Posted 26 мая 2014,, 18:26

Published 26 мая 2014,, 18:26

Modified 10 ноября 2022,, 18:46

Updated 10 ноября 2022,, 18:46

Константин Агеев: «Сегодня авиация переживает второе рождение»

26 мая 2014, 18:26
Уроженец села Мраково Кугарчинского района Константин Агеев окончил, по его определению, «очень добротную» сельскую школу, где преподавали почти одни мужчины. Баловаться ученикам не давали, зато знания вложили прочные. После окончания восьми классов Константин собирался поступать в Уфимский нефтяной техникум и вместе с отцом оправился в столицу Башкирии. И быть бы ему нефтяником, если б не случай.

Боевое крещение

– Только спустя много лет я «расшифровал» действия своего отца, – улыбается Константин Георгиевич. – Он якобы совершенно случайно подвел меня к объявлению о приеме в Уфимский авиационный техникум.

Паренька, который, как и многие мальчишки того времени, увлекался техникой и собирал радиоприемники, объявление заинтересовало, и он поступил на специальность «Приборостроение». Во время учебы играл в оркестре, сначала на басе, а потом на саксофоне, увлекался лыжами, коньками. Перед молодежью тогда были открыты все дороги, уверен он.

– Мы были первыми специалистами в авиации, окончившими гражданские вузы и техникумы, – рассказывает ветеран. – До того момента их выпускали в основном технические, летные училища и институты гражданской авиации. А нас готовили для промышленности, и практику мы проходили на заводах.

Однако после окончания техникума Константин Агеев попал не на завод, где все ходили в белых халатах, а в уфимский аэропорт.

В феврале 1967 года молодой техник по спецоборудованию приступил к своим обязанностям. Первый рабочий день запомнился нашему герою навсегда.

– Было морозно, солнечно и ветрено, - вспоминает он. – Мой наставник начал меня стажировать, подвел к самолету АН-24, показал, как подключать пусковой агрегат. Кабель нужно было сначала подсоединить, а когда запустят двигатель, отключить.

Двигатель заработал, и Константин пошел отключать кабель. Неожиданно сильный порыв ветра отклонил на него струю газа. Шум и ожог газовой струи повергли нашего героя в шок.

– Не помню, как отключил кабель и пошел куда-то, – рассказывает он. – Вроде бы день солнечный, а вдруг все вокруг стало серым. Смотрю, что-то мелькнуло перед глазами. Оказалось, вместо того, чтобы двигаться вдоль крыла, я иду на винт. Развернулся на 90 градусов и пошел к своему наставнику. Он стоит белый-белый.

Так молодой специалист прошел «боевое крещение» в авиации. Поначалу многим его новым коллегам ребята из техникума не понравились, кто-то даже ворчал: «Не нужно больше брать из гражданских вузов». Но буквально через месяц молодежь освоилась и доказала, что тоже что-то знает и умеет.

Спустя два года Константин Агеев стал старшим инженером по спецоборудованию.

– Это как заместитель начальника цеха на заводе, - поясняет он. – У нас следующие ступени карьерной лестницы: техник, бригадир, сменный инженер, старший инженер и начальник службы.

«Смотрю на самолеты и вспоминаю молодость»

Это было время расцвета отечественной авиатехники, парк самолетов рос. Пришла пора разделить службы аэропорта на поршневую и газотурбинную. Константин Георгиевич был прикреплен к вертолетам и малой авиации.

– Мы были очень нужны в народном хозяйстве, – делится он. – Занимались авиационно-химическими работами: подкормкой, опылением. Тогда организовывались сводные отряды Приволжского управления - по десять самолетов от каждого аэропорта. Я работал в составе такого отряда на территории Оренбургской области, в Туркмении.

Слово «кукурузник» ветеран не любит.

– Это чудесная конструкция, мои ровесники - с 1947 года, - с уважением отзывается он о самолетах АН-2. – Они летают до сих пор, и замены им нет. Иногда они пролетают над моей баней, и я, копая грядку, стою, вспоминаю юность.

Работать в сводном отряде было не просто. У самолетов есть ограничения: их можно эксплуатировать при температуре от +45 до -70 градусов (именно такая температура за бортом во время полета), а у техников, инженеров ограничений не было. Вот тебе меховая одежда, используй любые машины, но самолет должен летать.

Такие условия выдерживали не все. Экипаж состоял из двух пилотов, техника и моториста. Как правило, техники были специалисты с образованием, а вот среди мотористов попадались люди случайные.

– Весну, лето полетали, а как пришла осень, нужно снимать колеса самолетов и ставить «лыжи», а тут грязь, «белые мухи», руки в кровавых царапинах, - вспоминает ветеран. – И летят рапорты: «Прошу освободить от занимаемой должности». Через нашу службу прошло много людей, и те, кто остался, – это наш золотой фонд. Из таких людей и состоит авиация, костяк аэропорта.

Между тем аэропорт рос, появлялись новые самолеты – АН-24, ТУ-134, ТУ-154. Друзья Константина Георгиевича получали высшее образование и начинали сами летать. Вот и он получил специальность бортмеханика в школе высшей летной подготовки в Ульяновске. С 1976 года летал на самолете Ту-134, а спустя три года пересел на ТУ-154. В полетах прошло 10 лет его жизни.

– Норма у нас – по 70 часов в месяц в воздухе, мы ее полностью выполняли, - рассказывает Константин Георгиевич. – За месяц приходилось пять-шесть раз бывать в Москве: рейс туда, обратно и снова в столицу, затем разрешенное летное время заканчивалось. Наш экипаж оставался в гостинице, а летала другая смена. В столице посещал театры, музеи, выставки, удалось даже увидеть легендарного Владимира Васильева в постановке «Спартак».

К своей работе бортмеханик Агеев относился ответственно. Всегда отмечал в бортжурнале все недочеты, хотя порой коллеги из инженерно-технического состава на него за это обижались.

– Самолеты должны быть на определенном уровне надежности, - считает он. – Есть проблемы, которые можно выявить только в полете, а бортмеханик – представитель инженерно-авиационной службы на борту. Это сейчас авионика достигла определенных высот, и такие специалисты, как штурман и бортмеханик, не нужны. В воздухе достаточно всего двух членов экипажа. Второй пилот выполняет обслуживание самолета на земле.

«Не бойтесь сделать первый шаг»

Когда пришло время уйти на пенсию, Константин Георгиевич остался в родном аэропорту ведущим инженером 282-го летного отряда. Обучал молодых специалистов, в случае возникновения проблем представлял интересны летного состава.

– Я все-таки технарь, мне больше нравится ремонтировать технику, чем перемещаться на ней, – объясняет он. – Машина для меня – это перевозка груза из точки А в точку Б, не более. Но если что-то заскрипит внутри, совсем другое дело. Пока не добьюсь порядка - не успокоюсь.

Константин Георгиевич часто вспоминает своего покойного коллегу Фанира Аюпова.

– Он для меня святой - столько добра людям сделал! Думая о нем, я часто вспоминаю новеллу Горького про сердце Данко. Вот о таких людях надо писать! А комендант штаба, бывший штурман Фаузат Сухов! Или директор музея аэропорта Рим Габбасов - скольких ребят направил он на путь праведный. И таких людей в авиации много.

В последние годы круг обязанностей Константина Георгиевича расширился. Он занимался приватизацией аэропорта, переносом границ районов, где располагался уфимский аэропорт. Дело в том, что часть территории относилась к категории земель города, а часть – транспорта. И такая ситуация была не только в Уфе. После распада СССР по стране начались конфликты и споры по поводу земельных территорий, и министерство гражданской авиации поставило задачу разобраться с ситуацией.

Говорят, настоящий мужчина должен сделать в жизни три вещи: посадить дерево, вырастить сына и построить дом. Константин Агеев эту задачу перевыполнил. Детей у него двое - сын и дочь, да и деревьев в своей жизни мужчина посадил немало. Но главное, он построил дома не только для себя, но и для многих своих коллег – сотрудников уфимского аэропорта.

Занимался он строительством домов в поселке «Мечта» около Атаевки. Тогда под застройку выделил 52 гектара земли, и спустя время у Уфы появился новый поселок-спутник.

Еще одно детище Агеева – комнаты для моления. Он увидел их во время командировки в Москву и решил организовать подобные в Уфе. Сейчас в аэропорту есть специальные помещения для отправления христианских и мусульманских обрядов.

В 2008 году ветеран ушел на заслуженный отдых. Прощаясь с коллегами, с аэропортом, он пришел на то место, где когда-то стояли самолеты АН-2.

– В 70-е годы там была грязь, мы бегали по полю в огромных сапогах и мечтали, что когда-то здесь проложат асфальт, - рассказывает он. – И вот спустя много лет асфальт был, но в постсоветские годы он порос березкой и стал разрушаться. Мне тогда показалось, что авиация заканчивает свое массовое существование. Но я ошибался – сегодня она переживает второе рождение.

На пенсии Константин Георгиевич занимается садоводством, благо, садовый участок виден из окна, ходит в театры, кино, на хоккей.

– У пенсии есть свои плюсы: если ты организован, ты можешь следить за собой, у тебя есть время на зарядку, баню. Ведь с нашей летной работой все ритмы сбиваются. Что бы пенсионер ни делал, главное, чтобы к вечеру умаялся, - шутит он.

Но и на пенсии Константин Георгиевич не хочет быть простым наблюдателем. Через интернет держит связь со всем миром, каждый день заходит на сайт предприятия.

Свои дома он и его соседи обслуживают самостоятельно, и ветеран помогает разбираться с документами. Его огорчает часто встречающиеся сегодня равнодушие и лень.

– Люди изменились, - отзывается он. – Судите сами: мне приходилось отмечать не одно новоселье, и всегда вокруг дома мы сажали деревья. А сейчас это стало никому не нужно. Каждый закрылся в свой мирок.

Как человек, сделавший себя сам, Константин Георгиевич уверен, что самое главное в жизни – уметь сделать первый шаг.

– Самое сложное упражнение во время зарядки – это потирание ладоней, потому что оно первое, - отмечает он. – Это потом разминают пальцы, психомоторику, переходят к активным действиям. Но если ты не встал с кровати, то весь день пройдет кое-как. Все время я заставлял себя делать первый шаг и надеюсь, что жизнь моя была не напрасной.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"