Posted 24 марта 2009,, 17:06

Published 24 марта 2009,, 17:06

Modified 10 ноября 2022,, 19:01

Updated 10 ноября 2022,, 19:01

Берегись автомобиля. Банк разорили торговцы машинами

24 марта 2009, 17:06
Финансовый скандал разгорается в столице Башкирии. В минувший четверг Банк России принял решение отозвать лицензию у «Соцкредитбанка», располагавшегося на Комсомольской, 26 в Уфе. Как сообщается в официальном пресс-релизе Центробанка, причиной прекращения деятельности «Соцкредита» стала неспособность удовлетворить требования кредиторов. Эксперты полагают, что финансовая политика «Соцкредитбанка» была слишком «рисковой», мол здесь опустошали портфель, выдавая многомиллионные кредиты, не задумываясь о будущем.

Как объяснила «МКС» председатель правления «Соцкредитбанка» Резеда Садрыева, финансовое учреждение стало банкротом из-за недобросовестных заемщиков. По ее словам, банк разорил холдинг автокомпаний, торгующий автомобилями «Фольксваген», «Киа», «Порше», «Хендай» и «ГАЗель». 200 миллионов рублей, вовремя не возвращенных автодилерами, и подкосили «Соцкредитбанк», снизив размеры его капитала ниже минимального значения, установленного Банком России.

Но, скорее всего, главной причиной обвала банка стал финансовый кризис, не позволивший заемщикам расплатиться с долгами. А это значит, что «Соцкредитбанк» не последнее лопнувшее кредитное учреждение и очереди вкладчиков, обивающих пороги в надежде вернуть свои кровные, возвращаются.

Наличный вопрос

Любопытно, что автохолдинг, «поваливший» займами «Соцкредитбанк», обращался за кредитами не только в это финансовое учреждение. Жертвами автопредпринимателей стали и известные «Райфайзенбанк», «Балтинвест», «ЮниКредитБанк», «Стройкредит», «Абсолют-банк» и даже «УралСиб».

Однако во всех этих кредитных учреждениях утверждают, что им ничего не угрожает.

- «Абсолют-банк» нисколько не пострадал, - успокоил нас управляющий уфимским филиалом Максим Ульянов.

- Наш банк входит в десятку лучших российских банков и в работе опирается на австрийский опыт, - уверен руководитель филиала «Райфайзенбанка» Анвар Исмагилов. – Отзыв лицензии у «Соцкредитбанка» у меня, как у человека, вызывает сожаление, а комментировать это событие как банковский служащий я не могу, это будет некорректно.

Злополучный автохолдинг должен филиалу «Райфайзенбанка» около 350 миллионов рублей, и в случае банкротства автопредпринимателей банк станет главным кредитором. Заем в «Райфайзенбанке» автокоммерсанты брали на строительство сервисного центра «Фольксваген», который они возвели на проспекте Салавата Юлаева, 32, и кредитному учреждению в случае банкротства фирмы отойдет недвижимость. Хотя в очередь за деньгами стоят и строители, возводившие автоцентр, тоже не получившие в срок оплаты.

Ходили даже слухи, что возводящийся автоцентр коммерсанты умудрились заложить сразу в двух банках – «Райфазене» и «Абсолюте», но г-н Исмагилов развеял эти подозрения.

- Это невозможно, - уверен руководитель филиала «Райфайзенбанка». – Регистрационная палата попросту не пропустила эти документы.

Однако здания, которые заложены под обеспечение займов, для банков не спасение.

- У меня тоже есть права на недвижимость заемщиков, - говорит председатель правления «Соцкредитбанка» Резеда Садрыева. – А что толку? Денег-то необходимых для осуществления банковской деятельности нет. Да и здания отойдут нам только после процедуры банкротства, которая может затянуться на годы.

Мировой финансовый кризис уже стал своего рода лакмусовой бумажкой для определения реального состояния банков. Эксперты полагают, что постепенно с рынка уйдут слабые игроки, уступив место сильнейшим. Только обычному человеку от этого не легче.

Долг платежом страшен

В автохолдинг, который по слухам контролирует депутат Курултая 51-летний Алексей Тимофеев, входят фирмы «Веста», предлагающая уфимцам «Порше», «АК-Моторс», торгующая «Фольгсвагенами», «Демо Моторс», продающая автомобили марки «Киа», «Корея-центр», являющаяся дилером «Хендая», «Аквилон», сделавшая ставку на отечественные авто горьковского автозавода и «Группа торговых компаний «АвтоРусь». На данный момент в Башкирии – это крупнейший автодилер.

Понятно, что, создавая столь мощную структуру торговли автомобилями, г-н Тимофеев не намеревался устраивать афер. Предприниматель, как и все прочие, надеялся зарабатывать и развиваться, но как только банки перестали выдавать автокредиты, вся стройная система рухнула в один день. Пирамида, построенная на выжимании из населения банковских процентов, оказалась крайне неустойчивой. Расплачиваться с огромными кредитами, после того, как схлынул поток покупателей, автодилерам стало нечем, и они сочли за лучшее объявить себя банкротами. Еще бы! Ведь долг перед кредиторами составил около 700 миллионов рублей, которые не закрыть даже остатками машин на складе. По словам строителей, возводивших дилерский автоцентр «Фольксфаген» на проспекте Салавата Юлаева, Тимофеев обещал рассчитаться с кредиторами автомобилями, но после переговоров исчез.

Уже в феврале Арбитражный суд признал банкротами фирмы «Демо Моторс», «Аквилон», а также «Пеликан», входящую в ГТК «АвтоРусь».

Любопытно, что уголовный кодекс подразумевает: фирмы, сами объявившие себя несостоятельными, могут быть ликвидированы фиктивно или преднамеренно, а в правоохранительные органы пачками летят письма от обманутых кредиторов, уверенных, что холдинг мог расплатиться по долгам, но не пожелал этого делать. В частности, группа компаний «ГАЗ» с осени судилась с «Аквилоном», надеясь получить деньги за поставку автомобилей. Теперь, когда фирма «Аквилон» объявлена банкротом, производителям «ГАЗелей» придется встать в очередь кредиторов, и, возможно, не получить ничего.

Умом Россию не поднять

Банки же не спешат привлекать предпринимателей к ответственности, надеясь выдавить свои долги.

- Для нашего портфеля 40 миллионов рублей, которые нам должен автохолдинг, некритичная сумма, - уверен заместитель директора региональной дирекции банка «УралСиб» Айрат Исхаков. – Да и невозвращения долга нам не стоит опасаться, так как кредитный договор заключен с фирмой, которая напрямую владеет дилерским договором с «Фольксвагеном» и никто не станет резать дойную корову. Думаю, что паника здесь неуместна.

Однако у «ЮниКредитБанка» по этому поводу другое мнение. Автозаемщики уже попытались оспорить договор поручительства на сумму около 40 миллионов рублей, который они заключили с этим кредитным учреждением. Именно фирма «АК-Моторс», пытающаяся сохранить «дойную корову», надеется доказать в АС РБ, что ее поручительство за объявленную банкротом «Демо Моторс», недействительно.

- Устойчивости банка это не грозит, у нас высокий запас прочности, - говорит заместитель управляющего «ЮниКредитБанка» Искандер Назмиев. – Но здесь налицо нежелание заемщика возвращать долги.

Кстати, как уверяет председатель правления «Соцкредитбанка» Резеда Садрыева, «заемщики уже делали попытки вывести имущество». Говорят, что автохолдинг продал собственность, заложенную в «Балтинвестбанка», переведя средства на другие конторы.

Так что остальным банкам, радостно кредитовавших крупнейшего автодилера, стоит задуматься, ведь колокол «Соцкредита» может звонить и по ним. Поскольку, прежде чем у банка отобрали лицензию, г-жа Садрыева безуспешно судилась с автохолдингом из-за просроченных платежей.

Прекращение деятельности коммерческого банка из-за того, что предприниматели отказались платить по долгам, - случай скандальный, но не удивительный. Крах «Социкредитбанка» - результат кредитной гонки, в которой последнее время соревновались все финансовые учреждения.

- «Соцкредит» сделал ставку на крупных заемщиков и проиграл, - потирают руки коллеги по банковскому бизнесу. – А тем банкам, которые живут за счет небольших, потребительских кредитов, ничего не грозит: разве что из-за неплатежей немного уменьшится прибыль.

Однако конструкция кредитных пирамид не менее хлипкая, чем любая другая. И последствия ее обрушения скажутся не только на банковской системе, но и на появлении нового поколения обманутых вкладчиков.

"