Posted 23 марта 2015,, 15:46

Published 23 марта 2015,, 15:46

Modified 10 ноября 2022,, 18:43

Updated 10 ноября 2022,, 18:43

У башкирской оппозиции нет никаких политических ценностей, а есть только интересы

23 марта 2015, 15:46
Могут ли политики скрестить « бегемотов» и «носорогов»? Описывая события английской буржуазной революции в XVII века знаменитый мыслитель Томас Гоббс использовал образ «Бегемота». Под ним понимались либерально настроенные борцы с Левиафаном (то есть государством). Спустя более трех столетий в России «бегемотам» ради своего выживания приходится мутировать и даже заигрывать с «носорогами» (националистами).

Политические конфигурации подчас приобретают не логичный, и даже причудливый характер. В некоторых случаях можно говорить о попытках синтезировать совершенно разнородные элементы политического поля. Убийство Бориса Немцова создало иллюзию такого синтеза под видом консолидации оппозиции. И хотя объективные законы политического пространства не позволяют говорить о жизнеспособности такой формы, некоторые, не слишком искушенные акторы в Башкирии, похоже, всерьез пытаются заработать политические очки.

Знаковое и даже «открыточное» убийство Бориса Немцова на фоне кремлевских стен породило общественный резонанс, а у несистемной оппозиции замаячила перспектива поменять расклад сил. Кавказский след убийства, отчетливо прослеживаемый, породил у «болотного» электората в России всплеск националистических настроений. Получается, либералы и националисты стали друг к другу ближе в силу текущего и кровавого политического калейдоскопа событий. Сближение это носит явно критический, а не конструктивный характер и осуществляется по принципу «против кого дружим». Ведь, строго говоря, национализм и либерализм, как идеологические течения современной политики, прямые и безусловные антагонисты.

Либерализм апеллирует к индивидуализму и равенству стартовых возможностей, а национализм, напротив, взывает к коллективизму (нация как единое целое). Более того, самые оголтелые представители национализма постулируют превосходство одного этноса над другими.

Конечно, в европейской политической культуре существует такое понятие как «либерал-национализм», но здесь есть свои нюансы.

Во-первых, национализм понимается не как превосходство одной нации над другой, а как совокупность всех граждан одного государства. На заре Нового времени государства носили моноэтничный характер и формировались по этому принципу (Вестфальская система международных отношений), отсюда и пошел национализм. Без этой исторической справочки непонятно, почему, например, во Франции все граждане, вне зависимости от цвета кожи и вероисповедания, именуются французами.

Во-вторых, либерализм и национализм четко разграничиваются по сферам действия. Либерализм относится к экономике, а национализм к политике и общественной жизни. Успешных попыток микста национализма и либерализма в политике никто до последнего времени не предпринимал.

А вот в Башкирии сторонники изначально заявленной социал-либеральной платформы «яблочники» в последнее время активно занимались пиаром националистов. Такой альянс (в другой версии: «беспорядочные политические связи») свидетельствуют о крайне шатком положении и тех, и других.

Либерализм в России дискредитировал себя гайдаровскими реформами, следствием чего стала грабительская приватизация, а национальная тема в это же время активно использовалась для проведения «парада суверенитетов».

Сожаления ситуации, сложившейся сейчас в Башкортостане, добавляет факт, что неумело обращающиеся с политической идеологией демагоги, рушат доверие к ней общества. Разве в обществе не должен культивироваться здоровый национализм, гордость за свое происхождение, свою культуру? А разве нам не нужна либерализация в экономике, те же налоговые каникулы для малого бизнеса? Безусловно, все это нужно для полноценного развития страны и отдельных категорий граждан, но когда некоторые пытаются смешать все в одну кучу, тухнет действенная, преобразующая сила политических ценностей.

Неудивительно, что в обществе все настойчивей зреет мысль, что у республиканской оппозиции нет никаких политических ценностей, которым они верны, а есть только интересы. Впрочем, похоже, в случае с яблочниками и националистами – это действительно так и есть. Неуклюжая попытка их альянса приведет только к оскудению и без того небогатого на конструктивные решения регионального поля.

Александр КРАСОВСКИЙ.

"