Posted 26 февраля 2008,, 21:19

Published 26 февраля 2008,, 21:19

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Политолог Владимир Савичев: «Новому президенту придется создавать новый имидж»

26 февраля 2008, 21:19
Избирательная гонка вышла на финишную прямую. О том, чего следует ожидать от главного политического события этого года мы расспросили и.о. руководителя Научно-исследовательского центра проблем управления и государственной службы БАГСУ, кандидата политических наук Владимира Савичева.

«Людей, которые надеются только на свои силы, стало больше»

- Владимир Леонидович, поделитесь, пожалуйста, результатами последних исследований по президентским выборам.

- У нас есть данные по фокус-группам. Это один из элементов качественного исследования политических мотиваций отдельных социальных групп. На основе избирателей Башкирии мы пытались понять, как сейчас люди относятся к кандидатам и их агиткампаниям, какие у них возникают ассоциации и образы, связанные с выступлениями политиков и на этой базе хотели выстроить определенную модель, картину предвыборной ситуации. Выводы напрашиваются следующие.

Из четырех кандидатов трое – узнаваемые. Богданов – кандидат малоизвестный. Несмотря на то, что он активно раскручивался на думских выборах, его агитматериалы по-прежнему остаются незаметными. В сознании избирателя он не позиционируется как полноценный политик. В то время как другие кандидаты давно известны. По распределению статусных позиций Дмитрий Медведев - неоспоримый лидер.

Если говорить о Зюганове, то даже среди его сторонников есть те, кто осознает, что все это – вчерашний день, шансов нет. Просто он привычный политик, но его мало кто видит в качестве общенационального лидера. Не более 1 процентного пункта, в основном из числа тех, кто попадает в орбиту эмоциональной энергетики Жириновского, убеждены, что он способен стать президентом.

- Какие сегодня настроения ощущаются в обществе?

- Мы видим реальный рост показателей экономики. Это даже заметно по Уфе, по тому, как люди одеваются, по структуре потребления. Вместе с тем, привыкнув в 90-е, что обязательно должно что-то случиться, люди даже с каким-то недоверием относятся к столь долгому периоду положительного развития страны. Отсюда слухи. Хотя причин для беспокойства, по сути, нет - все процессы вполне контролируемые. Современный политико-экономический курс показывает свою состоятельность. По этой же причине многие люди не хотят что-то менять. На памяти слишком хорошо отложились 90-е годы. Но есть и те, кто не реализовал пока своих ожиданий, отсюда их оппонирование Путину и Медведеву. Если спросить у этих людей: «А что вы собственно сделали сами, чтобы вам жилось лучше?». Они ответят: «А что я могу?!» Хотя многое зависит от самого человека. Путин с самого начала открыто и совершенно четко заявлял: мы не обещаем больше, чем можем сделать.

Сегодня принципиально изменилось в нашем обществе то, что стало больше людей, которые надеются только на свои силы. В 90-е годы, как известно, было много патерналистов. Если брать Уфу как столицу, здесь таких становится все меньше, на селе – их пока большинство. Это изменение в обществе довольно значимо. Оно по-другому формирует электоральную картину. Сегодня люди стремятся к комфорту, к качественным потребительским отношениям. А то, что предлагает платформа Медведева, в их представлении как раз соответствует этому.

«Для большинства кандидатов участие в президентской гонке – принципиальный вопрос»

- Чего вообще, на ваш взгляд, добиваются кандидаты, участвующие избирательной гонке, если не брать Медведева?

- Для Зюганова участие в президентских выборах – принципиальный вопрос сохранения и поддержания лидерства в КПРФ. Ведь иначе многим будет интересно, а что в принципе делает вождь коммунистов, если не участвует в выборах. Это вопрос самовыживания. К тому же, если он наберет меньше голосов, чем его партия на парламентских выборах, встанет вопрос: Зюганов для партии локомотив или балласт? Ему необходимы лучшие результаты. Для Жириновского любое выступление только дополнительно укрепляет его место в, так скажем, политическом бомонде.

- Было бы странным, если б Жириновский не участвовал в нынешних выборах…

- Даже не в этом дело. В прошлых президентских выборах он не участвовал, например. Тогда он не собирался конкурировать с Путиным. Этого он не хотел. А сейчас Путина нет в списках кандидатов. Жириновский – политик, любые даже самые эпатажные выступления которого уже никогда не будут восприниматься как угроза устойчивости существующей политической системе. Он встроен в эту систему. Где-то даже ее ярче подсвечивает. Поэтому рассматривать его как серьезную оппозицию не приходится.

Богданов много занимался партстроительством. Сейчас он хочет о себе заявить. Но то, что он пропагандирует, в полной мере не соответствует ожиданиям общества. Люди ясно понимают, что сегодня им никто избавления не даст: ни Бог, ни царь, ни герой, а тем более ни Евросоюз. А Богданов со своими западными идеалами пытается играть на пустующей нише. За счет этого он пытается укрепиться среди определенной части электората.

- Это политтехнология?

- Да.

«Обучаемый политик удачно вписывается в современные реалии»

- Как тогда вы определяете сущность понятия «рейтинг»?

- Рейтинг имеет несколько составляющих. Высокий рейтинг складывается из того, что люди чувствуют к определенному кандидату явную эмоциональную симпатию, не видят каких-то серьезных отрицательных черт. Для части электората кандидат воспринимается меньшим из зол, то есть «все они политики одним миром мазаны, но этот все же чуть лучше». К ним присоединяются колеблющиеся, для которых важно найти стабильную точку опоры, затем сторонники принципа «голосую за победителя» Есть избиратели, следующие определенной моде: все говорят о Медведеве и я буду. Хотя есть такие, которые думают следующим образом: если данный кандидат все равно победит в любом случае, то я буду голосовать за другого.

- Данные опросов Фонда общественного мнения и другие показывают, что если б Путин участвовал в выборах, то Медведев не набрал бы и десяти процентов голосов. Опять же выходит, он пока не воспринимается как совершенно самостоятельная политическая единица?

- Путин уже состоявшаяся политическая величина. Здесь логика людей тоже понятна: я претендента как человека не знаю, но есть тот, кто вместе с ним долго работает и которым мы довольны. А раз он нам его рекомендует, значит, ему виднее, он плохого точно не посоветует. То есть оснований не поддержать этого кандидата очень мало. Это так называемый рациональный выбор, основанный на эмпирическом опыте. Даже в бытовом плане такая логика очень распространена - не уверен сам, спроси у знающего человека. Эти факторы вместе сформировали доминирующую позицию: предложенную Владимиром Путиным кандидатуру можно поддержать.

- А можно сказать, что Медведев харизматичен?

- Пока нет. Он воспринимается больше как удачный исполнитель. Это понятно и нормально. Он работал в команде, поэтому проявления харизматичности мешали бы общей работе. Если его изберут, то это будет немножко другой человек. У него появятся новые задачи и новые полномочия. И для того, чтобы их эффективно реализовать, придется делать новый политический имидж.

- Кажется, у него хороший потенциал.

- Думаю, да. Есть среди американцев понятие «деревянный» политик, когда речь идет о тех, кто не способен адаптироваться к изменившейся ситуации. У нас прижились понятия «обучаемый» и «необучаемый» политик. Первый тип – политик очень пластичный, он удачно вписывается в новые политические реалии. Похоже, Медведев из них.

«О муниципальных выборах нельзя сказать, что там есть интрига»

- Есть какие-то особенности выборов в Башкирии?

- У нас роль местных властей в политическом раскладе республики значима. Есть регионы, где власть не контролирует ситуацию на всей территории. Там люди часто голосуют за оппозицию. У нас немного другая ситуация. Четко ощущается то, что существующая система властно-субъектных отношений устойчиво отслеживает все. В хорошем смысле.

- Что можно сказать о двух других избирательных кампаниях, проходящих в республике?

- Вы знаете, пока многие избиратели не могут разобраться, как именно им придется голосовать на выборах в Курултай. Новая смешанная система выборов депутатов в башкирский парламент для них еще не очень ясна. До выборов остается мало времени. А достаточной информации по этому уровню выборов у людей нет. Если брать выборы в горсоветы, нельзя сказать, что здесь есть интрига. Те кто, кто успели продемонстрировать, что они на своем месте и плотно связаны с населением, они просто переизберутся. От них ведь люди хотят конкретной помощи: вот у нас надо спилить перестойные деревья, построить детскую площадку и нормальные дороги...

- Какую явку и какие итоги вы прогнозируете на этих выборах в Башкирии?

- В республике уровень электоральной активности всегда был существенно выше среднероссийских показателей. На этот раз будет также, около 90 процентов. Думаю, и другие регионы подтянутся. Распределение мест среди кандидатов во всех субъектах, скорее всего, будет одинаковым, будут немного отличаться цифры.

Светлана ХУСНУЛЛИНА.

"