвея:

- Ещё два года назад Башкортостан на российском первенстве представляли две команды, включая «Лукойл» из Октябрьского. В прошлом году, после закрытия «Лукойла», – только мы. Если ещё и команду «Салаватнефтемаш» ликвидируют, в российском чемпионате попросту некому будет участвовать! Балаково, Владивосток, и, возможно, «Мега-Лада» из Тольятти… Три клуба в России осталось - вот и всё! Украинские команды, которые раньше «разбавляли» своим участием российский чемпионат, теперь создали свою, «самостийную» Лигу.

- Может, салаватским спортсменам стоит попытать счастья за границей?

- Они и пытаются. Но разве это нормально? Парадокс какой-то: наши спортсмены добиваются успехов за рубежом, наши юниоры чемпионаты мира выигрывают, а в России не могут команду найти, потому что не осталось их, команд-то… Мне звонят коллеги-журналисты из других городов, говорят: «Башкиры, на вас вся надежда! Спасайте российский спидвей!».

Неувядающая популярность спидвея в Салавате подтверждается исключительно высокой посещаемостью. Даже прошлый, неудачный сезон, когда салаватские спортсмены нечасто баловали своих поклонников домашними победами, исключением из правил не стал: в день гонок на стадионе собирались от четырёх с половиной до шести тысяч человек. И это не предел: как признаются организаторы соревнований, многие болельщики, несмотря на контроль, умудряются проходить «на халяву».

Вот уже несколько лет болельщики не оставляют надежд заинтересовать спидвеем руководство «Салаватнефтеоргсинтез». Сейчас градообразующее предприятие активно финансирует детский спорт: в городе строятся спортивные комплексы, ледовые площадки, бассейны, спортивные секции множатся на глазах. И в чём-чём, а в детском спорте Салават сейчас впереди республики всей. Казалось бы – вот он, надёжный спонсор. Ан нет! Руководство предприятия, похоже, в спидвее совсем не заинтересовано. Не привлекает их этот вид спорта. Хотя для Салавата спидвей – спорт, в некотором смысле, настолько же градообразующий, как и нефтекомбинат.

А ведь сегодня спидвей – единственный в городе вид спорта, в котором юные салаватцы добиваются серьёзных профессиональных успехов - как на российском, так и на мировом уровне. Думается, в этой связи руководство комбината, инвестирующее деньги в детский спорт под корпоративным лозунгом «Газпром - детям!», могло бы заинтересоваться спидвеем. Хотя бы – юношеским…

Евгений ТЕРЕХОВ.

"