Posted 25 сентября 2011,, 20:42

Published 25 сентября 2011,, 20:42

Modified 10 ноября 2022,, 18:55

Updated 10 ноября 2022,, 18:55

Динар Гильмутдинов: «Один большой «НефАЗ» лучше массы битком набитых «ГАЗелей»

25 сентября 2011, 20:42
Главный гаишник Башкирии Динар Гильмутдинов подвел итоги работы республиканских автоинспекторов за минувшие восемь месяцев 2011 года. По мнению главы УГИБДД МВД по РБ, сотрудники ГАИ стали работать качественнее, хотя на дорогах людей в форме стало меньше – в связи с реформированием министерства внутренних дел и переименованием милиции в полицию, ряды стражей дорог покинули 683 человека.

На видеорегистратор надейся – а сам не плошай

- Мы считаем, что техника намного надежней человека контролирует движение, - уверен г-н Гильмутдинов. – В ближайшее время в Уфе над полосами появятся перетяжки с камерами, которые станут фиксировать происходящее в любое время суток и при любой погоде. Так, на проспекте Салавата Юлаева начался монтаж видеокамер нового поколения, которые могут отслеживать сразу все четыре полосы. Сегодня в столице Башкирии работают 23 стационарные камеры, а течение трех недель планируется поставить еще сорок видеофиксаторов. Видеонаблюдатели появятся и на трассах Уфа-Оренбург перед Стерлитамаком и Уфа-Магнитогорск в Абзелиловском районе.

В 2010 году башкирские гаишники собрали с нарушителей 380 миллионов рублей штрафов, за семь месяцев 2011-го 170 миллионов рублей. Эти суммы составляют 70,4% от всех выписанных протоколов.

Динар Гильмутдинов заявил, что взяточничество на дорогах будет жестко пресекаться, причем наказывать станут не только тех, кто берет взятки, но и тех, кто предлагает деньги. Оказывается, нечистые на руку инспекторы в момент получения мзды отключают видеорегистраторы.

- Моменты отключения камеры будут провоцировать проверки, вплоть до увольнения, - говорит глава УГИБДД МВД по РБ. - Прорабатываем возможность подключения видеорегистраторов к системе ГЛОНАСС, так что все инспекторы будут под контролем в режиме он-лайн.

Кроме того, в ближайшее время башкирская Госавтоинспекция закупит 500 нагрудных видеорегистраторов стоимостью семь тысяч рублей каждый.

- Такие приборы можно подключить не только к видеосвязи, но и радиостанции и фиксировать все разговоры водителей с инспекторами, - рассказывает Динар Гильмутдинов. – Водители часто жалуются, что гаишники ведут себя некорректно. А когда контроль будет двусторонний, предложить взятку вряд ли кто осмелится.

По словам Динара Загитовича, число аварий за последнее время сократилось, но главной причиной ДТП по-прежнему является «человеческий фактор».

- Водители у нас еще не до конца понимают, что ответственны за жизнь людей, - рассказывает полковник полиции. - Недавно в Белорецке парень из Челябинска сбил двух человек и скрылся. Когда молодого человека задержали, он сказал, что уехал, потому что испугался.

За восемь месяцев этого года в Башкирии произошли 3049 аварий, в которых погибли 412 и были ранены 3750 человек. А многие водители почему-то не считают нужным соблюдать правила дорожного движения и требования ГАИ.

- У нас уже есть один «завсегдатай», на которого составляли протоколы о нарушении 35 раз! – рассказывает г-н Гильмутдинов. – 24 раза мужчину привлекали за незаконную тонировку, а остальные одиннадцать - ловили с превышением скорости, а ему хоть бы что! У нас вообще стоит отдельной проблемой так называемая «золотая молодежь». Каждую ночь по городу полицейские гоняются несколькими экипажами за подвыпившими юношами на дорогих машинах.

Качество вождения молодых шоферов остается низким

Динар Гильмутдинов считает, что автоинспекторам крайне необходимы качественные автомобили, потому что «приходится догонять мощнейшие навороченные иномарки».

- Каждый год мы покупаем 30-50 автомобилей, - говорит он. – Из них где-то половина - отечественные. Уже подсчитали, сколько нужно в следующем году: не хватает две сотни машин.

Беспокоит главного автоинспектора республики и статистика гибели на дорогах детей.

- В этом году жертвами ДТП стали 14 детей, на 12,5% меньше, чем в 2010-м, - рассказывает он. – Но все равно это очень большая цифра. Я считаю, что несколько цинично сравнивать статистику погибших и раненых, но пока что от этой практики мы отказаться не можем. Поэтому работаем со школами, в каждом классе проводим беседы. Но главное здесь – работа с родителями, ведь они всегда рядом со своим ребенком и при желании дадут ему гораздо больше знаний, чем масса встреч с автоинспекторами.

Для инспектора, который одним из первых приезжает на место ДТП, крайне важно умело оказать первую медицинскую помощь.

- В этом году мы собирались отправить на подготовку 120 человек, - рапортует г-н Гильмутдинов. – Но финансирования хватило только на сорок человек, которые прошли обучение в течение трех дней.

Число автомобилей каждый год растет, но остается низким качество вождения новичков за рулем.

- В прошлом году прирост автомобилей был 4%, в этом уже 4-5%, - рассказывает Динар Загитович. – Из них - 70% иномарок, пусть и недорогих, ведь утилизация автомобилей сегодня очень большая.

Количество же новоиспеченных водителей стало меньше, хотя за этот год уже выданы 67 тысяч удостоверений.

- Раньше мы ежедневно по всей республике выдавали около 400 водительских удостоверений, сегодня эта цифра упала почти в два раза, - констатирует г-н Гильмутдинов. – Но качество вождения до сих пор невысокое: зубрят теорию и сдают с первого раза на отлично – 80% учеников, а вот практические навыки могут сразу сдать только 20-30%.

Вместе с тем, по словам г-на Гильмутдинова, Башкирия продолжает оставаться в лидерах в Приволжском федеральном округе по смертности на дорогах. Он объяснил это самым большим количеством транспорта в регионе (1,3 млн единиц) и самой большой среди субъектов ПФО протяженностью дорог.

Динар Гильмутдинов поддержал законодательную инициативу о пожизненном лишении прав водителей, которые трижды были задержаны в нетрезвом виде. В этом случае, по его оценке, прав могут быть лишены 3-4% водителей в Башкирии.

Начальник УГИБДД выразил озабоченность равнодушием водителей, ставших свидетелями ДТП.

- Даже если ДТП происходит днем на самом оживленном проспекте, взрослые свидетели не спешат помогать, самыми сознательными оказываются мальчишки, - посетовал он.

Несмотря на это, в текущем году из 38 ДТП с погибшими пешеходами и скрывшимися с места происшествия водителями остались нераскрытыми только пять, - заметил он.

Переходный период откладывается

Динар Гильмутдинов считает, что в столице Башкирии срочно требуется возводить надземные и подземные переходы.

- В 74% случаев ДТП с пешеходами виновными оказываются вовсе не водители, а люди, выбегающие навстречу транспорту, - сетует главный госинспектор республики. – Но часто пешеходы оказываются заложниками ситуации, когда на дорогах не предусмотрены пешеходные переходы.

Одно подземное сооружение будет стоить муниципальным властям более 150 миллионов рублей – ведь требуется переносить все коммуникации, расположенные под асфальтом. Надземный переход дешевле – около 15 миллионов рублей, но, например, на проспекте Октября власти не рискуют портить облик города.

Уже готовы восемь проектов переходов, в том числе в районе остановок «Юношеская библиотека» и «Кондитерская фабрика», всего же таких проектов должно быть шестнадцать.

- Но пока нет финансирования, как только появятся деньги, так можно будет строить, - говорит Динар Загитович.

По мнению главного гаишника Башкирии, город могут разгрузить круговые развязки, но в Уфе очень сложно найти место для подобных разворотов, так что одностороннее движение пока единственный выход распределить потоки машин.

Не доволен глава башкирской Госавтоинспекции и неудобным размещением светофоров на загруженных улицах – они не должны находиться на обочинах.

- Снова не хватает финансирования, - объясняет г-н Гильмутдинов. – Для того, чтобы оборудовать над дорогой светофорный объект, нужно потратить один миллион рублей. Кусаются цены и на новейшие камеры наблюдения. Один такой комплекс стоит 4 миллиона рублей. Зато камера может считывать и грязные номера, а установленные «вверх ногами» госзнаки в автоматическом режиме переворачивать.

Ответил Гильмутдинов и на претензии чиновников уфимского муниципалитета, считающих, что гаишники не дорабатывают, позволяя автолюбителям парковать машины на крайних полосах движения.

- Все на свете сваливать на ГИБДД нельзя, - сказал он. – Сначала дорожные службы делают бордюры, чуть ли не вровень с асфальтом, потом мы оказываемся виноваты. Вот сейчас на улице Ленина делают бордюры довольно высокие, по госстандарту, думаю, никакой водитель не рискнет заехать на тротуар. А дорожные знаки вообще стоят, где попало, потому что какой-нибудь ларек занял место дислокации знака. Водители часто сообщают мне в блог о неправильно установленных знаках, ежедневно приходит до 100 обращений, я благодарен им за такую помощь. Только в микрорайоне Южном недостает 70 знаков. Поэтому пусть муниципалитет тоже хорошо делает свою работу, а мы за всем уследить не можем, да и не должны.

Идея оставить в городе только большие автобусы принадлежит Уфе, а не Казани

Общественный транспорт – еще одна «головная боль» гаишников. Каждый четвертый автобус в Уфе работает нелегально, - уверен г-н Гильмутдинов.

- Госкомитет по транспорту РБ разрабатывает новые правила пассажироперевозок, согласно которым обслуживать людей смогут только транспортные средства, имеющие более 18 посадочных мест, - рассказывает г-н Гильмутдинов. – Мы такую инициативу поддержим. Появление большеместных автобусов разгрузит городские магистрали и снизит напряженность у остановок – один такой автобус по вместимости заменяет восемь микроавтобусов типа «ГАЗель». Соответственно, потребность в маломестных транспортных средствах резко снизится. Не станет столпотворения маршруток и у остановочных комплексов. В Казани, например, в городе обслуживают пассажиров только автобусы большой вместимости, однотипно выглядящие, и нет ни одной маленькой маршрутки. В свое время именно у нас столица Татарстана позаимствовало эту идею – в Башкирии, когда на улицах появились новые современные «НефАЗы», тоже шли разговоры о необходимости оставить для перевозки пассажиров только большие автобусы. Но в полной мере сумели воплотить эту идею в Казани, а мы до сих пор не довели до конца начатое. Думаю, что если инициатива госкомитета по транспорту найдет правовое воплощение, горожанам станет удобнее передвигаться по городу. Пассажир сам сделает выбор в пользу безопасного автобуса, в который легко подниматься, заносить большие сумки и добираться до места назначения с комфортом.

Кстати, появление такой техники на городских улицах станет серьезной конкуренцией для недобросовестных перевозчиков, выходящих на линии на не соответствующих нормам безопасности транспортных средствах.

За минувший год госавтоинспекторы направили около 100 предписаний в башкирское управление Росавтодорнадзора с требованием принять меры к перевозчикам, не соблюдающим правила безопасности. Эти коммерсанты выпускали на линии автобусы в ненадлежащем техническом состоянии или забывали проводить обязательный медосмотр водителей перед рейсами. Других рычагов воздействия на предпринимателей, рискующих жизнями пассажиров, до принятия республиканских или федеральных правовых актов у ГАИ пока нет.

- Во время операций «Автобус» в поле зрения инспекторов попадают совершенно все автобусы, неважно легальные они или нет, - говорит Динар Гильмутдинов. - Инспекторы приезжают на конечные остановки, в том числе и на импровизированные автовокзалы, проверяют, кто разрешил выезд автобуса, проходил ли водитель медосмотр перед выездом.

По оценке г-на Гильмутдинова, «нелегалы» на рынке пасажироперевозок занимают около 30 процентов.

- Как только мы начинаем проводить операцию «Автобус» и проверять техническое состояние пассажирских машин, город пустеет, - рассказывает Динар Загитович. – Те, кто перевозит людей на автобусах, не соответствующих нормам безопасности, просто не выходят на линии и сидят дома, ждут, когда гаишники закончат проверку и можно снова будет выехать на заработки.

Между тем в функции ГИБДД не входит контроль за нелегальными перевозчиками и стихийными нелегальными "автовокзалами", а также за тем, что водители "маршруток" повышают цены на проезд в вечернее время - это дело муниципалитетов и налоговых органов, пояснил руководитель управления. В то же время в небольших городах Башкирии, по его словам, ситуация с нелегальными перевозками выглядит лучше, чем в республиканском центре.

Недовольны госавтоинспеторы и работой дорожных служб.

- Мы смело выписываем предписания дорожникам, составляем протоколы, невзирая на регалии и статусы, - говорит г-н Гильмутинов.- Скоро начнем осеннее обследование состояния дорог. Российский бюджет выделил 8 миллиардов рублей на реконструкцию дорог. К тому же на столицу республики из федеральной казны выделено около 500-600 миллионов рублей. Это большие деньги, а именно несоответствие дорожных полос нормам безопасности в большинстве случаев становится причиной аварий. В этом году из-за плохого качества дорог 89 человек погибли и 802 были травмированы.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"