Posted 21 июня 2015,, 13:31

Published 21 июня 2015,, 13:31

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

Шестилетняя тяжба против председателя колхоза завершились штрафом в 25 тысяч

21 июня 2015, 13:31
Апелляционная инстанция по уголовным делам ВС РБ заменила бывшему председателю АКХ имени Ленина Рафиту Назмутдинову условный срок, к которому его приговорила Фемида Бураево, на штраф в 25 тысяч рублей. Заслуженного работника сельского хозяйства России и заслуженного агронома республики 75-летнего Рафита Назмутдинова обвиняли по нескольким статьям Уголовного законодательства, разбирательство длилось шесть лет, и закончилось штрафом для уважаемого в Бураевском районе Башкирии человека. Правозащитники обещают добиться полного оправдания Рафита Назмутдинова.

Около сорока лет назад коллектив АКХ имени Ленина, а до этого одноименного колхоза, единодушно избирал Рафита Назмутдинова своим председателем, который своим трудом, принципиальностью и отношением к людям и к делу заслужил доверие и уважение односельчан. Жители Бураево отлично помнят, как еще первый секретарь Башкирского обкома КПСС Мидхат Шакиров поддерживал и регулярно отмечал толкового и инициативного председателя. А ведь заслужить признание у всесильного начальника БАССР было тогда очень не просто. Избирали бураевцы своего земляка и в Верховный совет республики.

А потом всё перевернулось, как в страшном сне. Шесть лет назад г-н Назмутдинов вдруг подвергся прессингу со стороны местных правоохранителей. Однако, сам опальный председатель, как и подавляющее большинство жителей района, категорически не согласен с предъявленными претензиями. По их мнению, все доказательства сфабрикованы, а обвинение сфальсифицировано.

- Все началось в январе 2008, когда тогдашний начальник управления сельского хозяйства потребовал от меня уйти с работы председателя АКХ, - вспоминает Рафит Загитович. - На мое заявление о том, что отчетно-выборное собрание будет только 2009 году, когда я отчитаюсь перед людьми и оставлю работу - услышал: «Не хочешь по хорошему – уберем по-плохому».

Через год на отчетно-выборном собрании г-н Назмутдинов, как и планировал, попросился у пайщиков отставку по состоянию здоровья и ушел на заслуженный отдых.

- Но сразу после собрания началась какая-то непонятная возня, проверки и ревизии ведущим бухгалтером, ревизором УСХ, органами МВД и все это продолжалось не один год, – вспоминает Рафит Загитович. - Сначала меня обвинили в краже более двух тонн масла, но продукт нашли, а меня оправдали. Потом, якобы, я украл уже 64 тонны масла - снова все нашлось, и суд снова вынес оправдательный приговор. Далее инкриминировали кражу 145 тонн зерна, а имеющиеся документы не принимали во внимание. Даже мои личные средства, который я внес в кассу колхоза, оказывая ему помощь, трактовалась как попытка их хищения.

Удивительно, но местная прокуратура продолжала гнуть свою линию даже после того, как руководитель ООО СХП имени Ленина г-н Салихов официально уведомил суд, что утерянные оборотные ведомости нашлись и претензий к Назмутдинову нет.

- Ущерб хозяйству АКХ имени Ленина причинен не был, - говорится в обращении. – Прошу прекратить уголовное дело в отношении подсудимого за отсутствием состава преступления.

Рафит Загитович полагает, что истоки преследования нужно искать в прежнем руководстве Бураевской районной прокуратуры, которая ещё в 2007 году «прославила» республику на всю страну, когда выяснилось, что тогдашний районный прокурор Ильдар Яушев оказался «рабовладелецем» и вместе со своей женой удерживал в качестве невольников 12 граждан Узбекистана. Отобрал у них паспорта, морил непосильным трудом и голодом, не платил денег за работу. В случае недовольства или попытки побега он со своим замом лично избивал провинившихся рукояткой пистолета. После разгоревшегося на всю страну скандала, тогдашнему прокурору республики Сергею Хуртину пришлось даже выйти из отпуска и на пресс-конференции перед журналистами объявить об увольнении зарвавшегося чинуши.

Правозащитники пытались привлечь рабовладельца в погонах к уголовной ответственности, но не вышло. И традиции презрения к закону, похоже, в районном надзорном ведомстве по-прежнему в чести.

Известная правозащитница Альмира Жукова взялась защищать заслуженного работника села Рафита Назмутдинова, и довела дело до Верховного суда РБ, где и удалось добиться смягчения наказания.

- Полагаю, что уголовное дело было заведено для того, чтобы отобрать решающее слово, в виде долей и паев, у бывшего председателя, - объясняет г-жа Жукова. – За шесть лет судебных тяжб все и было отобрано и разворовано. Конечно, радует, что дедушку не бросили за решетку на восьмом десятке лет, но штраф – это все равно судимость. Мы будем обращаться в Страсбургский суд и все другие возможные инстанции, но обязательно добьемся справедливости.

Сам же Рафит Назмутдинов уже привык к бесконечным судебным тяжбам, но надо понимать, как тяжело немолодому человеку переживать подобные нападки.

- Мой отец, будучи председателем колхоза, погиб на рабочем месте, - говорит г-н Назмутдинов. – Так что я просто генетически не могу воровать. Как бы я после этого людям в глаза смотрел? Местная прокуратура за все эти годы попыталась меня превратить в самого страшного преступника района. Но если бы я был вором и жуликом, то возглавляемое мной хозяйство не было бы высокорентабельным и доходным и отношение сельчан ко мне было бы соответствующим.

Действительно, на сайте администрации Бураевского района черным по белому написано, что под руководством Рафита Назмутдинова рентабельность хозяйства была 20 процентов! А много ли таких процветающих хозяйств ни то что в республике, но в России? Нефтяные и газовые олигархи не могут похвастаться такими показателями.

Приезжая не один раз за эти годы в Бураево на судебные заседания, всегда бросалось в глаза очень уважительное отношение к Рафиту Загитовичу местных жителей, когда все, встретившиеся по дороге от дома до здания суда, вплоть до сотрудников полиции, почтительно здоровались, а люди постарше справлялись о здоровье и желали стойкости в судебных мытарствах. В деревне все на виду и каждый знает, кто чем живет и что у него за душой.

Местные жители рассказали, что свое звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации» председатель получил ещё 1998 году.

Награжден Рафит Загитович и орденом Трудового Красного знамени, а также медалью «За доблестный труд». А сколько десятков грамот и благодарностей от государственных органов и общественных организаций республики, точно не сосчитает никто.

События в Бураево привлекли внимание республиканских правозащитников и прессы.

- И прокурор и судья всегда нервничали, когда на суд в райцентр приезжали журналисты, правозащитники и общественники из Уфы, - снова вспоминает опальный председатель. – А один раз судья специально сделала перерыв, чтобы прокурор смог пойти переодеться в свою форму, как того требует закон. Тогда уфимский адвокат обратила внимание суда, что из-за вольностей прокуроров с одеждой, в России были случаи отмены приговоров вышестоящей инстанцией.

Активно поддерживала все шесть лет Рафита Назмутдинова и республиканская организация КПРФ, где он до сих пор возглавляет бураевскую районную организацию.

- Рафит Загитович, очень принципиальный и порядочный человек, - рассказывает первый секретарь Башкирского рескома компартии Юнир Кутлугужин. – Мы конечно рады, что удалось не допустить осуждения этого принципиального и честного сельчанина на реальный или условный срок, но победа наша неполная и мы не остановимся, пока с него не будут сняты все обвинения.

А пока в сухом остатке оказалось, что никакого ущерба нет, потерпевших тоже нет, шестилетнее следствие и нескончаемые суды и связанные с этим большие государственные траты и усилия все ревизоров, экспертов и прокуроров завершились штрафом в 25 тысяч рублей.

Евгений КОСТИЦЫН.

"