Posted 26 октября 2010,, 20:22

Published 26 октября 2010,, 20:22

Modified 10 ноября 2022,, 18:57

Updated 10 ноября 2022,, 18:57

Павел Астахов: «Экс-глава Ермекеевского района должен теперь целовать ноги детей»

26 октября 2010, 20:22
Однодневный визит Павла Астахова в столицу Башкирии, состоявшийся на минувшей неделе, выдался очень насыщенным. Всего за несколько часов Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка успел не только встретиться с главой нашего региона Рустэмом Хамитовым, но и побывать в двух детдомах, ознакомиться с работой Уфимского центра психолого-медико-социального сопровождения «Индиго», а ближе к вечеру посетить Центр кохлеарной имплантации РДКБ. Затем г-н Астахов поговорил с прокурором РБ Сергеем Хуртиным, провел совещание с руководителями правоохранительных органов, республиканских министерств и ведомств и напоследок провел пресс-конференцию по итогам своего краткосрочного визита.

Вечером детский омбудсмен признался журналистам, что программа его визита была составлена абсолютно правильно. Он побывал в разных учреждениях Уфы и вынес свой «вердикт» о каждом из них.

- Вопрос содержания, воспитания, обучения и просто взросления детей необходимо решать комплексно. Мы должны видеть разные учреждения, которые есть в системе заботы о подрастающем поколении. Я многое увидел и услышал, и могу сказать, что ситуация в республике более-менее благополучная, - заявил Павел Астахов. - Однако это не значит, что надо успокоиться и почивать на лаврах. Мы сегодня должны говорить о том, как из детей, находящихся на попечении государства, создать совершенно новое поколение, если хотите, «золотой фонд» страны. Ведь, если мы не будем заниматься воспитанниками детских домов, будем равнодушно смотреть на то, как они там живут и прозябают, - ничего хорошего мы не добьемся.

Суммы на содержание и воспитание детей в детских домах государство выделяет огромные - ежегодно по 300 тысяч рублей на каждого ребенка. Вряд ли «домашние» мальчики и девочки получают столько же от своих родителей. Так почему же все равно нет желаемого эффекта? На мой взгляд, он будет, если за каждый депутатом, того же Госсобрания Башкирии, закрепить в добровольном порядке одно-два приюта, и пусть он ездит туда хотя бы раз в месяц. Поверьте, результат обязательно будет, ситуация изменится в лучшую сторону. Практика это уже доказала. Важно осознать: нет чужих детей. У нас на всю страну всего-навсего 26 миллионов детей. После подведения итогов переписи мы увидим, какое количество маленьких россиян живет в стране на самом деле, но я думаю, что мы вряд ли порадуемся. Так давайте же защищать хотя бы то, что у нас есть.

- Что является основным приоритетом в вашей работе?

- В первую очередь, - забота и внимание к детям, оставшимся без попечения родителей. Это дети-сироты и дети, которые в силу разных социальных причин попали в зону семейного неблагополучия и оказались преданными собственными мамами и папами. Таких мальчиков и девочек у нас огромное количество - почти 700 тысяч на всю Россию.

Правда, 80 процентов из них все-таки устроены в замещающие семьи.

В Башкирии сейчас порядка 75-ти процентов воспитанников детских домов устроены в семьи. Это очень хороший показатель, но надо добиваться того, чтобы эта цифра стремилась к ста процентам. А то сейчас, чуть что, ребенка отдают на международное усыновление, хотя такой договор Россия заключила пока только с Италией. С Соединенными Штатами все никак не подпишем, только собираемся.

Кстати, с президентом Башкирии мы договорились о том, что в ближайшее время в республике будет принят закон, направленный на поддержку усыновителей. Какая это будет сумма, я не знаю - каждый регион устанавливает ее сам. Могу лишь сказать, что максимальная единовременная выплата зафиксирована пока в Калининградской области - 600 тысяч рублей за каждого усыновленного ребенка. В других регионах она колеблется от 150 до 250 тысяч рублей.

- Что можете сказать об уфимских детских учреждениях?

- Если говорить о тех заведениях, которые мы посмотрели, то - да, чистенько, дети накормлены. Конечно, довольно старая материально-техническая база, но, тем не менее, все отремонтировано. Однако, этого недостаточно.

Когда ребенок просыпается с голыми стенами, будь они розовыми или голубыми, он все равно не будет видеть мир в таких цветах. Он понимает, что, наверное, семейная жизнь так и устроена, раз ему говорят, что теперь здесь его новая семья, а воспитательницу он даже называет мамой.

Но задумайтесь: какую семью он создаст потом, когда вырастет? Также в два ряда койки поставит? Вот почему надо искать возможность создавать в детских домах этот самый домашний уют, чтоб тумбочки стояли не пустые, а с личными вещами. Не голые стены, а разрисованные, с фантазией, причем, каждая по-своему, если уж нельзя вешать фотографии детей. По крайней мере, жить станет чуточку веселей.

С казенщиной мы должны бороться всеми силами и средствами. Практически в каждом детском доме принята коридорная система, и в лучшем случае, ощущаешь себя, как в отеле. Но мы ведь в гостиницах не живем, правда? Так почему же тогда детей заставляем жить в таких условиях?

Я видел, как у директора детского дома увлажнились глаза, когда я ей сказал: «Ваши дети дома так живут? Нет? Значит, вы чего-то недорабатываете. Надо меняться».

- Как прокомментируете гибели трехлетнего Матвея Катеринчука и случай на тренировке в Ермекеевском районе, когда дети целовали ботинки главе администрации?

- Меня удивляет тот факт, что насилие над малолетним ребенком, включая прижигание о него сигарет, происходило на протяжении долгого времени, но никто - ни соседи, ни органы опеки и попечительства не удосужились сообщить об этом. Если люди, находясь рядом, знали, видели, что происходит - они все соучастники преступления. Кто сейчас из этих 17-ти человек, виновных в гибели Матвея, готов свою жизнь положить, чтобы воскресить этого ребенка? Никто.

Так вот, пока мы не начнем по полной спрашивать у ответственного чиновника, у нас халатность так и будет оставаться нормой жизни. Прокурор Башкирии Сергей Хуртин со мной полностью в этом согласен.

Что касается Дифгата Хантимирова - экс-главы Ермекеевского района, то я попросил взять прокурора РБ этот отвратительный случай под личный контроль. Потому что те формулировки, которые уже существуют, с юридической точки зрения, не поддаются никакой критике. Надо учесть, что Хантимировым принесены извинения, хотя это надо было сделать сразу, притом, в такой же форме. Тебе ноги дети целовали? Вот и тебе надо было целовать ноги этим детям и еще их родителям впридачу! Ровно в такой же форме. Тогда это было бы принято, как компенсация.

Поверьте, я не жажду ничьей крови. Я сам - адвокат с 20-летним стажем и понимаю, что привлечь человека к уголовной ответственности – легко, трудно потом всю жизнь с этим жить. Если есть другие формы, они должны быть использованы.

- Что вас приятно или, наоборот, неприятно удивило во время посещения уфимских учреждений для детей?

- Меня приятно удивили дети из уфимского городского центра «Индиго», которые спрашивали меня, когда прекратится социальная реклама алкоголя? При отсутствии социальной антирекламы, которая должна быть, мальчишки и девчонки воспринимают скрытую рекламу спиртного в фильмах и телепередачах. Меня это очень поразило с хорошей стороны. Они мне говорят: «Мы сами не пьем, не хотим, но почему нам это навязывают? Когда это кончится?». Мне сложно было ответить на этот вопрос. К сожалению, у алкогольного лобби больше влияния, чем у меня.

- Как расцениваете инициативу некоторых общественных организаций, которые предлагают запретить усыновление российских детей иностранцами?

- Хотите - верьте, хотите - нет, но как только зашла речь о договоре об усыновлении между США и Россией, я сразу поднял вопрос о взаимном усыновлении.

Американцы вытаращили глаза: «Как, вы хотите наших детей усыновлять? У нас нет сирот, у нас стоит своя очередь».

Я отвечаю: «Нет. Если договор, то взаимный».

Скажу вам честно: полностью запретить вывозить детей из страны мы не можем, потому что это международное обязательство, это норма, которая есть в Семейном кодексе. По моему мнению, само по себе иностранное усыновление должно стать неактуальным для нас.

Нам просто надо больше поддерживать наши приемные семьи, только и всего. Но не просто поддерживать, но еще и постоянно контролировать тех, кто взял в свою семью ребенка из детского дома. Чтобы тех, кто наживается на детях, унижает их, у нас больше не было.

Галина ФЕДОРОВА.

"