Posted 25 мая 2010,, 16:45

Published 25 мая 2010,, 16:45

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

«Затонский» рынок превратился в резервацию для гастарбайтеров

25 мая 2010, 16:45
Решение о закрытии Затонского рынка, вынесенное Ленинским судом Уфы, прозвучало еще в сентябре прошлого года. Причиной сноса оптовой продовольственной базы, расположенной в Базисном проезде, 6/1, стало нарушение природоохранного законодательства. В прокуратуре Башкирии решили, что стихийно появившийся много лет назад в Затоне рынок, расположившийся в 40 метрах от реки Белой в водоохранной и затопляемой зоне, наносит серьезный ущерб экологии.

В прошлом году торговцев выселяли судебные приставы, принудительно перевезя продукцию на временно предоставленную территорию и закрыв въезд на рынок всем мелкооптовым закупщикам. В общем-то закрытие Затонского рынка никого не удивило – базар действительно стихийный, не имеет даже асфальта, да и право аренды на землю площадью почти в 30 тысяч квадратов у хозяев оптовой базы истекло еще в декабре 2008 года.

Многие облегченно вздохнули, надеясь, что из Затона исчезнет рассадник антисанитарии, правда, среди некоторых горожан начали циркулировать слухи о резком подорожании продуктов – мол, торговцы добавят в стоимость товара плату за переезд. Однако прошло девять месяцев, а ни того, ни другого не случилось. Рынок и ныне там, склады, полные пищевых отбросов, находятся на прежнем месте, все так же загрязняя воду и засоряя окружающую среду. Судебные приставы разводят руками – суды почему-то встают на сторону хозяев ТСК «Затонский», деятельность которого сами приостановили еще в сентябре прошлого года. И теперь выносят определения об отсрочке исполнения собственного решения.

Потребляй, но проверяй

Напомним, поводом для закрытия рынка в прошлом году стало выявление массы нарушений, допущенных хозяевами «оптушки». Так, на размещение рынка отсутствовали проектно-сметная документация и положительное заключение государственной экологической экспертизы, базар не был оборудован защитными сооружениями, охраняющими воды реки Белой, а земельный участок в свое время отдали бизнесменам с существенными нарушениями.

Любой другой объект, по сути являющийся самовольной постройкой да еще в природоохранной зоне, давно бы снесли, но Затонский устоял, потому что теперь судьи выступили против переселения.

Интересно, что судебные приставы Ленинского районного отдела Уфы УФССП РФ по РБ пытались обжаловать решение районного суда, указав на нелепость ситуации. По мнению приставов-исполнителей, никаких оснований для получения отсрочки хозяева рынка не имеют. Но Верховный суд РБ оставил определение Ленинского суда в силе, позволив торговцам и дальше зарабатывать на давно не принадлежащей им территории.

Интересно, что и прокуратура, начавшая бурную деятельность по закрытию рынка, внезапно отозвала из Верховного суда кассационное представление, согласившись с отсрочкой переезда.

Главным аргументом собственников рынка, оказывающих оптовикам посреднические услуги по предоставлению площадей для торговли, стало утверждение, что им некуда переезжать. Якобы из-за кризиса новый современный рынок у поселка 8 Марта, где работы ведутся уже четвертый год, и куда надеялся перекинуть людей и имущество ТСК «Затонский», так и не был построен, а на нет и суда нет.

Еще один довод - складские помещения арендовали у хозяев рынка разные фирмы, и коммерсанты чувствуют ответственность за тех, кого приручили, а потому не могут выселить арендаторов. Ну и, конечно, предприниматели настаивали на том, что на рынке торгуют скоропортящимися продуктами, которые при переезде придут в негодность, а масса людей, потратив время на перенос торговых площадей, потеряет выручку. Все эти резоны показались судьям вполне справедливыми, и рынок оставили на месте.

Казалось бы, решение, мягко говоря, странное, но политически выверенное. Государство, учитывая сложное кризисное время, призывает не давить на предпринимателей, и отсрочка по переносу рынка никому не повредит – уфимцы смогут по-прежнему покупать дешевые продукты, а торговцы из ближнего зарубежья не лишатся торговых мест.

Ну а то, что рынок снова будет загрязнять реку Белую, служащую источником для всех горожан, по мнению служителей Фемиды, не так и страшно. Более 10 лет существовал как-то рынок в непосредственной близости от реки, и вроде никто не умер.

Кому должны – всем прощаем

Нетрудно догадаться, что содержание рынка, где ежедневно крутятся миллионы наличкой – одно из прибыльных занятий в России. Понятно и желание коммерсантов, предоставляющих торговые места, любой ценой удержаться на «захваченной» ими территории. Легко предположить, что выгодные для предпринимателей судебные решения появлялись тоже не просто так. Ведь работают же вопреки закону игровые автоматы на рынке, и почему-то никто не задумывается, куда идут доходы от игорной деятельности.

- Каждый месяц с нас собирают дань, чтобы потом якобы раздать взятки чиновникам, - делится торговец Ильхам Каримов. – Мы уже много раз сдавали деньги на продление аренды, причем деньги собирают с каждого склада. Один раз с нас собрали много денег, а потом все равно пришли судебные приставы. Мы устали от этих поборов и давно хотим переехать. Но нас не отпускают хозяева.

По словам торгующих в Затоне азербайджанцев, они уже пытались сбежать из Затона и переехать торговать в Дему. Но как только азербайджанская диаспора появились на Демской «оптушке», то сразу стала объектом пристального внимания правоохранителей. В итоге силовики выдавили азербайджанцев обратно в Затон.

- Когда мы вынуждены были вернуться на Затонский рынок, нас заставили заново выкупать склады, - рассказывает Кямал Али. – Обратно пустили только на таких условиях. А сегодня с нас снова собирают деньги на продление аренды.

Власти, потакая жажде наживы определенных бизнесменов, поставили в еще более тяжелое положение работающих на рынке жителей Таджикистана, Азербайджана и Узбекистана. Как утверждают гастарбайтеры, все расходы по продлению жизни рынка в Затоне легли на их плечи.

Как заблуждались горожане, считая, что на стоимость продуктов влияет доступность торговых мест!

- За каждую заехавшую на рынок машину мы платим так называемые «колесные», которые составляют 6250 рублей, - рассказывает один из торговцев, не пожелавший назвать своего имени. – Также за каждый автомобиль мы отдаем дань в виде ящика фруктов. Плюс платим по 500 рублей за торговлю с машин. Кроме складской аренды, ежедневно отдаем так называемые «чеки» по 400 рублей. В среднем в месяц незапланированные расходы по складу составляют 75-80 тысяч рублей. Соответственно мы вынуждены поднимать цену за привозимый товар, а это отражается на покупателях.

Столы ломятся от беды

Мало кому известно, что ТСК «Затонский» контролирует чеченская диаспора, и люди, распоряжающиеся помещениями на «оптушке», установили жесткие условия всем торговцам. По слухам, главным надсмотрщиком за гостями из ближнего зарубежья «работает» некий Рахмон, якобы опирающийся на эту диаспору.

- Мы не всегда может расплатиться за товар,и тогда Рахмон выдает нам средства под 10 процентов, - рассказывают гонимые азербайджанцы. – А потом получается, что мы работаем только на эти проценты. Мы не раз писали в правоохранительные органы о беспределе, который творится на нашем рынке, но после каждой проверки денежные поборы не уменьшались, а увеличивались. Мы настолько устали и завязли в долгах, что дальше некуда.

Никто из гастарбайтеров не собирается называть свои настоящие имена.

- Большинство наших земляков напуганы угрозами со стороны представителей чеченской диаспоры, - говорят они.

Если верить рассказам иностранцев, Затонский рынок превратился в некую резервацию, где наживаются на приезжих. Именно поэтому так важно администрации «оптушки» удержать всех торговцев, служащих для определенных лиц источником постоянного и немалого дохода. И неуверенность гастарбайтеров в завтрашнем дне кому-то как раз на руку – лишний повод обложить данью торговцев, рассказав о необходимости мзды чиновникам и судьям.

Глупо рассказывать, что именно в среде неконтролируемой наличности рождается коррупция и процветает преступность всех мастей.

31 мая 2010 года заканчивается очередной срок отсрочки переезда рынка, подаренный предпринимателям служителями Фемиды. И вот что странно – вопреки рассказам, озвученным всеми СМИ, о том, что от переезда якобы пострадают 600 человек, трудящихся на «Затонском», сами иностранцы молятся, чтобы рынок закрыли.

- Мы переедем на любую другую базу, лишь бы освободиться от влияния местных царьков, - утверждают торговцы. - Мы уже и не знаем, куда обращаться, чтобы освободиться от этого рабства.

Похоже, что Затонский рынок угрожает не только экологии, но и спокойствию горожан. Если хотя бы часть из рассказанного торговцами правда, от базара, где правят бал криминальные личности, следует избавляться немедленно. Возможно, умные государственные люди опасаются озвучить истинную причину переноса «оптушки», прикрываясь природоохранным законодательством. Но криминализированные сферы крайне сложно побороть лишь отсылкой к закону – ведь в порочный круг, где крутятся большие деньги, втягиваются многие, в том числе и государственные органы, не спешащие принимать важные для общества решения.

"