Posted 21 февраля 2010,, 22:41

Published 21 февраля 2010,, 22:41

Modified 10 ноября 2022,, 18:59

Updated 10 ноября 2022,, 18:59

Чиновники еще чаще стали нарушать закон, потворствуя фирмам, которые «ближе к телу»

21 февраля 2010, 22:41
Глава башкирского антимонопольного ведомства Зульфира Акбашева уверена, что конкуренция на любом рынке – самое важное условие для работы любых компаний. - Если нет конкуренции – монополистам спать хорошо, - говорит Зульфира Хабибулловна. – Но при конкуренции хорошо живется обычному потребителю. Также руководитель управления федеральной антимонопольной службы считает, что закон один для всех, а потому соблюдать его обязаны, как во властных структурах, так и любой гражданин.

В последнее время антимонопольщики привлекли к ответственности массу глав районных администраций, нарушающих условия конкуренции и открывающих «зеленый свет» для «своих» предпринимателей. Интересно, что в судах мэры, уличенные в сговорах с коммерсантами, отговариваются незнанием законов. По словам Зульфиры Хабибулловны, чиновники уверяют, что «они живут в сельской местности».

- Сегодня только грамотный человек может управлять государством, - категорична г-жа Акбашева. – Поэтому глава администрации должен отвечать за согласованные действия с торговыми сетями. За согласованные действия исполнительной власти и торговых сетей существует и уголовная ответственность.

Как рассказывает г-жа Акбашева, «некоторые главы городов и районов выкручивают руки нашим производителям и потребителям, заставляя продавать только башкирское и не пуская на рынок других предпринимателей из соседних регионов, устанавливают ограничения цены».

- А это двойное нарушение законодательства, - возмущается глава антимонопольного комитета – закон гарантирует продвижение товаров по стране без препятствий, согласованные действия запрещены, а установка цены – прерогатива российского правительства. Подобные ограничения могут привести к печальным последствиям – завтра нашу продукцию не пустят в Челябинскую область.

После поправок в административный кодекс чиновников, в случае трехкратного нарушения проведения условий тендера тоже ждет уголовная ответственность.

- Таких нарушений очень много, - рассказывает г-жа Акбашева. – В прошлом году мы возбудили 209 дел, касающихся ограничений рынка, в том году уже 200. И исполнитель, и заказчик, заключающие контракты без соблюдения конкурсных условий знают, что нарушают закон, но ради собственной выгоды ущемляют интересы других участников. Проводят тендеры для единственного поставщика, который «ближе к телу». Жалоб на действия местной администрации по сравнению с 2007 годом стало больше в четыре раза! В прошлом году 120 руководителей администраций уже привлекли к ответственности именно за сговор с хозяйствующими субъектами.

Кроме того, антимонопольное ведомство выявило согласованные действия на колбасном рынке, выборе управляющих компаний многоквартирными домами, размещении рекламных конструкций и при покупке медицинского оборудования. В 2010 году федеральная служба намерена навести порядок на всех социальных рынках, таких как здравоохранение, образование, наука и работа муниципалитетов.

- Конкуренция должна быть везде, - уверена г-жа Акбашева. – Иначе мы станем хуже жить.

Но, оказывается, не всегда чиновники виноваты в том, что потребитель не получает той или иной продукции.

- Не только чиновники кошмарят бизнес, но и бизнес кошмарит чиновников, - говорит Зульфира Хабибулловна. – Как только мы выявляем нарушителей, особенно на рынке социально значимых товаров, как и на наше ведомство обрушивается поток жалоб в прокуратуру. Наша задача не в том, чтобы одного-другого стрелочника наказать, а в том, чтобы законы работали.

Отдельно глава антимонопольного ведомства остановилась на страховой медицине.

- У каждого человека есть медицинский страховой полис, каждый отчисляет взносы за медстрахование, - рассуждает г-жа Акбашева. – Так почему врачи по-прежнему смотрят мимо больного, грубят и не оказывают должного внимания пациентам? По идее, получая наши денежки, они должны выбегать к нам с распростертыми объятиями. Вместо этого в «беплатных» поликлиниках навязывают платные услуги, требуют деньги за любую операцию, а главврачи заняты поиском арендаторов, которые тоже будут проводить не бесплатные процедуры.

Зульфира Хабибулловна считает, что проблема плохого обслуживания в больницах заключается в соглашательской позиции пациентов.

- Вот если бы каждый из нас позвонил в страховую компанию и заявил, что в больнице не получил должного ухода, а потому откажется от страховки, ситуация тут же изменилась, - уверена начальница башкирского управления антимонопольной службы. – Без желания населения трудно заставить страховые компании работать.

Между тем, недавно, жители Уфы заняли настоящую гражданскую позицию, отказавшись платить по страховым счетам, присланных уфимской мэрией вместе с квитанциями об оплате коммунальных услуг. И вмешательство граждан победило чиновничий беспредел.

"