Posted 26 апреля 2016,, 06:15

Published 26 апреля 2016,, 06:15

Modified 10 ноября 2022,, 18:38

Updated 10 ноября 2022,, 18:38

Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС из Уфы: «Мат - лучшее оружие»

26 апреля 2016, 06:15
Сегодня мир вспоминает 30-ю годовщину аварии на Чернобыльской АЭС. Ровно 30 лет назад десятки тысяч соотечественников были призваны на борьбу с радиацией. В Уфе на сегодня проживает 612 «чернобыльцев», ликвидаторов той аварии. Один из них, полковник Чуран Давлетбаев, вспомнил о том, как в самом конце его пребывания в зоне ЧАЭС на одном из реакторов возникла опасная ситуация. Предотвратить повторение аварии помог… русский мат.

Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС Чуран Давлетбаев сравнивает обстановку на станции с войной, правда, бороться приходилось с невидимым врагом:

- Враг есть, но его не видно. Кругом окружает враг, а ты его не моги.

По словам ликвидатора, командный состав знал, с чем имеет дело:

- Я из системы гражданской обороны. До того, как поехать в Чернобыль, офицеры видели кинофильмы, в которых показывали последствия аварий на предприятиях с радиацией. Человек после облучения превращался в холодец.

Жуткие слова, если вдуматься.

Подполковник запаса вспоминает, как люди, зная о таких последствиях, тем не менее шли и убирали радиоактивный мусор:

- Надо было уголек убрать, надо было быстро выскочить из укрытия, лопатой его выкинуть и вернуться. Невидимый враг тебя пронизывает всего. Но люди работали не покладая рук.

- Дезертиров не было?

- Нет, нет, нет. Этого не было. Я был замначальника оперативного отдела, который курировал все вопросы, где и какие проводятся работы. Мы контролировали, пришло то или иное подразделение на свое место в свое время. Были какие-то выходки со стороны местных жителей, когда то ли шутя, то ли с умыслом они говорили приезжим: «Вы не должны там работать, там фон большой». В таких случаях приходилось вызывать химиков, дозиметристов и при них проверять уровень радиации.

- Ваше самое яркое воспоминание: когда говорят слово «Чернобыль», что вспоминаете?

- Помню, как перед отъездом третий реактор мог повторить судьбу четвертого (на котором и произошла авария – прим.), там персонал растерялся. Надо было открывать кран охлаждения, чтобы не произошло перегрева. И сотрудники несколько растерялись. Пришлось убеждать самому. Хотя я не имел права туда идти, и команду оператору должен был дать его бригадир. Но пока найдешь бригадира или его начальника – время идет.

Пришлось действовать по обстановке, вспоминает Чуран Давлетбаев:

- Тогда мне дали команду: «В машину, и газуй побыстрей!» - там аварийное состояние. Приехал. Там пришлось говорить на чисто матерном языке. (Чтобы быстрее донести мысль о необходимости действовать в аварийной ситуации – прим.)

- Мат помог?

- Да, это самое лучшее оружие, как говорится.

"