Posted 23 октября 2006,, 15:57

Published 23 октября 2006,, 15:57

Modified 10 ноября 2022,, 19:07

Updated 10 ноября 2022,, 19:07

Миллионные чаевые. «Теастан» пал жертвой черных рейдеров

23 октября 2006, 15:57
Захват уфимской чаеразвесочной фабрики «Теастан», начатый предприимчивыми рейдерами в сентябре 2005 года, завершился. Сложная юридическая операция по завладению акциями предприятия, прошла успешно, и теперь можно с уверенностью сказать, что Башкирия лишилась уникального предприятия более чем с 60-летней историей.Блестящая многоходовка, всего лишь за год отнявшая у республики и акционеров стабильно работающее и единственное в своем роде производство, теперь может стать калькой для использования подобных захватов в других регионах. Ведь черным рейдерам удалось в короткие сроки разорить не обычный частный заводик, а закрытое акционерное общество. Акционеры ЗАО больше других собственников защищены от недружественных захватов — все-таки ценные бумаги могут быть переданы только «своим», чужие здесь не ходят. Однако захватчики одолели этот «замок» легко, заставив собственников подарить им по одной акции. А дальше дело техники — 83,425% ценных бумаг уходят пришельцам, которые и приговорили единственную в Башкирии чаеразвесочную фабрику. «Теастан» распродается по частям, говорят, что уже первым этажом здания на красной линии, пристроем и производственным корпусом владеет некий добросовестный приобретатель, который, конечно же, никакого отношения к «разбою» не имеет. Досужие языки утверждают, что чаще всего «добросовестный приобретатель» и есть заказчик рейдерской атаки, пожелавший получить собственность задарма. Но в современной России еще не было ни одного случая, чтобы подобные версии доказывали правоохранители.

Деньги на чай


Однако знающие люди скажут вам, что легкость, с которой «Теастан» оказался сломлен и в рекордные сроки передан в недружественные руки, свидетельствует о явном нарушении законодательства и покровительстве тех, кто интересы закона должен отстаивать. В течение целого года фабрику дербанили на глазах у правоохранительных органов. Районную и республиканскую прокуратуры, управление внутренних дел и Минтруда забрасывали жалобами задавленные натиском захватчиков работники, но представители закона не видели ничего необычного в происходящем. Надзорные ведомства ограничивались отписками, мол, в споре акционеров нет ничего криминального. А подписавшиеся под коллективным письмом незамедлительно потеряли рабочие места.

Напомним, что атака на «Теастан» началась классически, с нанятыми бойцами частного охранного агенства «Бастион», выкинувшего из офиса прежнего директора и усадившего в кресле руководителя своего человека — Олега Моисеева. Г-н Моисеев на фабрике оказался случайно, приторговывая готовой чайной продукцией, лотерейными билетами и даже женскими тампонами, но вот пригодился, когда «Теастан» попал в сферу интересов черных рейдеров. Предприниматель, не лишенный обаяния, сумел войти в доверие к акционерам, предложив им продать свои пакеты акций за спиной других собственников по высокой цене — 58 рублей за штуку, в то время как стоимость одной ценной бумаги равнялась 6 рублям. Осуждать за корыстолюбие акционеров глупо, именно на людскую жадность и рассчитывают захватчики, желающие внедриться в закрытую структуру. За ловко проведенную аферу новые обладатели контрольного пакета на спешно собранном совете директоров и пожаловали г-ну Моисееву пост руководителя, перестав пускать на территорию фабрики прежнего генерального. А уже через месяц «внедренцы» имели в собственности 56% акций и фактически все права для распоряжения имуществом фабрики. Г-н Моисеев тоже прикупил и себе чуть-чуть ценных бумаг, истратив… 57 миллионов рублей. Согласно данных налоговых органов, доход г-на Моисеева за год составил 250 тысяч деревянных, и эта, официальным образом зарегистрированная сделка, выглядит, по меньшей мере, странно. Объяснить наличие столь крупных средств у недавнего мелкооптового торговца можно лишь присутствием за спиной Моисеева некого тайного лица, использующего коммерсанта в своих интересах. Любопытно, что вторым внезапно разбогатевшим крупным акционером стал… заместитель г-на Моисеева.

Понятно, что вложившие в скупку активов столь крупные средства, явно ожидали, что прибыль от продажи фабричной недвижимости превысит сумму «вклада» в сотни раз. Иначе — для кукловодов не было смысла затевать рейдерскую атаку.

Впрочем, г-н Моисеев, сидя в качестве марионетки в руководящем кресле, не остался в накладе — готовая продукция и высокачественное сырье исчезли со склада, а деньги в бухгалтерской отчетности не появились. 30 автомобилей и погрузчиков, находящихся в отличном состоянии и прошедших техосмотр, были проданы волевым решением директора по цене лома. Захватчикам и их исполнителю было, за что полюбить друг друга.

Чайная церемония

Рейдерские атаки, ставшие в России притчей во языцех, возможны благодаря дырам в законодательстве, захватчики часто балансируют на грани, но большая часть юристов, разрабатывающих атаки на чужую собственность, предпочитают все-таки закон не нарушать. В случае с «Теастаном», рейдеры, получившие пакет ценных бумаг по договору дарения, явно презрели законные нормы. Факт незаконной передачи 56% акций чужакам был установлен двумя судебными решениями разных городских судов, но никак не озаботил правоохранителей. А ведь согласно Гражданскому кодексу, в случае если бы был доказан умысел обоих сторон при заключении незаконной сделки, активы должны были быть взысканы в доход государства и фабрику еще можно было спасти.

Интересно, что Фемида приняла решение запретить голосовать спорными акциями и вернуть ценные бумаги законным владельцам. Но захватчики тут же составили юридический документ, согласно которому они исполнили решение суда. Бумага датирована 7 апреля 2006 года, однако в этот же день якобы лишившиеся прав преспокойненько голосуют уже не существующих у них пакетом, выбирая себя любимых в состав совета директоров чайной фабрики. Понятно, что в реестре акционеров ничего не изменилась, и липовое соглашение о возврате акций понадобилось лишь для того, чтобы подшить фиктивный документ к судебному делу и умерить ретивых судебных приставов.

7 апреля стал историческим днем для несчастного «Теастана». Кроме того, что в одно и тоже время захватчики лишились своих акций и тут же проголосовали ими на годовом собрании акционеров, новые хозяева 7 апреля подписали приговор Уфимской чаеразвесочной фабрике. В этом документе владельцы крупных пакетов клятвенно пообещали друг другу, что в случае продажи предприятия, запланированной на ближайшие месяцы, прибыль будет поделена поровну. В общем пакете рейдеров оказалось 83,425% ценных бумаг, голоса других акционеров попросту обесценились и теперь любителям чужого имущества ничего не мешает рвать фабрику на части. Уже продано пятиэтажное здание и первый этаж производственного корпуса, думается, что и на другую недвижимость тоже есть покупатели.

Владельцы фабрики, скромно потупив глаза, объясняют людям спешную распродажу корпусов кредиторской задолженностью «Теастана». Но предусмотрительно умалчивают, что сами и создали этот долг. Получив в руки рычаги управления, захватчики оформили кредит на «развитие» в одном из банков на сумму в 69 миллионов рублей под залог имущества и оборудования многострадального предприятия. Надо ли говорить, что эти деньги исчезли, но ни одна кредитная копейка не была потрачена на развитие производства? «Теастан» еще год назад приносивший прибыль в несколько миллионов, стремительно катится к банкротству. Впрочем, этот исход наиболее благоприятный для черных рейдеров — банкротство спишет не только странные долги, но и придаст законность подозрительным операциям. В частности, легко будет объяснить, почему вся недвижимость ушла «добросовестным приобретателям» по смешным ценам. Мол, несостоятельная фабрика так нуждалась в деньгах, что некогда было искать других покупателей. По оценкам экспертов, «Теастану» уже нанесен ущерб свыше 300 миллионов рублей, производство простаивает из-за отсутствия сырья, а работникам предлагают уходить «по-хорошему».

Сейчас, когда убийство чаеразвесочной фабрики уже случилось, правоохранительным органам не составит труда доказать умысел на незаконное обогащение всех заинтересованных лиц. Другое дело, что вернуть республике производство, даже наказав разорителей в уголовном порядке, уже не получится.

"