Posted 23 сентября 2008,, 16:22

Published 23 сентября 2008,, 16:22

Modified 10 ноября 2022,, 19:02

Updated 10 ноября 2022,, 19:02

Кассовая борьба. Чиновник федерального ведомства зарабатывал на экспертизах?

23 сентября 2008, 16:22
Крупный скандал назревает в башкирском Ростехнадзоре. Здесь, скорее всего, лишится своего кресла заместитель начальника контролирующего ведомства по технологическому и экологическому надзору Альберт Мухаметзянов. Как полагают сотрудники надзирающей организации, чиновник умело использовал возможности служебного положения, поставив на поток прохождение обязательных для многих предприятий экологических и природоохранных экспертиз. Для того, чтобы не упустить ни одного денежного клиента, г-н Мухаметзянов подключил к «семейному подряду» супругу и свояченицу.

Широкие возможности для заместителя руководителя башкирского Ростехнадзора открылись в 2006 году, когда в республике появилось новое экспертное ведомство – ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений» (ЦЛАТИ по РБ). Эта федеральная структура понадобилась государству для проведения консолидированных и ответственных экспертиз, что вполне разумно – коммерсанты, берущие на себя экспертное бремя, не могут гарантировать надежности и верности замеров. Кроме того, предполагалось, что все средства за экспертные услуги будут уходить в бюджет России.

Но в Башкирии получилось иначе.

Альберт Мухаметзянов принял деятельное участие в рождении новой экспертной организации, и вскоре супруга чиновника возглавила отдел сертификации, а ее сестра – стала главным экологом центра. И конвейер заработал.

Ростехнадзор обязывал башкирские предприятия разработать природоохранную и экологическую документацию, отравляя их в «Центр лабораторного анализа и технических измерений», а в государственном учреждении две милые дамы предлагали страждущим получить требуемое в коммерческих фирмах.

- У руководителей предприятий не было выбора, - сетуют сейчас в центре. – Расценки коммерческих экспертов намного дороже, да и ответственности они не несут никакой. Но если расчеты заказывались у «нужных» предпринимателей, то они мгновенно проходили согласование в Ростехнадзоре, даже если требовали доработки.

- Наше ведомство обязано контролировать более 20 направлений, экологические нормы – лишь одно из них, - рассказывает руководитель Ростехнадзора Рустем Шайбаков. – Разработка экобезопасности и экоаудит – новая научная область в постсоветской истории страны. И получить разрешение на проведение экологических экспертиз, согласно законодательству, может даже школьник, которому исполнилось 16 лет.

Заказы на дорогостоящие природоохранные, экологические и строительные проекты, стоимость которых превышает 600000 рублей, передавались, благодаря родственницам, в одни и те же конторы, зачастую не имевшие даже экспертных навыков. Но эти фирмы умудрились за короткий срок вытеснить с рынка экспертных услуг предпринимателей давно работающих в этой сфере. Еще бы! Ведь умные женщины стремились обеспечить дружественные фирмы малозатратными, но весьма денежными работами.

Любопытно, что в своих рекламных объявлениях новоявленные экспертные бюро указывали на «практические связи с государственными природоохранными структурами» и фактически обещали беспрепятственное прохождение любых бумаг в государственном ведомстве.

По словам г-на Шайбакова, законодательство экспертной деятельности в области экологии весьма размыто, в отличие, например, технических и промышленных исследований. Этим и воспользовался предприимчивый чиновник со своим семейством.

Суммы, которые уводились у государства благодаря усилиям взаимовыгодного тройственного союза, огромны.

Как только свояченицу Мухаметзянова уволили, а его супруга благополучно ушла в декретный отпуск, доходы центра резко возросли. Всего за шесть месяцев, после того, как освободились кресла предприимчивых родственниц, госорганизация заработала на пять миллионов больше!

Ни для кого не секрет, что самой взяткоемкой сферой в России остается надзорная и контролирующая деятельность. И не удивительно, ведь отсутствие должного разрешения может стать причиной остановки крупных производств и как следствие – многомиллионных убытков. А не слишком щепетильные чиновники могут использовать эту зависимость для личного обогащения.

Кстати, замглавы Ростехнадзора Альберт Мухаметзянов уже становился объектом пристального внимания прокуратуры. Он подмахнул разрешение на строительство опасного объекта без проведения обязательной в таких случаях экологической экспертизы. И только когда прокуроры обратилось в суд, опасные производства получили нужные документы.

Интересно, что чиновник не гнушался и другими способами «контроля» природоохранной деятельности. По его распоряжению крупнейшие плательщики сборов за негативное воздействие на окружающую среду сдавали отчеты напрямую в управление, минуя специалистов ЦЛАТИ по РБ.

- На мой взгляд, проблема в несовершенстве экологического законодательства, - продолжает Рустем Шайбаков. – От того, что в законе существуют пробелы, появляются такие лазейки для коррупции.

"