Михаил Рабинович: «Я еще так молод»

Михаил Рабинович: «Я еще так молод»

23 августа, 23:49
Политика
С именем Михаила Рабиновича многие уфимцы ассоциируют Республиканский академический русский драмтеатр, как и наоборот, этот храм культуры невозможно представить без своего художественного руководителя. Хотя режиссер всегда остается "за кадром", так получилось, что Михаил Исакович стал лицом этого старейшего в Башкирии театра. Неизменная сигарета, сквозь дым напряженный глубокий взгляд — перед нами тип театрального режиссера из поколения "шестидесятников", думающих и страдающих за все человечество.
Пронеся через десятилетия свои идеи и принципы, Михаил Исакович остался прежним, как не изменилась его внешность и привычки. Эта старая закваска сейчас подобна выдержке изысканного коньяка, чудом избегшего конвейера времени. 65-летие худрук встречает на репетиционной площадке. Он ставит новую пьесу "Последний герой", нарочито подчеркивая, что о достижении пенсионного возраста не может быть и речи.— Это какой по счету получается спектакль?— Точными подсчетами не занимался, но могу сказать, что постановок набралось за шестьдесят.— Чем вы руководствовались, когда выбирали "Последнего героя"?— Это современная пьеса, автор Александр Мардань рассуждает о противостоянии человека условиям, в которые он поставлен. Россияне зачастую оказываются перед такой дилеммой, и выбор человека зависит от его убеждений и стереотипов. Я сейчас не хочу раскрывать содержание спектакля, но скажу, что зрителя ждет и грустное, и смешное.— Какая постановка для вас наиболее значима?— Все спектакли мне дороги, ведь это определенный отрезок времени моей жизни. Все, что занимало мои мысли и чувства, вложено в них.Можно сравнить спектакль с ребенком, и невозможно выбрать из своих детей самого любимого и дорогого. Это живой организм со своим характером и судьбой. Кто-то из них долгожитель, а кто-то рано уходит из жизни, все как у людей.— Может быть, к актерам по-разному относитесь?— Я люблю всех в театре! Наш коллектив — это большая дружная семья, сплоченная одной идеей. Есть понимание, поддержка, нет тайн, конфликтных ситуаций.— Говорят, каждый театр — это террариум…— Чего нет, того нет. Я стараюсь создать атмосферу равноправия: всем поровну и работы, и славы. Страшно, когда человек оказывается не у дел и начинает заниматься иной деятельностью, что отражается на всем коллективе. Есть творческие рычаги, с помощью которых регулируются взаимоотношения.В конце каждого сезона проводим собрание, где говорим друг другу правду в лицо. Зарплата актеров нашего театра хорошая, кто больше работает, тому идут надбавки. Ветеранов у нас уважают, молодежь имеет перспективы, между ними добрая творческая связь.— Вы нарисовали театр в радужных красках. Неужели все так прекрасно?— Я долго шел к театру своей мечты, и досталось это благополучие ценой большой работы. Я не могу размножаться в неволе, образно говоря, работать в нестабильной обстановке — это насилие. Если будут шептаться по углам, поневоле будешь нервничать. Один из великих режиссеров сказал: театр надо любить даже тогда, когда он этого не достоин.— Получается, одна из важнейших функций режиссера — это воспитательная?— Нужно быть психологом, воспитателем, иногда тираном, деспотом, но всегда справедливым.— Какие меры наказания к провинившимся подчиненным применяете?— В основном, моральные, но недисциплинированность наказывается "штрафными санкциями". Товарищи тоже могут открыть глаза на промахи, ведь каждый вносит свою лепту в создание коллектива.— Как вами чувствуется возраст?— Я чувствую себя абсолютно молодым, вне всяких комплексов. Я горжусь своим театром, семьей, городом, я считаю свою республику лучшей на планете. Мы не изменили себе, остались верными даже в трудные времена, не уехали, сберегли и верили.Не думайте, что это простые слова. Как говорили в одной пьесе "все давалось ценой огромных усилий". Борьба сопровождает человека каждый день, но сражаются не с внешним врагом, а с собой. Главное — не опуститься на четвереньки, самое унизительное в жизни — это предательство и рабство.Спасет нас только любовь, все рождается в любви, без нее выходят уроды. Наркомания, убийство — ненормальные явления, это уродство. К этому нельзя привыкать, даже если оно совершается на экранах. Театр поэтому и отличается от телевидения, что несет любовь, позитив.— 23 августа вы отметили юбилей. Как он прошел?— Тихо-тихо. Не люблю помпезных празднеств, ведь я еще так молод, у меня все впереди.Зиля БАДРИЕВА.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter