Posted 24 октября 2006,, 21:15

Published 24 октября 2006,, 21:15

Modified 10 ноября 2022,, 19:07

Updated 10 ноября 2022,, 19:07

Айсыуак Юмагулов хочет поймать свой ветер

24 октября 2006, 21:15
Айсыуак Юмагулов в пятом классе мечтал быть оперным певцом, но Бог не дал слуха. Подросток поступил в училище искусств на художественное отделение, однако и художником не стал, потому что решил, что его призвание – сцена. Родители, сами актеры по профессии, были против выбора сына. Однако и художественное образование и актерское много дали Юмагулову. Выпускник ВГИКа снимает в столице Башкирии первый полнометражный художественный фильм «Ловец ветра».

Идея создания картины принадлежит Айдару Акманову. Когда Юмагулову предложили сценарий, он посчитал его сырым. Пригласил сценариста Андрея Чернышева и вместе с ним довел «до ума». Несмотря на то, что создатели картины закладывали в бюджет по пять дублей каждой сцены, снимают по два, экономят. Монтировать картину будут в Уфе, а озвучка пройдет на Свердловской киностудии в Екатеринбурге.

Фильм стал настоящим испытанием для режиссера. Оказывается, первоначальное название картины было - «Непутевый».

- Как корабль назовешь, так он и поплывет, - говорит Юмугулов. – Поэтому и пришлось ленту переименовывать. Однако непредвиденные остановки все равно случаются.

Картина снимается уже два года и постановщик опасается, что еще одно вынужденное бездействие он не переживет: «Если этот фильм остановиться, то он остановиться навсегда. Останется незаконченная работа, трата денег, времени, сил и энергии окажется впустую».

К своему детищу художник относится с большой любовью.

- Странный, никому не нужный дед строит мельницу на холме и никак не может поймать ветер, - объясняет сюжет режиссер.

- А вы ловец ветра? - спрашиваем у Юмагулова.

- В какой-то степени, да.

- На что ветер ловите?

- Ветер - это эфемерное, непостоянное, фантазия. Любой художник переносит на полотно некую неосязаемую идею, рожденную его воображением. Задача творческого человека создать из космических вибраций что-то понятное и видимое для всех.

По мнению Юмагулова, все художники мыслят вечными категориями: любовь, ненависть, смерть, жизнь.

- За много веков человек сильно не изменился, - объясняет Айсыуак. – Техническая революция не слишком повлияла на восприятие окружающего мира. Для людей по-прежнему важны такие понятия как дружба и ненависть, обожание и родственные чувства, которые не измеряются ни деньгами, ни развитием технического прогресса.

«Ловец ветра» – как раз о том, что богатство не может заменить зова крови.

Как важно помнить о людях, которые нас вырастили и чему-то научили, Айсыуак понял еще в детстве.

- В Уфе мы жили на улице Менделеева, - рассказывает он. – Когда мне было девять лет, в нашем подъезде жил дед, который все время старался вовлечь ребятню в разговор. Я с удовольствием со стариком общался, потому что у меня деда не было. Как-то раз пенсионер пригласил меня к себе домой и показал отшлифованную из черного дерева головоломку. Показал, как она собирается и разбирается, но я не особенно вникал. Потом мне мама сказала, что мой пожилой приятель умер, но оставил мне в подарок эту самую головоломку. Я взял игрушку, вышел во двор и тут же разобрал ее, но собрать заново не сумел. И тут меня как громом поразило, в один миг понял, что собрать головоломку мне никто не поможет, потому что деда больше нет. В один миг я повзрослел, поняв, что такое смерть. Это был важный жизненный урок, ведь осознав суть смерти, я уразумел, что жизнь не вечна и надо ценить находящихся рядом людей. Головоломку собрать я так и не смог, и очень стыдился того, что когда старик был жив, не удосужился научиться. А в 14 лет зашел в «Детский мир» и увидел такую же игрушку. Тут же купил ее, к фабричной головоломке прилагалась схема. Я понял, как можно собрать подарок деда заново и это был самый счастливый день в моей жизни.

Эта история вошла в дипломную работу Юмагулова, теперь он переносит свой жизненный урок на большое полотно, чтобы поделиться им с каждым зрителем.

Райля ГАЛЕЕВА.

ФОТО Айбулата АКБУТИНА.

"