Posted 23 августа 2015,, 18:01

Published 23 августа 2015,, 18:01

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

Имеют ли партии непарламентской оппозиции шансы стать парламентскими?

23 августа 2015, 18:01
Близкий к Кремлю Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) опубликовал рейтинг политических партий по итогам второго квартала 2015 года. Иерархия парламентских партии осталась неизменной: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» занимают свои прежние места. А вот среди партий непарламентской оппозиции произошли определенные изменения.

В рейтинге позиции «Единой России» вне сомнений. «Единороссы» выступают в качестве партии-гегемона, ресурсов у которого - информационных, финансовых и административных, достаточно для выдвижения претендентов на все мандаты всех уровней во всех регионах страны. На втором месте КПРФ, по-прежнему сохраняющей часть своего электората, а на третьем – ЛДПР. Эта партия активно использует тактику франчайзинга, то есть предоставляют свой бренд «денежным» кандидатам. «Справедливая Россия», напротив, по стране проявляет избирательную активность в разных регионах и муниципалитетах, однако ее КПД относительно высок.

А вот во втором эшелоне партийных структур некоторые «телодвижения» существуют. На пятое место с восьмого вышла партия «Родина». Понятно, что в текущих геополитических условиях, когда обостряется стилистика противостояния с Западом, а Кремль активно поддерживает милитаристскую и ура-патриотическую риторику, появление членов такой партии в Госдуме представляется вполне вероятным. На следующем месте «Яблоко». Эта партия, как отмечается, аккумулирует в себе социальный и политический протест в регионах. Далее располагаются «Патриоты России», которые, обычно, выдвигают технических кандидатов на выборах глав и губернаторов в регионах России. Потом идут «Коммунисты России», которые используются в качестве партии-спойлера по отношению к КПРФ. Характерно, что РПР –ПАРНАС в первой десятке не значится, даже несмотря на то, что коалиция либерально-демократических сил проявляет активность в некоторых регионах России, таких как Кострома, Калуга, Новосибирск и другие.

Рейтинг показывает, что партийные структуры находятся под полным контролем администрации президента России. В преддверии 2016 года изменения в структуре так называемых партий системной оппозиции могут быть, однако они не станут тотальными. Скорее всего, в список парламентских партий может войти «Родина», остальные имеют гораздо меньше перспектив для получения каких-либо мандатов. Место либерально-демократических сил в рейтинге ИСЭПИ явно не соответствует потенциалу и реальной поддержке этой партии.

Ситуация в Башкирии несколько отличается от общефедеральной, о чем свидетельствуют выборы в органы местного самоуправления, которые состоятся в сентябре 2015 года. В республике, также как и по всей стране, доминирует «Единая Россия». А вот количество выдвиженцев от КПРФ намного меньше - 610 человек, плюс 157 кандидатов не были официально зарегистрированы.

Характерно, что коммунисты не подают протесты в ЦИК по поводу отказов в регистрации кандидатов. От ЛДПР выдвинуто – 392 депутатов. От «Патриотов России» – 290, то есть больше чем от «Справедливой России» - 261 кандидат. Положение «справедливороссов» осложнено проводимой руководством республиканского отделения политикой конфронтации с главой Башкирии. От «Яблока» в Башкирии выдвинуто всего два кандидата, плюс один идет на выборы в уфимский горсовет. Здесь тоже уместно говорить об административных ограничителях.

В целом же приведенные цифры могут считаться характерными с точки зрения партийной активности в регионе. Как видим, «Патриоты России» своим умением договариваться с властью вытеснили привередливых «справедливороссов». Изменить эту конфигурацию перед 2016 годом может либо административная воля федерального центра (например, резкая активизация в республике «Родины»), либо массированное экспансия структур Алексея Навального. Для этого нужны серьезные финансовые средства, которые у либерал-демократов есть. Однако, учитывая специфику региона, вряд ли можно ожидать, что парнасовцы осмелятся заходить в Башкирию вопреки негласному запрету Кремля на активность в национальных республиках. Ну а главное, конфигурация политических партий настолько жестко зафиксирована, что изменения в ней возможны лишь в ручном режиме.

Александр КРАСОВСКИЙ.

"