Posted 27 мая 2008,, 19:39

Published 27 мая 2008,, 19:39

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Бурите глубже. Муртаза Рахимов: «Будем жить не ТЭКом единым»

27 мая 2008, 19:39
Мы уже рассказывали, о том, что заявил глава Башкирии Муртаза Рахимов по поводу судебной тяжбы между республиканским ТЭКом и налоговиками. - Башкирская нефть работала, и будет работать на благо государства, - объяснил руководитель региона. – В Америку же наш ТЭК не заберут. Напомним, спор вокруг башкирской «нефтянки» тянется уже полтора года, и судьи не могут определиться, в чью собственность отдать активы, принимая противоречивые решения. В последний раз Фемида решила, что республиканский ТЭК должен принадлежать Башкирии, однако после того, как в федеральное правительство пришел Игорь Сечин, известный как жесткий «собиратель» нефтяной собственности в государственные руки (именно он «прирастил» «Роснефть» обломками «ЮКОСа»), все может измениться. Г-н Рахимов дал понять, что чем бы ни закончился спор вокруг башкирских нефтяных активов, республика не проиграет

Химическая тайна

На минувшей неделе в Уфе в один день открылась международная выставка «Газ. Нефть. Технологии – 2008», а в Благовещенске на заводе «Полиэф» запустили комплекс по производству полиэтилентерефталата (ПЭТФ) мощностью 120 тыс. тонн в год. Наблюдатели гадали, что окажется приоритетнее для главы региона – новое химпроизводство или «нефтянка»? Президент Башкирии побывал и на торжественном запуске, и на открытии нефтегазового форума, оставив аналитиков в раздумьях, на что он делает ставку.

Впрочем, сам г-н Рахимов не скрывал своих симпатий и тут же объяснил, как он видит экономическое развитие региона.

- Понятно, что не ТЭКом единым будем жить, - сказал он. – Наша задача развивать переработку и химическую промышленность. В республике реализуются инвестиционные проекты по строительству новых, расширению и реконструкции действующих производств. Основной упор мы делаем на внедрение передовых технологий мирового уровня и техническое перевооружение. Решаем проблему износа основных средств производства.

«Полиэф» - живая иллюстрация президентских предпочтений. Завод, законсервированные корпуса которого, по словам г-на Рахимова, «проще было сдать в металлолом», республиканское правительство отстояло, поделив между тремя энергетическими игроками «Сибуром», «Селеной» и «Лукойлом» 83% акций и оставив за Башкирией 17% ценных бумаг. Спустя три года предприятие стало флагманом химической промышленности, наладив производство полиэтилентерефталата (из которого выпускают пластиковые бутылки), и уже сейчас готово вытеснить с российского рынка конкурентов из Китая, Индии, Тайваня и Кореи. Да и само производство перестало напоминать мертвую зону – здесь взметнулись новые корпуса, оснащенные современным оборудованием, а работники завода, прошедшие стажировку в Италии, расхаживают по сверкающим полам в наглаженных белых халатах.

- Много получаете? – поинтересовался президент у замначальника цеха ПЭТФ технолога Бориса Табаева. – Как на нефтяном заводе, наверное?

- Мы пока строимся, - ушел от ответа Борис Владимирович. – Вот запустим новые мощности, увеличим выпуск продукции в три раза, тогда и будем сравнивать.

- Почему вы не сказали главе республики о зарплате? – спрашиваем у г-на Табаева.

- Коммерческая тайна, - разводит руками технолог. – Но я своим заработком доволен.

Впрочем, Муртаза Рахимов сам быстро вычислил, сколько платят на новом химическом производстве.

- У ваших девчонок глаза горят, - поделился он с председателем Совета директоров «Полиэфа» Анатолием Бондаруком, зайдя в лабораторию и увидев за компьютерами выпускниц химического факультета БГУ.

– За достойную плату работаете? – обратился глава республики к молодым инженерам.

- Не жалуемся, - весело ответили бывшие студентки.

- Говорят, стажировку в Италии проходили? – поинтересовался г-н Рахимов у начальника лаборатории Сании Галимардановой.

- В Мелеузе, - вдруг пискнула она.

- Как в Мелеузе? – удивился руководитель Башкирии. – Там ведь совсем другое производство – минудобрений. Неужели есть схожие моменты?

- Да растерялась я перед президентом, - оправдывалась Сания, когда высокая делегация отправилась в следующий цех. – Хотела сказать, что я родом из Мелеуза. Но мне все равно было приятно, что глава республики хорошо знает наш завод минудобрений.

Вызов для инвесторов

Президент Башкирии действительно хорошо знает не только мелеузовский завод, но и все производства, которые в последнее время начали наращивать мощь.

- Мы обязательно будем развивать инвестиционную активность и постепенно переводить экономику на инновационный путь развития, - поделился он на минувшей неделе. - Для этого у нас создана хорошая ресурсная база, к примеру, в прошлом году в основной капитал было вложено 148 миллиардов рублей и это только начало.

По мнению главы республики, у каждого региона должна быть стратегия, основанная на реальных преимуществах территории. План развития Башкортостана разработан до 2020 года.

- У нас на ближайшие шесть лет реализуется или готовится к осуществлению большое количество инвестиционных проектов на сумму около триллиона рублей, - рассказал г-н Рахимов в интервью «Российской газете». - К тому же за счет новых производств в регионе появится около 48 тысяч рабочих мест.

Недавно рейтинговое агентство Standard&Poor’s повысило кредитный рейтинг Башкортостана до уровня ВВ+, прогноз стабильный, а это, по словам главы региона, «явный вызов для инвесторов».

- Я не говорю, что целью нашей стратегии развития является, как раньше выражались, «через 10 лет догнать и перегнать Америку», - смеется президент. – Но мы нацелены на прорыв в промышленном секторе, и думаем уже не о 6-7 процентах роста, как сейчас, а стремимся к уровню быстро развивающихся стран и ежегодному увеличению темпов до 10-11 процентов.

Посещая благовещенский завод, Муртаза Рахимов вновь напомнил, что глупо жить за счет энергоресурсов.

- Не сырую нефть надо продавать, а высококачественные продукты ее переработки, - заявил он журналистам, добивающимся от него «раскладки» судьбы республиканского ТЭКа. - Опасаясь инфляции, Минфин складывает сверхдоходы в стабфонд, который размещает средства в западных финансовых инструментах, работая на экономику Америки, Англии, но никак не России. А в это время страна задыхается без той продукции, которую можно было бы получить, если б нефть не качалась за границу, а перерабатывалась у нас. Задумайтесь, почему в нашей стране, добывающей огромное количество нефти, бензин стоит столько же, сколько в Соединенных Штатах?

Как бывший нефтепереработчик, я вижу, что именно по эффективности в технологиях нефтепереработки страна пока проигрывает.

Труба на разрыв

Муртаза Рахимов действительно знает, о чем говорит.

- В свое время в регионе старались деньги не «проедать», а направлять на техническое перевооружение предприятий, - рассказал он. - Только в 2007 году республиканские нефтезаводы вложили в свое развитие 9,7 миллиарда рублей.

По словам президента республики, башкирская нефтепереработка поставляет лучший автомобильный бензин в стране и дизельное топливо «Евро-4», а теперь готова выпускать продукцию по стандарту «Евро-5».

- Получается, что возможности республиканских НПЗ пока значительно опережают технический уровень отечественного автомобильного парка, - говорит он. - Наш комплекс нефтеперерабатывающих заводов - один из самых современных и мощных в Восточной Европе.

Правда, г-н Рахимов уверен, что именно поэтому так «много желающих захватить наш ТЭК».

- Пока никто не изъявил желания купить наши нефтяные активы, а все норовят получить бесплатно, - заметил он. – А мы не останавливаемся на достигнутом: до 2010 года в модернизацию нефтеперерабатывающего комплекса будет вложено более 38 миллиардов рублей.

Глава Башкирии полагает, что чем бы ни завершилась судебная тяжба за башкирский ТЭК, республика не пострадает.

- Работать надо, - говори он. – У нас помимо ТЭК есть и другие перспективные отрасли - это машиностроение, энергетика, металлургия, аграрный сектор, строительство, легкая и лесная промышленность. Мы намерены создать высокотехнологичный кластер для выпуска импортозамещающей, принципиально новой конкурентоспособной продукции.

Думается, что по мнению башкирского президента, даже в случае, если «нефтянка» уйдет из республики, никто не проиграет.

Мало кто знает, что если до 2005 года 70% налога от нефтедобычи оставались в регионе, а 30% шли в Москву, то теперь федерация забирает 95% всех полученных средств, оставляя региону жалкие 5%. Несколько лет назад объем финансирования геологоразведки из республиканского бюджета достигал 1,8-2 миллиарда рублей. В прошлом году на геологоразведочные работы центр перечислил в республику всего лишь 260 миллионов «деревянных».

Да и о каком проигрыше может идти речь, если 67% налогов, собранных регионом, и в том числе той же «нефтянкой», уходит в федеральный центр?

Президент РБ напомнил, что в 2007 году регион собрал 227,9 млрд. рублей налогов и сборов и 150,4 млрд. перечислил в Москву.

- Это несправедливо, - не раз говорил Муртаза Рахимов. - Наша нефтянка уникальна тем, что ни один вертолет или вилла на доходы от нее не куплены, а школ и больниц строится - десятки ежегодно.

В Благовещенске президент опять напомнил о социальной ответственности местных «тэковцев».

- Из 21 млн. рублей, аккумулированных на специальном счете социальной поддержки семьи, 16 млн. выделил республиканский ТЭК, - сказал он. – Это же о чем-то говорит?

Пока предприятия ТЭКа формируют республиканскую казну. И речь идет не только в налоговых сборах. Только в 2007 году пятую часть башкирского бюджета (21%) составили безвозмездные перечисления тех же нефтяников, фактически содержащих на свои доходы местную «социалку».

Но, учитывая, что теперь глава Башкирии делает ставку на развитие промышленности, в республике найдут из чего сформировать доходы бюджета.

Кстати, на торжественной запуске новой линии на «Полиэфе» присутствовал и глава ОАО «Уфанефтехим» Виктор Ганцев.

- Так они же наши партнеры, - объяснили в Благовещенске. – Поставляют сырье для производства ПЭТФ – параксилол.

Республике, которая так богата ресурсами, действительно нечего опасаться.

"