Posted 21 декабря 2018,, 04:50

Published 21 декабря 2018,, 04:50

Modified 17 октября 2022,, 19:57

Updated 17 октября 2022,, 19:57

Политологи о критериях эффективности губернаторов: Власть озабочена своим рейтингом

21 декабря 2018, 04:50
В то же время применение критериев призвано помешать руководителям регионов на местах имитировать бурную деятельность.

Медиакорсеть попросила известных политологов прокомментировать свежее решение президента России Владимира Путина о пересмотре показателей для оценки эффективности губернаторов по выполнению майского указа.

Напомним, суть изменений отражена в опубликованном на сайте Кремля перечне поручений по итогам заседания президиума Государственного совета.

Правительству России поручено подготовить предложения по методикам расчета показателей эффективности глав регионов и по развитию системы мотивации губернаторов, а также кураторов и руководителей национальных проектов (программ) с учетом достигнутых результатов деятельности.

Перечень, одобренный президентом, состоит из 15 пунктов. В 2012 году указом президента было установлено 12 критериев эффективности работы губернаторов, затем перечень постепенно вырос до 40 пунктов, в 2017 году в нем осталось 24 критерия. Теперь этот перечень выглядит так.

Мнения политологов об этом событии оказались где-то скептические, но в чем-то и вполне оптимистичные.

Дмитрий Михайличенко:

- Губернаторов увольняют не только и не столько за невыполнение критериев, но и по параметрам внутриэлитной борьбы, где лоббизм и интересы влиятельных акторов играют порой более значимую роль. В политической игре в современной России роль губернаторам отводится не самая важная. Это роль пешек, которых бесконечно и подчас произвольно ротируют, удовлетворяя тем самым запрос населения на «обновление власти» (при этом, обратите внимание, ротация в федеральном правительстве происходит гораздо реже, так как там невозможно кого-то убрать, не «наступив» на интересы кого-то очень влиятельного).

Помимо официальных критериев эффективности губернаторов, есть еще неформальные, которые, на мой взгляд, более важны. АП РФ требует, чтобы в регионах не было внутриэлитных конфликтов (они, как известно, чреваты снижением рейтинга власти на всех уровнях). От административных элит требуется купировать проявления социального недовольства и протеста, а также не допускать выхода различных ЧП или экстрафакторов на уровень федеральных СМИ. В свете режима экономии, который ввел федеральный центр, сюда же я добавил бы и «не просить много денег у федерального центра».

Что касается этих критериев – то многие из них были и ранее. Конечно, бросается в глазах критерий «уровень доверия к власти». Он свидетельствует, что власть очень озабочена падением своего рейтинга. Переводя «с русского на русский», это означает: власть понимает, что ее действия не нравятся гражданам, но продолжает свою тему (повышать налоги, вводить новые, говорить (и лишь только говорить) о развитии малого бизнеса, а также призывать всех «потерпеть»).

Владимир Савичев:

- В.В. Путин шел на выборы Президента Российской Федерации с программой прорыва отечественной экономики в новый технологический уклад. Без создания экономики, способной воспринимать механизмы создания технологий цифровой экономики, экономики искусственного интеллекта и биотехнологий у страны нет будущего.

Для достижения этих целей и формируется перечень задач, которые необходимо последовательно решать. Ключевыми являются направления деятельности, объединенные в 12 национальных проектах. Внимательно присмотревшись к ним, можно сделать бесспорный вывод, что их успешная реализация находится, прежде всего, в сфере конституционных прав и ответственности властей регионального уровня. Поэтому было очень важно выработать механизмы, способствующие четкой оценке действий глав регионов. Запас времени на переход к новым технологическим укладам крайне лимитирован. Это непозволительная роскошь – годами экспериментировать над созданием современных региональных экономических моделей или изображать бурную деятельность на словах и в отчетах, нисколько не сдвигая ситуацию в нужном направлении.

На мой взгляд, сейчас критерии оценки деятельности руководителей регионов стали предельно понятными, емкими и проверяемыми.

Прежде всего, они оценивают уровень доверия людей к власти, тенденции развития собственного экономического потенциала и качества жизни людей в регионах. Это совпадает и с основными ожиданиями общества. Мы все хотим жить, чувствуя уверенность в завтрашнем дне, свою востребованность, ощущая безопасность и развивающийся комфорт жизни. В этом интересы власти и общества сейчас совпадают.

Вполне возможно, что не все главы смогут соответствовать поставленным критериям. И в этом случае логична их своевременная замена на лидеров, способных справиться с поставленными актуальными задачами в интересах общества, регионов, федеральной власти.

Будут ли непродуманные оптимизации? Но они тогда обернутся снижением качества жизни людей. Пример – наша республика. Во многом мы снизили показатели по качеству жизни, резко сократив сеть отстроенных и работающих учреждений здравоохранения и среднего образования на местах. При этом региональная власть даже не попыталась найти альтернативное решение, просто отмахнувшись от большинства предложений, которые шли от представителей общества, депутатского корпуса, местной власти. Новые критерии оценки как раз заставляют региональные власти быть в постоянном диалоге с людьми. Чтобы соответствовать им, мало механически выполнять федеральные нормативы, необходимо искать резервы развития экономики, улучшения социального самочувствия в самом обществе, на местах.

Федеральное правительство запланировало направить 20,8 триллиона рублей на нацпроекты, еще 6,5 триллиона на развитие инфраструктуры. Просто потратить эти средства – это не совершить никаких качественных прорывов. И это прекрасно понимает Президент России. Поэтому и необходимы критерии оценки, которые покажут не темпы освоения федеральных денег, а существенные, качественные сдвиги в здравоохранении, образовании, науке, человеческом капитале, в производстве, экономике и, прежде всего, в цифровой экономике, развитии робототехники, биотехнологиях.

Те, кто вместо решения поставленных задач будут говорить «это невозможно» или попытаются красивыми отчетами заменить реальные преобразования, освободят свои места для тех, которые полон оптимизма и готов к этой работе.

Для справки

Новый перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации выглядит так:

  1. Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации).
  2. Число высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики, тыс. чел.
  3. Численность занятых в сегменте малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. чел.
  4. Производительность труда в базовых несырьевых отраслях, индекс (2017 год – базовое значение).
  5. Реальная среднемесячная заработная плата работников (2017 год – базовое значение).
  6. Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и средств федерального бюджета, в реальном выражении, индекс (базовое значение – среднее за 2015 – 2017 гг.).
  7. Уровень бедности, процентов.
  8. Общая продолжительность жизни, лет.
  9. Естественный прирост населения, чел.
  10. Количество семей, улучшивших жилищные условия, тыс. ед.
  11. Уровень доступности жилья для жителей субъекта Российской Федерации.
  12. Доля городов (населенных пунктов) с благоприятной городской средой.
  13. Качество окружающей среды.
  14. Уровень образованности.
  15. Доля автомобильных дорог регионального значения и агломераций, с учетом загруженности, соответствующих нормативным требованиям, процентов.
"