Posted 22 февраля 2011,, 20:49

Published 22 февраля 2011,, 20:49

Modified 10 ноября 2022,, 18:56

Updated 10 ноября 2022,, 18:56

Медиарынок Башкирии ожидают перемены: «кого-то выкупят, кого-то вытеснят»

22 февраля 2011, 20:49
В министерстве связей и массовых коммуникаций РБ считают, что систему управления средств массовой информации «нужно адаптировать к современной действительности», а также «менять качество информационного продукта». В ведомстве ищут управленцев, способных кардинально изменить лицо башкирских газет и ТВ. В распоряжении «МКС» оказался проект любопытного документа, озаглавленный «Реструктуризация медиарынка Республики Башкортостан». Он включает несколько разделов – «расчетный», определяющий бюджет, необходимый для наведения «порядка» на медийном рынке.

«Общестратегический», объясняющий пошаговые действия, а также «оперативный» для отрасли рынка и «тактический» для каждого отдельного издания.

По мнению разработчиков документа, региональные СМИ, учрежденные башкирским правительством, «чрезвычайно косны и неповоротливы, а потому неконкурентоспособны» и переломить эту ситуацию возможно лишь «акционированием и постепенным переводом их в частную собственность».

Частное слово

Напомним, министерство экономического развития РБ предложило проект реорганизации издательского дела Башкирии еще в декабре прошлого года.

Так, 64 государственных предприятия должны объединиться в три медийных холдинга, которые перестанут финансироваться из бюджета и начнут зарабатывать деньги самостоятельно как коммерческие структуры в форме акционерных обществ. Холдинги разделят по направлениям деятельности. В одно объединение войдут все печатные издания, а также редакции государственных газет и журналов. Вторая структура объединит типографии и издательства, специализирующихся на выпуске газет и другой печатной продукции – речь идет о приватизации издательства «Башкортостан» и типографии «Белая река». В третьем холдинге окажутся книжные издательства и полиграфические комбинаты. В составе печатного холдинга предполагается создание «издательских домов», специализирующихся на «желтой» или напротив, «серьезной» прессе. Разместить холдинги предлагается в одном здании, «находящемся в собственности».

Интересно, что авторы программы считают, что реформирование должно коснуться не только государственных медийных ресурсов, но и коммерческих, федеральных СМИ и их представительств и даже рекламных газет и телегидов. Бесплатные рекламные газеты подлежат «реструктуризации», потому что «отбирают на себя значительную часть рекламного рынка печатных изданий» и могут лишить доходов вновь создаваемые холдинги. По мнению разработчиков проекта, на рекламном печатном рынке достаточно четырех бесплатных газет (а не восемь существующих ныне), которые «будут специализироваться на рекламе разных, отличных от друг друга, товаров и услуг» и не позволят появиться на рынке новым игрокам. Четыре крупных рекламных издания, сегодня успешно работающих в Уфе и имеющие «сильный менеджерский коллектив», разработчики документа предлагают «приобрести», а остальные попросту «вытеснить с рынка». Способы «вытеснения» - «использование административных и других ресурсов для перекрытия каналов печатания и распространения».

Непростая судьба ждет и рынок федеральных общественно-политических изданий. Авторы стратегического проекта по реорганизации медийного поля считают необходимым приобретение франчайзинга на издание и распространение трех крупнейших российских «желтых» еженедельников, а федеральные правительственные издания предлагают поддержать «административным ресурсом», привлекая «к финансированию на возмездной основе 10-30 крупных предприятий РБ». Авторы отмечают, что «такой опыт финансирования имелся в 2005-2006 годах регионального выпуска газеты «Известия». Некоторые федеральные издания, например, «Московский комсомолец», по мнению разработчиков, следует вытеснить с рынка, чтобы «не растаскивали читателей других еженедельников».

Республиканские общественно-политические издания предлагается «свести в один холдинг», что позволит сократить расходы на их содержание и усилить рекламную службу. Но авторы проекта предупреждают, что «такая реформа будет наталкиваться на серьезное противодействие редакторского лобби, которым не понравится ограничение финансовой самостоятельности». Уфимскими же газетами и журналами, которые сегодня содержит мэрия столицы Башкирии, предлагается «на первом этапе создания холдинга пренебречь», но рекомендовать городским властям «сократить их число».

Для устойчивого распространения продукции печатного холдинга планируется создать «собственную службу экспедирования и розничного распространения». Для облегчения этой задачи авторы предлагают «перехватить персонал» у двух наиболее развитых на этом рынке фирм и акционировать МУП «Уфа-печать».

Не ушли от внимания разработчиков проекта и районные газеты, многие из которых «имеют солидную полиграфическую базу и помещения». Это имущество предлагается приватизировать одновременно с акционированием «районок».

Нет любви к ТВ

Реформирование государственного телевидения планируется начать с перекупки прав представительства и эксклюзивного размещения рекламы на шести представленных в республике каналах, в том числе и БСТ, что «позволит регулировать ценовую политику и извлекать прибыль на медийном рынке РБ». После закрепления финансового контроля на телерынке, алгоритм акционирования городских муниципальных телеканалов и «Башкирского спутникового телевидения», по мнению авторов, выглядит следующим образом: «Шаг первый – проведение правительством необходимых постановлений, разрешающих продажу акций канала «БСТ», шаг второй – приобретение акций в рассрочку, шаг третий – проведение через правительство РБ специального постановления, предусматривающего осуществление деятельности канала в счет реализации социально-значимых для республики программ». То есть разработчики программы не уверены, что главный телевизионный ресурс республики может быть самоокупаемым.

Предусматривает проект и «реформирования» радийного рынка, так как «радио мощнейший канал по продвижению других СМИ и проведения собственной информационной политики», а также способ контроля за рекламными сборами. Так как большая часть радиостанций в Уфе и республике принадлежит частным лицам – наиболее «финансово-устойчивые» предлагается купить, чтобы «иметь возможность контролировать не менее 70% эфирного времени».

- Вхождение ведущих радиоканалов в состав холдинга одновременно будет страховать от использования их нам во вред, - замечают авторы документа, объясняя, что к остальным радиостанциям будет применена политика «выталкивания с рынка».

Авторы проекта не обошли стороной и рынок наружной рекламы. По их мнению, для доминирования на этом поле понадобится создание фирмы, имеющей не менее 50 рекламных баннеров в разных частях Уфы, а «при приобретении рекламных поверхностей необходимо обращать особое внимание на их месторасположение».

Любопытно, что разработчики документа отмечают, что «осуществление предложенной реструктуризации приведет к некоей ломке сложившегося медийного рынка», а потому предлагают «считаться с антимонопольными законами, регулирующими количество СМИ у одного собственника» и создавать сложную структуру владения медиаресурсами.

Работникам же медийного рынка остается надеяться, что этот план «реформирования» при реализации все-таки претерпит изменения и заставит авторов «Реструктуризации…» всерьез задуматься не только об антимонопольном законодательстве, но и других законах страны.

"