Posted 26 мая 2008,, 11:09

Published 26 мая 2008,, 11:09

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Пост на вырост. В России впервые появился неженатый министр

26 мая 2008, 11:09
Мы рассказывали о головокружительной карьере Александра Коновалова, который прошел путь от простого следователя до политика первого эшелона всего за семь лет. Рост и физический (два метра), и профессиональный 39-летнего Коновалова отметили все аналитики, однако обозреватели упустили одну важную деталь – впервые за всю постсоветскую историю кресло министра занял неженатый мужчина.

Получается, что покровительство Дмитрия Медведева, который вышел вместе с Коноваловым из одной альма-матер, оказалось сильнее любых условностей. Ранее людям, не связавших себя узами брака, государственных постов не доверяли, подозревая в человеке, отказывающемся от матримониальных отношений некую червоточину. Однако холостяцкий статус Коновалова не помешал ему стартануть из кресла прокурора Башкирии в наместники президента в Приволжском федеральном округе, а потом и вовсе получить портфель министра юстиции.

Про Коновалова ходило немало слухов, почему Александр Владимирович не обзавелся супругой. Единственное, в чем не подозревали брутального мужчину – так это в нетрадиционной сексуальной ориентации. Говорили, что он «монах в миру» и наложил на себя обет безбрачия. Основанием для подобных сплетен стало получение Коноваловым православного богословского образования – он выучился заочно в Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Сам он эти домыслы опроверг, назвав их «одной из самых идиотских и безграмотных сплетен, которые в последние годы запускались». Утверждали, что Александр Владимирович пережил безответную любовь и решил более не связываться с прекрасным полом. Однако независимый характер и уверенность в себе бывшего полпреда позволяют сомневаться, что кто-то из прекрасных дам мог нанести такой удар его самолюбию. Скорее всего, быстрый профессиональный рост не позволил трудоголику Коновалову оглянуться по сторонам.

- Последние 15 лет большая часть жизненных усилий уходит на то, чтобы по возможности эффективно делать свою работу, - говорил Александр Владимирович в бытность работы в Уфе автору этих строк. - На переживания и страдания нет ни свободного времени, ни сил.

На юридический факультет Коновалов поступил сразу после школы. И считает выбор профессии «провидением».

- Для меня необъяснимо, почему мне так захотелось заняться правоведением, - рассказывал он. - Поступить было очень сложно, конкурс большой, а брали в основном тех, кто уже работал - в милиции, секретарями в судах. Но я прошел. После окончания вуза попробовал себя в частной практике - поработал в фирме, которая обеспечивала юридическое обслуживание предприятий, и понял, что это не мое. Не хватает у меня инициативы, слишком я рассудительный и сдержанный человек. Поэтому государственная служба оказалась предпочтительнее.

Коновалов начинал обычным следователем, а дослужился до первого зама прокурора Санкт-Петербурга.

- О карьере думали?

- Даже задумываться, об этом не было времени. Приходилось работать сутками. Время 90-х было для Санкт-Петербурга тяжелым, как впрочем, и для любого региона. Шел дикий дележ собственности, и убийства следовали одно за другим. Однажды я провел на работе 36 часов и понял, что это не предел. Приходилось постоянно выезжать на задержания, аресты, трупы…

Действительно, до женитьбы ли тут?

Потом последовало назначение в Башкирию, и отсутствие семьи в этом случае было только в плюс. Вступил в действие новый жилищный кодекс, и обеспечить квартирой прокурора на новом месте стало проблемой.

- Сборы были недолги, - вспоминал экс-прокурор. – Продал Volkswagen, которому было 15 лет, и единственной проблемой оказалась шестилетняя кошка Елизавета, ее некуда было пристроить. Животное мне досталось от маминой подруги, настоящей кошатницы, она обеспечивала котятами всех прокуроров. Не тащить же животину в гостиницу, оставил маме. Из всех вещей привез только именное оружие.

Надо сказать, что персону Коновалова в связи с новым назначением идеализируют до неприятной слащавости. Один из серьезных журналов, выливая, потоки елея, сообщил, что Александр Владимирович «исполнительный чиновник» и «квалифицированный разрешатель запутанных дел», однако ни то, ни другое, не характеризует настоящего Коновалова. Он — фигура резонансная и по сути, уникальная. Возглавив прокуратуру Башкирии, нынешний министр юстиции всего лишь девять месяцев провел в кресле начальника регионального надзорного ведомства, а оставил такой заметный след, что до сих пор кто-то в республике вспоминает его с придыханием, кто-то с огромной ненавистью. И это умение замыкать на себе общественность не только многого стоит, но и требует колоссальной ответственности.

- Каждый должен сначала опыта набраться, прежде чем занимать высокопоставленные кресла, - говорил сам Коновалов по поводу свого профессионального роста, прибыв в Уфу.

И будто бы извинялся:

- Мне самому всегда казалось, что я не заслуживаю постов, на которые меня утверждали. Но я человек подневольный — как прикажут, так и будет. А раз есть приказ, значит, должен работать.

То ли, знал о том, что его ждет заманчивая перспектива, то ли на самом деле этот человек привык честно нести государственный крест.

Человек в законе

После назначения в республику, Александр Владимирович признавался, что «испытал шок».

- Трудно было даже подумать, что уеду из знакомых и привычных мест. А потом понял, что мы, люди государевы, должны спокойно такие вещи воспринимать, - исповедовался он.

— Долго собираетесь здесь сидеть?

— Сидеть я вообще не собираюсь, — смеялся Александр Владимирович. — А если вы имеете в виду это кресло, — похлопал прокурор Башкирии по подлокотнику, — то собираюсь долго.

И может действительно, был искренне уверен, что проведет в республике не один год.

Правда, спустя некоторое время таких откровений уже было не дождаться.

- Прижился ли я в Башкирии? «Прижился» звучит как «пригрелся», - в этом высказывании он весь.

Из-за жесткой позиции по многим вопросам Александр Коновалов становился мишенью для левых и правых, оппозиционеров и госчиновников, которые пытались обвинить прокурора в подвластности и зависимости.

В Башкирии Коновалов появился во время накала благовещенских событий и «оранжевой» вакханалии. Удивительно, но 37-летний полпред очень быстро разрулил горячечные страсти, дипломатично, но жестко расставив акценты.

- Хочу предупредить всех, кто не понимает разницы между политикой и поступками, которые влекут уголовную ответственность. Это не героизм, это уголовщина, - объяснил он правозащитникам, мечтающим о революции, ясно дав понять, что призывающие к свержению конституционного строя могут оказаться за решеткой. - Я официально заявляю, что высказывание своих политических убеждений, соединенных с экстремистскими призывами, повлечет возбуждение дел. Речь идет не о политике, а о том, что никому — даже в пылу революционной борьбы — не разрешено нарушать закон.

- Никакие приказы не оправдывают милиционеров за то, что ставили граждан в Благовещенске лицом к стенке в унизительных позах, - говорил он о благовещенских событиях, однако, отметив, что рассказы о зверствах стражей порядка «сильно преувеличены». И сразу отмел надежды борцов за права человека: «расследование этого дела не должно парализовать всю милицию».

- За стражами порядка остается право, данное им законом применять физическую силу к правонарушителям. И не надо думать, что теперь преступники могут разгуливать спокойно, и милиция пальцем никого не тронет!

Одернул он и журналистов, не жалеющих красок для описания «благовещенских ужасов»:

- А слабо правду написать? Публикация заведомо и непроверенных фактов, по моему мнению, недопустима, так можно и до уголовного дела доиграться.

Кстати, когда у Коновалова спросили, каким должен быть сотрудник надзорного ведомства, он без запинки ответил: «Не солдафоном».

- Прокуроры обязаны обладать многими качествами, которые простому гражданину иметь не обязательно, а сотруднику надзорного ведомства — необходимо, - объяснил. -Прокурор должен быть квалифицированным юристом, обладать широким кругозором, быть талантливым оратором, уметь вести себя на публике.

И сам, похоже, старался соответствовать собственному определению.

Несмотря на грозную внешность, Коновалов оказался блестяще образованным человеком. Сыпал цитатами из Евангелия и античных философов, любимое произведение – «Преступление и наказание» Достоевского:

- Очень люблю этого автора, прочитал все его книги. А «Преступление и наказание», как это ни банально звучит, для меня символичное произведение. Особенно привлекает персонаж следователя Порфирия Петровича. Мне кажется, что автор сумел скупыми мазками создать очень яркий, в чем-то трагический образ.

Скучный человек

- Я очень скучный человек, - говорил про себя Коновалов. - Друзей у меня не имеется, в кино, театры мне ходить некогда, потому что все время на работе, книжки в основном старые перечитываю, за новинками кино и литературы не слежу.

«Старые книжки», которые почитывал на досуге Коновалов оказались трудами философа Ильина и преподобного Силуана Афонского. А сам двухметровый гигант – тонким интеллигентом, который приехав в Уфу первым делом заинтересовался органом в филармонии.

Утверждается, что столкнувшись с человеческой жестокостью, Коновалов «ударился» в православие. Несмотря на то, что парня к вере еще школьником приобщили отцовские сестры, проживающие в Псковской области, доля истины в этом есть.

- Работа в прокуратуре очень много дает человеку, - рассуждал Александр Владимирович. - Приходится по долгу службы общаться с очень разными людьми - бандитами и бизнесменами, проститутками и воришками. Спустя какое-то время думаешь: какой же обыкновенный человек счастливый со своими повседневными проблемами! И к своим же неприятностям, насмотревшись на человеческое горе, начинаешь иначе относиться. Ну, разве могут сравниться переживания, когда на тебя накричит начальник с тем, что испытывают родители, нашедшие убитой единственную, взрослую дочь?

- Как вы расслабляетесь?

- А я не напрягаюсь, - шутил экс-прокурор. - А если серьезно, то не испытываю в расслаблении потребности. Наверное, когда много работаешь, в какой-то момент повышается порог выносливости и организм не требует особенных манипуляций для того, чтобы хорошо себя чувствовать. Так что я не пью, не курю и не вижу в этом необходимости. Зато люблю работать руками, строить что-нибудь. Охотиться никогда не буду, не представляю, как можно убить животное или даже птицу. Рыбачу тоже только под настроение. Но на природе бывать мне нравится.

Мама Коновалова – обычная преподавательница, парень вырос в неполной семье, но очень ценил отца, не осуждая его за то, что родители разошлись. Владимир Иванович служил в ВМФ, дослужился до капитана второго ранга, участвовал в создании советского подводного атомного флота, разрабатывал системы радиохимической защиты. Умер в 2003 году, явно облучившись во время службы.

- Тогда о радиационной защите никто не думал, - говорил Александр Владимирович. – Ростом я, наверное, в отца вышел - два метра ровно. Не самый высокий, до Петра I не дотянул…

Но зато родился в один день со знаменитым царем – 9 июня.

Человек со стороны

Своего роста Коновалов на публичных мероприятиях стесняется. Где бы он ни становился, оказывается на голову выше сопровождающих. Во время визита в Уфу Дмитрия Медведева, тогда вице-премьера, спецслужбы получили задание следить, чтобы полпред не «маячил» рядом с невысоким Дмитрием Анатольевичем. Он и не «маячил», стараясь двигаться на 10 шагов сзади.

На посту полпреда Коновалов провел два с небольшим года и успел стать в Нижнем Новгороде символической персоной. Впрочем, для тех, кому известен склад характера бывшего кремлевского наместника, ничего удивительного в обожании этого человека народом нет. Его невозможно упрекнуть в какой-либо ангажированности, он привык отвечать за слова, что умеет делать не каждый, призванный государством на службу и если берется что-то комментировать, это значит, что основательно погрузился в проблему и сделал свой собственный, никем не навязанный вывод. Он не вникает, а вгрызается в детали и дает объективную и хлесткую оценку происходящему, невзирая на лица.

Объявляя, что «неприкасаемых отраслей для прокуратуры нет», твердо требовал от руководства «Башнефти» соблюдения экологического законодательства.

- Высшее руководство республики доверяет людям, возглавляющим нефтеперерабатывающий комплекс Башкирии, и фактически дает им карт-бланш, мое мнение, что эти люди должны нести ответственность за оказанное им доверие, в том числе и моральную.

Интересно, что Коновалов, сорящий на ответственных совещаниях такими определениями как «нравственный императив» и «системный подход» весьма острый на язык в обычной жизни, не чурающийся сленга и крепкого словца.

- У меня как у человека может быть своя точка зрения на политические и экономические процессы, но, учитывая мою должность, свое мнение я должен держать при себе, - объяснял он.

Зато четко выражал свое жизненное кредо:

- В жизни, как и в боксе, нельзя опускать руки. Если опустил руки, сразу получил в дыню.

Правда, чиновники утверждали, что чувствовали себя крайне неуютно, пока Коновалов слушал их с абсолютно непроницаемым лицом, никак не выражая своих чувств – как будто видит насквозь. Не исключено, что по старой прокурорской привычке Коновалов просто «работал» следователем, взвешивая на правдивость каждое слово визави.

Понятно, что и выводить общий знаменатель из разрозненных фактов полпреда научил надзорный опыт, однако, как теперь выясняется, Александр Владимирович и политик отменный, умеющий выигрышно показать свои сильные стороны и замолвить словечко за других.

- Приволжский федеральный округ, наверное, в стране на первом месте по количеству «политических тяжеловесов» на душу населения, - говорил он уже будучи полпредом. - Причем эта самая «душа населения» - моя. Конечно, диалог с ними вести непросто. Но в то же время эти люди - Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов - очень интересные, сильные личности, мощнейшие управленцы. Надо отдать им должное: на стыке политических эпох их опыт, позиция и определенная «консервативность здравого смысла» очень сильно поспособствовали тому, чтобы ситуация в России не пошла абсолютно вразнос.

Человек с мечом

Несмотря на то, что высокие покровители уже «обкатали» питерского прокурора на весьма значительных постах, он по-прежнему остается для политологов «темной лошадкой». Сначала его прочили в путинские преемники и на пост президента Башкирии, а теперь и вовсе не знают, что думать.

На самом же деле Коновалов открытый человек, который для себя объясняет движение по карьерной лестнице просто:

- Мы, люди служивые, постов не выбираем. Раз назначили, значит должен соответствовать и оправдать доверие.

Не скрывал же он с самого начала свою воцерковленность, не видя в этом ничего предосудительного.

- Я человек православный, но не понимаю, как принадлежность к той или иной конфессии может помешать кому-то исполнять свой профессиональный долг. Я просто стараюсь исполнять евангельские заповеди.

- А если ваша работа не согласуется с Божьим промыслом?

- Вы имеете в виду карательные функции? Так в Новом завете в Послании римлянам апостол Павел говорит, что «начальник есть Божий слуга и не напрасно носит меч». Меч, конечно, это метафора, но из этих слов следует, что власть обязана пускать в ход данные ей государством карательные функции, чтобы наказать зло.

Кстати, в Башкирии, несмотря на недолгое пребывание здесь Коновалова, Александра Владимировича считают «своим».

- Новость о назначении Александра Коновалова министром юстиции также для нас приятна, - заявил президент республики Муртаза Рахимов. - Мы его знаем как грамотного и ответственного руководителя, и у нас с ним сложились хорошие деловые и человеческие отношения. Желаем Александру Владимировичу дальнейших успехов на высоком государственном посту.

Надо сказать, что на месте министра юстиции Коновалов будет чувствовать себя намного уютнее, чем в кресле наместника президента. Блестящий знаток гражданского права (в свое время Александр Владимирович защитил диссертацию по теме «Владение и владельческая защита в гражданском праве» и написал два учебника, один из которых стал настоящим «бестселлером» – вышел тиражом в миллион экземпляров), законник до мозга костей, немного стушевался, получив должность полпреда. И хоть в его лексиконе по-прежнему превалировали слова, так емко характеризовавшие характер Коновалова еще в бытность прокурором: «непримиримо бороться», «жесточайший контроль», «торжество буквы закона», пост человека надзирающего «за всем», но не имеющего реальных рычагов что-то изменить, Александра Владимировича явно тяготил.

- Не стану скрывать: в прокуратуре лично мне было гораздо проще, - делился он спустя год после назначения полпредом. - Хотя казалось, что все тяжело и муторно, теперь я понимаю, что это были безмятежные золотые годы моей жизни. Все понятно. Есть Уголовный кодекс и приказы Генпрокурора. Вариантов выбора, шагов влево-вправо практически нет, ты должен лишь действовать в рамках своей компетенции.

Здесь будущий министр юстиции, без сомнений, лукавил. Юриспруденция, конечно же, его стихия. Еще лучше он бы чувствовал себя на месте Генпрокурора, куда и сватали Коновалова все аналитики, но возможно, это дело недалекого будущего?

Светлана РОМАНОВА.

Р.S. На месте башкирского прокурора Коновалов мечтал о создании при Генпрокуратуре собственного аппарата оперативного сопровождения дел, аналогичным институту судебных приставов. По его мнению, следователям было недостаточно ресурсов для расследования запутанных преступлений или сложных экономических дел с «нулями в периоде». Созданный в прошлом году следственный комитет также крайне нуждается в подобной службе. Возможно, что на посту министра юстиции Александр Коновалов сможет проллобировать эту идею и облегчить жизнь своим бывшим коллегам.

"