Posted 24 марта 2014,, 15:56

Published 24 марта 2014,, 15:56

Modified 10 ноября 2022,, 18:47

Updated 10 ноября 2022,, 18:47

Смотритель музея МАУ: «Радует, что у молодежи не пропадает интерес к авиации»

24 марта 2014, 15:56
Пилоты, стюардессы, механики, обеспечивающие работу воздушных лайнеров уфимского аэропорта, отпраздновали День гражданской авиации России. Самолеты и вертолеты, некогда являвшиеся чудом техники, сегодня превратились в обычный вид транспорта, совершающий маршруты по самым различным направлениям. А где можно получить самую полную информацию обо всех этапах самолетостроения и истории воздушного транспорта, если не в уфимском музее авиации?
В административном корпусе ОАО «Международный аэропорт «Уфа» с 1977 года находится музей авиации Башкортостана, в котором представлены все этапы становления и развития летного дела в регионе.

Интересно, что попасть в музей может любой желающий: в уфимском аэропорту решили не усложнять этот процесс - достаточно лишь заполнить заявку и хранитель проведет бесплатную экскурсию.

- Несмотря на то, что аэропорт является режимным объектом, посетители избавлены от бюрократической волокиты, - говорит руководитель музея Рим Габбасов. - Одно из важнейших предназначений нашей экспозиции – профориентация.

По словам Рима Закиевича, самые частые гости музея – студенты Уфимского авиационного университета и авиационного техникума. И здесь они могут получить самую полную информацию обо всех этапах самолетостроения и истории воздушного транспорта.

- Пока ребята осматривают экспонаты, я рассказываю о различных тонкостях летного дела, - поясняет смотритель уникального музея. - Например, такие, что в гражданской авиации ради обеспечения одного авиарейса трудятся около 100 человек.

Музей располагается в помещении, которое имитирует салон первого и самого массового отечественного самолета мирового уровня ИЛ-86, а посетители заходят в хранилище авиационных «артефактов» через дверь от настоящего ТУ-154.

Для юношей, решивших посвятить себя летному делу, экспозиция может стать весьма познавательной. Здесь представлены точнейшие копии самолетов и вертолетов, модели летальных аппаратов на дистанционном управлении, способные взлететь в любой момент, макет взлетно-посадочной полосы, а также загадочное для обывателей устройство, которое называют «черным ящиком».

- На самом деле это одна из важнейших деталей самолета, которая регистрирует все параметры полета, - говорит Рим Закиевич.

По мнению г-на Габбасова, каждый экспонат красноречиво рассказывает не только об исторических фактах, но и важной стороне авиационного дела. Ни для кого не секрет, что авиационные профессии требуют особой надежности, а люди, выбравшие такие специальности, должны обладать стойким характером – не так просто ежедневно нести ответственность за судьбы сотен людей. Поэтому каждый человек в авиации ценен, а его история – тоже может стать поводом для воспитания подрастающего поколения.

Частым гостем в музее является заслуженный строитель РБ Михаил Гамалеев, который проработал в уфимском аэропорту почти 40 лет. Потомственный авиатор уже в 26 лет стал начальником нефтекамского аэропорта. А в уфимском аэропорту начал работать в 1977 году инженером отдела капитального строительства. Он вспоминает, как его отец, работая бортмехаником на транспортном самолете ЛИ-2, часто брал его с собой в рейсы.

- Еще с детства я твердо решил, что буду служить авиационному делу, - рассказывает Михаил Гамалеев. – Уфимский аэропорт рос и развивался на моих глазах. Помню, как в 1978 начались регулярные рейсы на ТУ-154 из Уфы, а в 1989 году был выполнен первый международный рейс в ГДР. Особенно волнительно было в 1990 году, когда в связи с завершением строительства второй взлетно-посадочной полосы Уфа стала принимать Ан-124 – «Руслан» и «Боинг 747». Осталось в памяти и обслуживание миллионного пассажира в 2007 году.

Успел Михаил Валентинович поработать и директором аэропорта Белорецка с 1997 по 2000 годы, а закончил трудовую деятельность в прошлом году в статусе советника генерального директора по перспективному строительству. Сегодня он с удовольствием проводит время в музее, где представлена вся хронология событий уфимского аэропорта.

Среди многочисленных макетов самолетов – судна как гражданской авиации, так и военной техники. Например, точная копия знаменитого штурмовика ИЛ-2, на котором воевал наш земляк - дважды герой Советского Союза Муса Гареев. Истребитель И-180, на котором летал и погиб летчик Валерий Чкалов. Есть и макеты зарубежной техники – американский бомбардировщик Б-29, который сбросил атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.

По словам Рима Габбасова, авиация интересует очень многих людей: только в прошлом году в музее побывало более 3000 человек.

Рим Закиевич посвящает музею все свое время, в том числе и свободное. Культурный центр аэропорта постоянно пополняется новыми экспонатами. У хранителя много планов по развитию своего детища.

В перспективе он собирается сделать настоящий трап к входу в хранилище и установить тренажер, идентичный биплану АН-2, знаменитому «кукурузнику».

- Меня очень радует, что у нашей молодежи не пропадает интерес к авиации, - рассказывает ветеран. – Радует, с каким интересом они посещают наш музей, сколько вопросов задают. Поэтому я уверен, что будущее отечественной авиации в надежных руках.

Евгений КОСТИЦЫН.

"