Posted 24 августа 2014,, 09:42

Published 24 августа 2014,, 09:42

Modified 10 ноября 2022,, 18:46

Updated 10 ноября 2022,, 18:46

Сергей Колесников: «Дешевые туры закладывают мины под туристов»

24 августа 2014, 09:42
У лопнувшего туроператора «Лабиринт» в Башкирии оказалось немало клиентов, осаждающих теперь пороги страховой компании «ВСК» для получения компенсаций. По словам представителя «Лабиринта» в Уфе Лилии Нуровой, это единственное, что можно сейчас сделать. Но не факт, что страховку удастся получить всем: вся страховая ответственность «Лабиринта» - 60 млн рублей в «ВСК», и 40 млн рублей в «Восхождении», а долгов – почти на полтора миллиарда.

Интересно, что в мае федеральные парламентарии планировали пересмотреть закон «Об основах туристской деятельности», но отложили поправки на сентябрь.

По словам члена правления союза туриндустрии РБ и гендиректора турфирмы «Крекс» Сергея Колесникова, важнейшие коррективы, как например увеличение страхового обеспечения, так и не попали в документ, и все это в разгар сезона.

– Не рассмотрение поправок привело к тому, что не стали лечить застарелую болезнь, - сказал г-н Колесников в эфире телеканала «БСТ». – Мы конечно опасались за отрасль, но такого обвала от «Лабиринта» не ожидали.

Оценивая последствия краха «Лабиринта» и подконтрольного ему «Идеал-тура», член правления отраслевого союза заметил, что «это все еще свежо и будет долго тянуться». Часть туристов «Лабиринта», застрявших за границей, смогли вывезти за счет резервного фонда ассоциации «Турпомощь», но, по словам г-на Колесникова, уже две трети всего фонда съедены «Лабиринтам».

- Если такие крупные турфирмы будут «падать» и дальше, никакая «Турпомощь» не спасет, - сказал он.

Также у отраслевых функционеров есть вопросы и к кредиторам разорившихся туроператоров, мол, те тоже способствовали ситуации.

- Куда смотрела госкомпания «Оренбургские авиалинии», допустив накопление платежей «Лабиринта» или «Идеал-тура»? А это 1,4 млрд рублей долга. Они не понимали, что это мыльный пузырь? Это бесконтрольность государства над своими бизнес-структурами и безответственность людей, работающих в них.

По словам г-на Колесникова, в туристическом законодательстве много белых пятен, например, нигде не прописано, какие объемы путевок может продавать оператор без риска для клиентов и на какую сумму обязан страховать свою деятельность. Также нет и контроля над отраслью, лицензирование отменено под предлогом «не кошмарить бизнес», что породило лавину турфирм «на коленке». Да и не ясно, кто должен администрировать турбизнес, нынешний «владелец» отрасли – российское министерство культуры на эту роль явно не подходит.

- К какому только ведомству туризм не причисляли, то к спорту, то к предпринимательству, то к культуре, а у него должна быть отдельная структура, отвечающая как за внутренний и внешний туризм, так и за всю систему обращения в нем средств и людей, - уверен г-н Колесников.

Нынешняя модель бизнеса напоминает финансовую пирамиду. Операторы оплачивают деньгами клиентов гостиничные брони и договоры с перевозчиками на сезон вперед, а последующий клиент платит не за себя, а за того, кто уже уехал, и такая пирамида рано или поздно оборачивается крахом. Но два последних десятилетия эта схема исправно работала. Тот же «Лабиринт» начал свою деятельность в далеком 1995 году, а питерская «Нева» - с 1990 года. Все эти компании были гигантами рынка, первопроходцами отрасли, с казалось бы надежной репутацией.

- Предугадать сложно, кто рухнет следующим, но если оператор продает туры на конкретный день с дальними сроками на 10-15 тысяч рублей дешевле, чем у конкурентов, он закладывает мину замедленного действия под клиента. И это не «горящий тур», который продается, как правило, за неделю-полторы или два дня до вылета. Тогда он действительно «горящий», ведь оператор пытается частично покрыть убытки за перелет и гостиницу. А когда под предлогом «горящего» дается тур заранее два месяца, ребята, тут надо уже думать, - резюмировал г-н Колесников.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"