Образ оперы. На «Золотую маску» номинируют бывшего охранника

Образ оперы. На «Золотую маску» номинируют бывшего охранника

24 января, 23:39
Политика
В первый раз я обратила внимание на оперного певца Владимира Копытова на репетиции оперетты "Сильва". Крепкий брюнет в широких шортах (дело было летом) и вечерних туфлях несколько неуклюже топтался среди балерин. Постановка спектакля сама напоминала буффонаду, актеры хаотично сновали по сцене, и трудно было уловить смысл в этом броуновском движении. Режиссер Бурцев тогда подчеркнул жизнерадостность и артистичность вокалиста Копытова: "Настоящий опереточный актер, корнями из Одессы".
А зеленый берет, надетый Владимиром на День пограничника, стал оригинальном штрихом к неординарному портрету артиста Башкирского государственного театра оперы и балета.Опера "Волшебная флейта" претендует на получение российской театральной премии "Золотая маска" сразу в трех номинациях: "Лучшая постановка", "Лучшая режиссура" и "Лучшая мужская роль". В последней представлен Владимир Копытов, исполнитель партии Папагено, а его единственный соперник — это пермский Хосе из "Кармен".Мальчишка с нашего двораДетство Владимира, по его словам, было настоящим: со ссадинами, уличными играми, занятиями в секции дзюдо и прочими прелестями мальчишеской жизни. Вова не планировал стать космонавтом, тем более певцом, правда, солировал в школьном хоре и любил почитать исторические книжки. Будущее рисовалось неопределенным, главное, Вова знал: надо зарабатывать деньги. Потом была служба в армии, солдат Копытов отдавал долг Родине в морской части пограничных войск на границе с Норвегией. Когда дембель вернулся домой, в стране царила неразбериха, именуемая перестройкой. Владимир попробовал заняться бизнесом, затем стал страховым агентом, потом дюжего молодца взяли охранником в частную фирму.Ученик МуртазинойВладимир общительный, как говорят, компанейский человек. За праздничным столом он неизменно становится душой коллектива. Как-то раз на дне рождения мамы Володя решил порадовать своих родных и спел песню. Удивленная тетя Мария, преподаватель музыки, решительно сказала: "Надо развивать талант". 24-летний парень уперся: "Не пойду в таком возрасте в училище!" Было решено прослушаться у знаменитой Муртазиной. Миляуша Галеевна торопилась по срочным делам, долго не соглашалась проэкзаменовать новоявленный талант, но в конце концов согласилась.— Улыбнись, — обронила она суровому десантнику. — Теперь будем петь.С того дня бравый охранник стал учеником Муртазиной. В течение семи лет, включая учебу в институте искусств, она вела Володю по тернистому вокальному пути. А ведь в начале парень не знал даже нот, удивляя своей дремучестью утонченных преподавателей музыки.Одержимый театромПочувствовав, что перспективному певцу мешает профессия охранника (Копытов продолжал работать, надо было содержать семью), Муртазина рекомендовала попеть в хоре оперного театра. Через год велела уйти, но Копытов к тому времени уже заболел театром. Стал работать мимансом, то есть согласился играть роли без пения. Это были стражники, официанты, в общем, "кушать подано".Через полгода Владимиру повезло: предложили роль царского истопника в "Царской невесте". Надо было пропеть всего три слова, но простым это кажется на первый взгляд.Как и другие солисты, Володя тогда приходил задолго до начала спектакля, гримировался и ждал за кулисами своего часа.— Если опоздаешь хоть на один такт, ты не нужен, — вспоминал Копытов тот период. — Если солист может реабилитироваться за счет пения, то артист третьего плана выпадает из-за любой мелочи.После своих пропетых трех слов Володя ждал конца представления, чтобы выйти на поклон к зрителю.Вскоре даровитого певца заметили, и с 2001 года Копытов становится штатным солистом. Он поет партии первого и второго планов, сочный баритон Владимира становится голосом то Франка из "Летучей мыши", то каргальского помещика из оперы "Салават Юлаев". Сейчас уже всех своих ролей артист не считает на пальцах, но каждую считает любимой.— Каждая партия — это определенный этап жизни, — увлеченно говорит Владимир. — В каждой есть своя прелесть и смысл.На вопрос, что главнее для оперного артиста — вокальная партия или драматическая игра, Владимир отвечает:— Можно спрятаться за голос, но если не вошел в образ, пения не получится. Одно без другого невозможно.Оперное искусство, как его понимают изнутри, это — коллективное творчество. Артист работает на режиссера, на музыкального постановщика, хореографа, наконец, на партнера. Если вышел за условленные рамки, спектакль превращается в бенефис.Я обычный человекВне театра Володя остался таким же "своим парнем". В День пограничника он в берете ("Заметьте, хожу трезвый"), круг друзей прежний, правда, расширился за счет коллег. Первое время "боевые товарищи", услышав о новой профессии Копытова, удивленно восклицали: "Здорово! Как тебя угораздило?" Некоторые из них незаметно для себя стали заядлыми театралами, не пропускают ни одной премьеры.Вообще, когда людское мнение рисует оперного артиста изнеженным существом, Владимир обижается. В театре, утверждает Копытов, работают физически крепкие и морально выносливые люди. За один спектакль актер теряет 1-3 килограмма, переживает своего рода стресс. Хронически не хватает времени, даже на любимую рыбалку прошлым летом Володе не удалось выбраться. Сейчас претендента на "Золотую маску" пригласили петь в Казанский театр. Володе придется регулярно ездить в соседнюю область, не прерывая своих выступлений в столице Башкирии.Хорошо, что в свое время Володе удалось построить надежный тыл — создать крепкую семью. Маленькая, изящная девушка, жена Света работает врачом. На вопрос, не талантом ли покорил будущий супруг свою невесту, отвечает: "Я выходила замуж за охранника". Обожаемой дочери десять лет. Папа видит в ней личность и никогда не навязывает своего мнения. На семейных торжествах Володя петь не отказывается, но теперь старается больше танцевать и поговорить "по душам".Что касается премии, результат будет известен 17 апреля, но главную свою жизненную награду — призвание, артист уже нашел.Зиля БАДРИЕВА.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter