Posted 26 декабря 2010,, 20:55

Published 26 декабря 2010,, 20:55

Modified 10 ноября 2022,, 18:57

Updated 10 ноября 2022,, 18:57

150 дней после приказа

26 декабря 2010, 20:55
Пиарщики, сопровождающие освещение работы органов власти и администрации президента РБ, часто сетуют, мол, в Башкирии нет культуры политической дискуссии, уничтожило прежнее руководство еще 10 лет назад лучшие умы, способные вести конструктивный диалог с властью. Но раз новый президент региона Рустэм Хамитов взял курс на возрождение демократических институтов и свободу слова, раздавленную прежде, мы решили также поучаствовать в воссоздании политического диалога. Думаем, что рассказ о слабых и сильных сторонах новой власти под занавес уходящего года, пойдет на пользу всем, кто сегодня стоит у истоков восстановления гражданского общества и поможет избежать многих ошибок и высшему руководству, в том числе.

Очарования и разочарования

Появление нового регионального лидера «при полном непротивлении сторон» породило прежде всего надежду. Рустэм Хамитов открыто продекларировал доступность возможностей для участия в «строительстве новой республики» для самых разных людей. Как известно, к любому улью следует подходить осторожно, по возможности окуривая его дымом и не делая резких движений. Неслучайно первые шаги Рустэма Хамитова в области завоевания симпатий публики оказались простыми и действенными.

Президент РБ завел блог, пригласил в него пользователей, живущих в регионе и вне его. Приходите, жалуйтесь, предлагайте, критикуйте, дискутируйте. Чем, собственно, сразу выбил почву из-под региональной квазиоппозиции. Первые месяцы от желающих отметиться в президентском блоге не было отбоя. Было любопытно. Особо любопытствующим через республиканское информагентство быстро указали, что на анонимность рассчитывать не приходится. А указание президента всем чиновникам брать на заметку все, о чем пишется в президентском блоге, привело в конце концов к судебным искам, которые служащие подают и выигрывают в отношении особо ретивых пользователей.

Вынужденные последовать примеру своего лидера другие руководители не смогли снискать той же популярности: кондовый язык, явное нежелание развивать затронутые темы за пределами блога, стремление отписаться и забыть. Но надо - так надо. Гораздо смешнее и глупее выглядят последние несколько месяцев региональные СМИ, которые, следуя чуткому руководству, пытаются перестроиться на демократический и местами рыночный лад. Однако получается у них это ничуть не лучше, чем было два-три года назад. Пропагандистское прошлое прет изо всех щелей, что вполне объяснимо вследствие бюджетной зависимости. В результате – Хамитов мелькает на экране и на страницах ничуть не реже, чем в свое время Рахимов.

Очарование новым президентом тоже быстро прошло. И не потому, что он плох, а потому, что сошла на нет всеобщая экзальтация, связанная с ожиданием перемен. Людям свойственно мечтать о высоком, а когда мечта перестала совпадать с происходящим, многие остыли. И нет вины Хамитова в том, что люди связывали свои неудачи не с отсутствием способностей и умений, а с «душной тоталитарной обстановкой». Им казалось, что убери Рахимова, и наступит рай на земле. А власть - есть власть, и каждому в отдельности смена режимов счастья не несет.

Однако несомненная заслуга Рустэма Хамитова в том, что он дал людям надежду на улучшение жизни, на участие в развитии и «модернизации общества». И вот эту высокую планку сегодня ни в коем случае нельзя уронить.

Рейтингом по бедам

Приемы закрепления рейтинга доверия президент Башкортостана использует проверенные. Общение с детьми, спортсменами, поп-звездами и религиозными деятелями, подарки бюджетникам, постройка пандуса к Белому дому, посещение концертов и кропотливая замена примелькавшихся в «политбюро» лиц. Казнокрадов и коррупционеров – приструнить, чиновников – поругать, бизнесменов – подбодрить. Спустя несколько месяцев пребывания на высшем посту пришлось вернуться и к тем форматам публичного проявления, которых в виду явного противопоставления первому президенту республики г-н Хамитов избегал. Тут и открытия народнохозяйственных объектов, и поездки по районам, и награждения матерей-героинь, и передовиков производства.

Придя на высокий пост, глава республики в запале много чего наговорил по поводу «дутых рейтингов», приписок и пускания пыли в глаза относительно социально-экономического положения республики на фоне остальных регионов России. В пересказе СМИ республика-то на самом деле - давно нигде не лидер, более того – чуть ли не в хвосте плетется. Исправлять надо, засучив рукава! Однако деньги мало куда идут без связей или внятных механизмов гарантий инвестиций и механизмов реализации проектов.

Заторопились в регион высокие гости – конференции, форумы, частные визиты, но «живых реальных» денег для того, чтобы поднять задуманные проекты и растолкать «планов громадье», давать никто не торопится. Собственные связи конвертируются в документы весьма неохотно, да и не очень их много. И вот так незаметно, но с каждым днем все уверенней, заговорили местные СМИ, что, по словам президента, не так уж и плохо все в республике, и хозяйство ее мощное, с большим потенциалом.

С каждым днем президентская администрация генерирует массу различного рода и уровня проектов. Большая часть их – калька с проектов пяти-шестилетней давности, с другими названиями, но прежним содержанием: брендирование РБ, разработка стратегий развития, привлечение инвестиций, «одно окно» для инвесторов, программы строительства жилья, стимуляция малого и среднего бизнеса… Анонсов и презентаций сделано уже так много, что глаза разбегаются. Зато контролируемый информационный поток в СМИ теперь называет это «высокий темп преобразований, заданный президентом».

Обращение Рустэма Хамитова к форматам общения с населением, зарекомендовавшим себя в других регионах, выглядит логично. Прямые линии, встречи с известными журналистами, телемосты и скайп-конференции - все это выдает в команде, которая пришла вслед за ним в исполнительную власть, современных технологичных управленцев, готовых при любых обстоятельствах прославлять своего шефа.

Но страстное желание подчиненных застолбить темы, где президент выглядит этаким бэтменом, вызывают отторжение у думающей и, в общем-то, консервативной (особенности региона!) публики. Наскок в раскручивании имени того или иного человека хорош во время выборов, когда на «узнавание» претендента отпущен небольшой срок. Для того, чтобы жители Башкирии знали, что руководитель республики не спит и думает о них, необязательны громкие ежедневные заявления – власть в своей службе народу должна быть незаметной. А поводы для необходимости «власть употребить» достойными высшего руководства. Стремительное же наступление на общественное сознание заставляет задуматься: уж не временщики ли перед нами?

Стиль ручного управления, введенный Владимиром Путиным и подхваченный, в том числе Рустэмом Хамитовым, в Башкирии выглядит лишь проявлением тотального контроля. Здесь и показательное выговаривание «нерадивым» чиновникам, угрозы «разобраться» и «пресечь».

Это не ново. Повторы – это плохо. По той простой причине, что не у всех здравомыслящих людей, населяющих республику в том числе, память послушно атрофируется по указу сверху.

Между тем, игнорирование роли премьер-министра и «обезглавленное» правительство – не лучший способ заработать авторитет. Технический исполнитель и надзиратель за министрами нужен, чтобы в будущем было на кого повесить ошибки чиновников, сегодня получивших вольную и откровенно работающих на себя.

Глава республики все чаще стал позволять себе оправдываться, ссылаясь на предшественников. Бесчисленные проверки, которые он инициирует, похоже, имеют цели, увы, не связанные с генеральной – повышения уровня жизни жителей Башкирии. Новый президент слишком рано перестал удивлять.

Жертвы на алтарь

Новому порядку требуется много ритуальных жертв. Точно так же поиском внешних и внутренних врагов занимались в рахимовской администрации. Что и не удивительно, ведь новый властный топ-менеджмент родом из башкирского Белого дома образца 2003 года, унаследовавший все привычки и наклонности «тоталитарного» режима.

И пока отличие заключается лишь в повальном объявлении всех проектов дохамитовского периода провальными, несовременными, необеспеченными и даже коррупциогенными. Слово - не воробей, поэтому нередко республиканские СМИ, выдав очередное разоблачение, уже к вечеру вынуждены дезавуировать свою информацию.

Однако рулевые новой власти всегда находят оправдания своим промахам: это, мол, отодвинутые от кормушки элиты всеми силами сопротивляются наступлению нового и прогрессивного. Из этой логики вытекает, что всех, кто имел отношение к прежнему руководству, следует стереть с лица земли, чтобы не задували «ветер перемен». И почему-то никто не задумывается, что перемен ждали все, и каждый надеялся пригодиться такой вроде как демократичной новой власти, в том числе и те, кого сегодня объявили врагами народа. Тем более, что в августе вроде бы и была такая установка – не разбрасываться специалистами, но время показывает, несмотря на кадровый голод, явно ощутимый в коридорах власти, – зачистят всех. И вместо того, чтобы, как надеется президент, «уйти от существовавших форм правления, основанных на страхе и подавлении человеческого достоинства», большая часть людей сегодня находятся в зоне стресса – ожидая в своей судьбе самого плохого и готовясь к не лучшим переменам. И это не самые худшие и не самые глупые представители общества.

Да и кадровая метель ничего хорошего ни одному ведомству не несет – теряются налаженные связи, исчезает зона ответственности, нарушается привычный образ жизни целых групп и их семей, чиновники, ожидающие увольнений, стремятся отхватить напоследок крупные куски и в целом страдает народ, привыкший к определенным жизненным реалиям.

Президент с первых минут пребывания в статусе главы региона демонстрирует не просто недоверие традиционным и устойчивым институтам, а явную враждебность. Ни общественная палата, ни советы, ни госсобрание, ни общественные приемные, ни даже партия власти, не говоря уже о правительстве – не удостаиваются ободряющего жеста президента. Более того, существующие институты неявно высмеиваются, а заслуживающими доверия чаще выступают либо эксперты со стороны, либо общественные деятели, лишь недавно обретшие этот статус.

Почему-то в новой команде уверены, что все «люди из прошлого» не испытывают радости от происходящих перемен, и, навешав ярлыки заговорщиков практически всему интеллектуальному сообществу, активно борются тенями, ощущая себя окруженными врагами и применяя в этой войне методы, больше свойственные оппозиции, чем легитимной власти. Жертвами закулисных интриг в итоге оказываются люди, далекие от политики и при прежнем президенте, но, на войне как на войне – не избежать несправедливых потерь.

Хотя, нет слов, показательные порки нужны. Но время, когда можно было пороть тех, кто проштрафился при старой власти, уже упущено. На этом фоне хорошо выглядят правоохранители, которые не меняли своих убеждений ни при Рахимове, ни при Хамитове, возбудив уголовное дело против министра образования Зинната Аллаярова при старой власти и предъявив ему обвинение при новой. И такой убежденности в своей правоте как раз не хватает новым управленцам, которые сначала заявляют об уголовном преследовании директора ГТРК Рамиса Давлетбаева, а потом принимают его за чашкой чая. Или наоборот – прилюдно оправдывают того же Аллаярова, объясняя, что он просто выполнял чужие распоряжения, а потом поспешно отправляя его в отставку.

Скорее, это болезнь роста новой и пока не уверенной в своих силах команды. Укрепившись, она перестанет нервно оглядываться по сторонам, опасаясь увидеть в любом претенденте на начальственное кресло «рахимовского», «сарбаевского» или «хабировского» ставленника. Однако подсознательный страх не удержать рычаги управления вызывает у нынешних госслужащих нетерпимость к мнениям и суждениям, не совпадающим с «генеральной линией», а отсюда недалеко и до наступления на право свободы слова и собраний, гарантированное Конституцией РФ всем жителям страны. И этот диссонанс между декларируемыми демократическими ценностями и реальными поступками делает команду максималистов очень уязвимой.

- Конечно, идеального общества не бывает. Не бывает и идеальной власти, - ответил критикам Рустэм Хамитов в своем блоге.

В политике нужно идти до конца и если показывать силу, то «бить своих, чтобы чужие боялись», так как Путин наказал Ходорковского, а Медведев - Лужкова. А явных промахов достаточно и у нынешних небожителей. Почему не прозвучало послание президента в назначенный срок? Почему никто не поздравил жителей региона с днем башкирской Конституции, на которой клялся нынешний глава региона?

Испытание судьбой

А скандал, разразившийся под занавес уходящего года, связанный с деньгами благотворительного фонда, и вовсе вышел некрасивый, поскольку наш народ привык относиться к государству как к высшей силе, которая никак не может опускаться до эмоций, свойственных простым смертным. К тому же деньги любят тишину. И как учит нас российская история, утрата особого, сверхрационального уважения к государству неизбежно и неизменно приводит к хаосу.

Если мы разрушим отношение к государству как к некоему сакральному символу, не успев создать и закрепить в сознании людей веру в демократические институты, мы получим русский бунт, «бессмысленный и беспощадный».

Поэтому задача, стоящая перед сегодняшней властью и демократическим сообществом, крайне сложна: вырастить гражданские институты и веру в них, не разрушая изначально отношения к государству как к «высшей силе», способной рассудить и примирить не рассудимое и не примиряемое.

Что мешает, в конце концов, позвать на телеканал БСТ экс-президента РБ Муртазу Рахимова и в прямо эфире расспросить его, как и почему назначал кадры, почему поощрял приписки, куда ушли деньги из казны, с кем договаривался в Кремле. Рахимов явно не откажет себе в удовольствии объясниться перед камерой. А если откажется, то тогда можно смело сказать, что он отказался. Пока же команда президента демонстрирует испуг и боязнь перед «хитроумным» бабаем, который «всех переиграет», озвучивая на всю ивановскую свои страхи перед появлением возможного «альтернативного финансового центра» и создавая героя из вроде как уже поверженного льва. С Рахимовым почему-то борются как с политическим противником, сливая компромат и используя против него мощь СМИ, как будто это он по-прежнему в верхах власти, а законно находящиеся у руля республики, как и два года назад, сидят в окопах. А власти не пристало демонстрировать растерянность.

Рустэм Хамитов неоднократно заявлял, что он не политик, что не боролся за власть, а получил ее совершенно неожиданно. Однако судьба странная штука, и, дав шанс, требует от человека соответствовать новой ипостаси. И дальше каждый сам творец своей судьбы: выдержит испытание – молодец, согнется под трудностями – вернется на исходную позицию. В священном писании сказано, что любой «начальник – слуга Божий», да и власть дается высшими силами не просто так. То, что Рустэму Хамитову выпало серьезное и судьбоносное испытание, которое дается не каждому, понимают не только жители Башкирии, но и он сам, неоднократно заявляя об этом и прося поддержки у блогерского сообщества. И помочь президенту преодолеть трудности роста можно всем обществом, не раскалываясь на «красных» и «белых», «наших» и «не наших». А дипломатии, навыков договариваться с любыми сторонами, терпения и выдержки, умения «душить в объятиях» противников сегодняшнему политическому Олимпу как раз и не хватает. Остается надеяться, что в Новом году все будет иначе.

Марат ХАЛИМОВ.

"