Posted 24 апреля 2011,, 21:59

Published 24 апреля 2011,, 21:59

Modified 10 ноября 2022,, 18:55

Updated 10 ноября 2022,, 18:55

За войну в интернете суд наказал башкирских публицистов реальными сроками

24 апреля 2011, 21:59
Общественность Башкирии поразил приговор, вынесенный на минувшей неделе обвиняемым в экстремизме 46-летнему Роберту Загрееву и 44-летнему Айрату Дильмухаметову. Г-н Дильмухаметов отправится в колонию-поселение на шесть лет, а его подельник Роберт Загреев – на три с половиной года. Обоих осужденных на три года лишили права занимать государственные или другие наделенные властью посты.

Дильмухаметов провинился перед государством в том, что писал статьи, призывающие к войне с «неверными» и насильственному захвату власти, а г-н Загреев редактировал, верстал и публиковал экстремистские опусы на бесплатной страничке в ЖЖ «Ревинформ». Также экстремистская парочка в 2008 году заказала в татарской типографии пятитысячный тираж газеты «Майдан», где Айрат Дильмухаметов упражнялся, как определили эксперты, «в публичном оправдании терроризма и превосходстве человека одной нации над другой». Столь серьезный приговор литературным экстремистам в правоохранительных органах считают победой. До недавнего времени оказавшиеся перед судом распространители террористических идей получали условные сроки.

Суд признал мужчин виновными сразу по трем статьям Уголовного кодекса и наказал за публичные призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности, а также публичное оправдание терроризма, возбуждение ненависти и вражды, во всех случаях с использованием средств массовой информации. Ужесточение наказания связано еще и с тем, что подсудимые действовали группой.

Но если по Айрату Дильмухаметову, как считают его идеологические противники, давно «плакала зона» - у неистребимого революционера за плечами два непогашенных условных срока именно за словесное недержание, то интернет-хулиган Роберт Загреев, конечно же, такой суровой кары не заслуживает – привлекается к уголовной ответственности впервые, да и рецидивистом становиться не собирался. Напротив, в последнее время г-н Загреев старался «легализоваться» в цивильной журналистике – высказывал неглупые мысли на блоге президента и ратовал за продвижение идей местного самоуправления. Так что для того, чтобы привести Роберта в чувство, достаточно было его в угол поставить, а не отправлять на зону, пусть и в виде колонии-поселения. Думается, что коллегия по уголовным делам ВС РБ в кассации (то, что приговор будет обжалован, ни у кого не вызывает сомнений) сумеет правильно оценить действия каждого фигуранта в этом скандальном деле.

Возможно, прокурорам известно больше: и Роберт Загреев также, как и Дильмухаметов, ратовал за «священную войну» по свержению конституционного строя в России, но вслух столь экстремальные мысли он никогда не высказывал. А в связке с Айратом Дильмухаметов оказался явно из чувства ложного товарищества, ощущая себя, по меньшей мере, сподвижником Че Гевары, свергающего опостылевший политический строй. Айрат Ахнафович действовал намного осмысленнее, видя в радикальных исламских идеях международного терроризма инструмент для изменения политической обстановки в Башкирии.

- В своих статьях Айрат Дильмухаметов обосновывал необходимость исламской революции в Урало-Поволжском регионе, - рассказали «ЧП» в пресс-службе УФСБ по РБ. – А также сепаратного выхода Башкортостана из состава РФ и создания на его территории, а также Оренбургской, Челябинской, Курганской, Свердловской, Самарской областей, Пермского края, Татарстана и Удмуртии политически независимого государства «Исламской республики Урал» во главе с «амиром» и государственной идеологией на базе радикальной религиозной платформы.

Чего стоят только такие пассажи: «Революция надвигается. Это милость Аллаха. Всевышний дает нам шанс. Башкирскому народу необходимо экстренно соорганизоваться. Время не ждет», или «Мы должны стать Нацией ислама и вернуться к национальной воинской традиции – и произойдет детонация страшной силы», «Революция, вооружённая борьба против «неверных» - это милость и воля Аллаха; ответ на угнетение этноса в России». Или вот еще: «Мы же должны быть свободны и от москалей, и от собственных чинуш, неважно каковы их фамилии и национальности», «Сама умма, ее воины, должны преобразовать свою коллективную волю касты избранных - в конкретную политическую субъектность», «...муфтиаты и муфтии — это гебистская задрочка, нам, мусульманам, они не нужны».

- Айрат Дильмухаметов продвигал тезис об ущербности любой национальности, включая башкир, не принявших ислам, проповедовал откровенный антисемитизм, - объясняют в пресс-службе УФСБ по РБ. - Проповедуя идеологию терроризма, Айрат Дильмухаметов пропагандировал личность Супьяна Абдуллаева, отъявленного бандита, обвиняемого в организации незаконного вооруженного формирования и совершении в составе руководимой им банды серии тяжких и особенно-тяжких насильственных преступлений.

Надо сказать, что Дильмухаметов умеет глаголом жечь сердца людей: «прими ислам и бери хоть еще 2 жены. В большом сердце мусульманина места хватит на любовь к 4 женщинам». Или: «Башкирскому народу на этот раз надо быть готовым всецело: идеологически, организационно, политически, духовно, к новой великой милости Аллаха, ибо я считаю, что Аллах все же любит башкир, столько раз ниспосылая народу милость вести священную войну». Некоторые высказывания откровенно пугают: «участь Шахида самая высшая награда Аллаха. Это самая достойная смерть на земле, ради которой только и стоит жить на этом свете. Награда еще и потому, что на место павшего становятся новые воины, которых приводит Аллах» или «Хвала Аллаху, который создал нас мусульманами и облагодетельствовал Джихадом на Его прямом пути». По его мнению, «народный башкирский ислам – ислам, который не мирился с неверными, не проповедовал конформизм и приспособленчество, а призывал к тому, что сказал Аллах – к сражению с неверными».

Возможно, г-н Дильмухаметов лишь играл словами, отрабатывая гонорары заинтересованных лиц и не думая всерьез развязывать кровавую бойню в родной республике, а может, надеясь агрессией привлечь внимание к своей противоречивой персоне. Известно, что Айрат Ахнафович имеет непомерные амбиции, и отстранение от властных рычагов переживал весьма болезненно. Не исключено, что существование Айрата Дильмухаметова во время правления Муртазы Рахимова было выгодно его противникам.

Но как бы сегодня ни пытались представить Айрата Дильмухаметова пламенным борцом с «рахимовским» режимом, зачищавшим площадку для новой власти, любая власть от такого радикального союзничества открестится. Что, впрочем, и произошло в Кировском райсуде Уфы, где скандальный революционер, гордившийся, как орденами, условными сроками и переставший опасаться госмашины, огреб от государства по полной. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.

- Все общественники обязаны работать в рамках закона, - говорит известный предприниматель и общественный деятель Рамиль Бигнов. – Парни сознательно провоцировали власть, уверенные в своей безнаказанности. Они взрослые люди и понимали, на что шли. И сегодня разговоры о том, что они боролись против режима Рахимова, на мой взгляд, лишь прикрытие.

Тем не менее, Рамиль Имамагзамович считает, что наказывать столь строго «за убеждения» нельзя.

- Я буду бороться публично и не публично, чтобы наказание ребятам смягчили, - говорит он. – За две недели до приговора у меня состоялся разговор и с Дильмухаметовым, и с Загреевым. Считаю, что Айрат Дильмухаметов искренне заблуждается в своих убеждениях, а Роберт Загреев – парень трезвый, наверное, его подвели деньги.

По мнению политолога Аскара Фазлыева, власть вроде как не имеет отношения к суровому приговору оппозиционерам, поскольку решение принимал суд.

- И все-таки власть могла высказать свое отношение к несоразмерному по сравнению с совершенным преступлением наказанию, - говорит он. – Суд может ошибаться, а власть, чтобы не растерять общественное доверие, ошибаться не должна.

Суровый приговор записным аналитикам стал первой ласточкой в борьбе правоохранителей с террористическими идеями. Но вот что интересно – Загреев и Дильмухаметов попались на том, что своих мыслей не скрывали, делясь с общественностью возможностью насильственного свержения существующего строя. А соответственно собрать против них доказательную базу было не сложно. А ведь в Башкирии есть куда более опасные люди, которые не спешат публиковать радикальные мысли, а предпочитают действовать, строя схроны с оружием и распространяя чуждую мусульманам идеологию «священной» войны. Есть и провокаторы, которые ведут недалекую паству к гибели ради достижения призрачных целей, как это случилось с аскинским подпольем. Деревенским парням сначала кто-то задурил головы, заставил воевать и взрывать якобы в угоду аллаху, а потом привел к их лесному лагерю правоохранителей, которые расстреляли взрывников на месте. И эти люди вряд ли попадут на скамью подсудимых, поскольку стараются умело маскируют свои истинные цели работой с национальными движениями. Последний пример – один из лидеров всемирного курултая башкир Фанзиль Ахметшин, который задерживался по подозрению в сотрудничестве с подрывниками, но никаких уголовных дел за этим разоблачением не последовало. Нетрудно предположить, что г-н Ахметшин как раз и есть тот пастырь, которому выгодно существовать за спиной недалеких публицистов и ораторов, и в случае необходимости сдавать тех, кто свою роль уже сыграл.

- Правоохранительные органы весьма избирательно относятся к людям, высказывающим экстремистские мысли, - говорит политолог Аскар Фазлыев. – Когда известный политтехнолог Олег Матвейчев призывал давить демократов танками, его никто не упрекал в экстремизме, когда Артем Троицкий заявил, что главного архитектора Москвы нужно сослать в Казань, а лучше в тундру, ему тоже за это ничего не было. Получается, что российское общество еще не готово наказывать обладающих высоким статусом ораторов и обходится суровыми приговорами для тех, кто мало известен.

По словам г-на Фазлыева, приговор Загрееву и Дильмухаметову некий посыл обществу, который имеет две оборотные стороны.

- Роберт Загреев встречался с президентом, тот жал ему руку, и вдруг такой неадекватный приговор, - рассуждает Аскар. – Это значит, что сегодня в Башкирии закон один для всех и наказывать будут даже тех, кто обладает некими исключительными политическими преференциями – это хороший знак, что неприкасаемых у нас нет. Но с другой стороны, Роберт достаточно давно находился в оппозиции, позволял себе многое и никак не ожидал, что пострадает за свою противоборческую деятельность именно при новой власти, которую он воспринял с большим воодушевлением. Это нехороший знак для других общественников. Я хотел бы, чтобы общественные деятели выступили против жесткого приговора своим, пусть и заблуждающимся, соратникам и проявили солидарность, иначе завтра «придут» и за всеми остальными.

Антонина ЧЕСНОКОВА.

"