Posted 21 июня 2009,, 19:25

Published 21 июня 2009,, 19:25

Modified 10 ноября 2022,, 19:00

Updated 10 ноября 2022,, 19:00

Сергей Лаврентьев: «Верхушка единороссов - компания карьеристов и приспособленцев»

21 июня 2009, 19:25
Советник при президенте РБ по развитию гражданского общества Сергей Лаврентьев – профессиональный политолог. Он отлично разбирается в подводных политических течениях, и не раз давал объективную оценку многим значимым событиям. В частности, в сентябре прошлого года Сергей Николаевич уверенно заявил «МКС», что «никаких громких и скандальных отставок Башкирию не ожидает», в то время как записные аналитики вовсю пророчили потерю кресла президенту республики.

В день, когда «единороссы» набросились с оскорблениями и угрозами на Муртазу Рахимова, откровенно заявившего о своей озабоченности отсутствием демократии в правящей партии, мы в первую очередь набрали номер советника главы региона.

- Угрозы членов аппарата «Единой России» - наступление на свободу слова, - уверенно сказал г-н Лаврентьев. – Негативная реакция на мнение президента Башкирии — доказательство низкого уровня политического руководства партии.

По мнению советника башкирского президента Муртаза Рахимов, «наряду с критическими суждениями о сегодняшних перекосах в республиканской и федеральной политике, озвучил и видение завтрашней России».

А потому был удивлен «небывало жесткой реакцией».

- Значит, степень информационного кризиса в обществе дошла в целом до некой точки кипения, - сделал вывод.

Спустя некоторое время, когда за главу Башкортостана вступились многие известные люди, напомнив разъяренным аппаратчикам, что согласно российской Конституции каждый человек имеет право на выражение собственного суждения, агрессия партийных боссов пошла на убыль.

- Многое из того, что было опубликовано в газете, давно уже обсуждает народ у себя на кухне, кричит на стихийных митингах, - говорит Лаврентьев.

«Юрий Шевчук передал привет «последнему диссиденту» Башкирии Муртазе Рахимову»

По словам Сергея Лаврентьева, прессинг против руководителя Башкортостана затеяли недалекие бюрократы главной партии страны.

- Мне, к примеру, доподлинно известно, что после этого громкого интервью партийные функционеры опубликовали в ряде центральных изданий несколько платных материалов, подвергнувших обструкции высказывания Рахимова, - вспоминает Сергей Николаевич. - Плюс ко всему контрпропаганда шла и через Интернет. А раз так, какая у меня может быть гражданская позиция по отношению к партии, которая занимается черным пиаром? Почему бы ее лидерам не вступить в открытый диалог с автором публичной критики и далеко не рядовым членом партии, руководителем крупного российского региона?

Зато, как утверждает г-н Ларентьев, «многие люди благодарят главу региона за активную гражданскую позицию».

– Наш земляк Юрий Шевчук - позвонил при мне своему однокурснику Ильдусу Илишеву, вице-премьеру башкирского правительства. "Я-то полагал, что являюсь единственным диссидентом - уроженцем республики, - смеясь, сказал он. - Оказывается, что нет. Передавай привет Муртазе Губайдулловичу от интеллектуалов Питера, которые стоят на его позициях!" Выступая на съезде Ассамблеи народов Башкортостана, писатель Михаил Чванов рассказал его делегатам о телефонном звонке Валентина Распутина со словами благодарности от мастера российской словесности в адрес Рахимова за его гражданскую позицию.

Мнение простых россиян обнадеживает. Вот у меня на столе только часть распечаток из Интернета: пишут свои комментарии пользователи со всей страны. К примеру, из Ярославля - посмотрите. Или это - с Сахалина, кстати, члена ЛДПР. Примерно процентов восемьдесят откликов в поддержку высказываний Рахимова по поводу порочного стиля руководства "Единой России".

- А нет среди них знакомых фамилий - руководителей российских регионов, коллег Муртазы Губайдулловича?

- Уже одно то, что никто из них не высказался с осуждением, согласитесь, говорит о чем-то... Хочу привести еще одно мнение - главного редактора "Московского комсомольца" Павла Гусева. Выступая на радио "Эхо Москвы", он, в частности, сказал: Рахимов действительно смог подняться над ситуацией. И что его точка зрения была многим понятна и близка, потому получила такую широкую поддержку.

- Почему на столь запретную тему осмелился высказаться Рахимов, а не, скажем, Шаймиев, Россель или другой авторитетный руководитель региона?

- Автор интервью Михаил Ростовский опубликовал материал об итогах работы тандема Медведев-Путин за первый год правления. В статье, среди прочих пассажей, прошелся по Башкирии, обвинив руководство республики в разжигании "оголтелого национализма". Мы связались с ним, поинтересовались наличием фактов в столь сильном обвинении. Они, как и предполагали, были у него по большей части гиперболизированными и надуманными. Предложили приехать Ростовскому в республику, убедиться на деле, есть ли у нас этот самый "оголтелый национализм". Позже, в ходе знакомства с регионом, журналист решил провести с нашим президентом интервью по собственному усмотрению. Так и появилась эта публикация. А что касается того, почему именно Рахимов решился высказаться на эту тему? Не знаю, это - его решение. Могу лишь предполагать: в высказываниях, повторюсь, звучит все то, о чем он не раз говорил другим. Видимо, накипело... С другой стороны, многие журналисты, которым довелось пообщаться с Муртазой Губайдулловичем, знают: он от острых тем никогда не уклоняется. И что немаловажно: несмотря на жесткую критику своих высказываний со стороны федеральных СМИ, и сегодня не жалеет о сказанном, считает, что сделал все правильно.

- И как, на ваш взгляд, будут развиваться события дальше? Предпримет ли какие-нибудь действия "Единая Россия"? Скажем, исключит из своих рядов сановного критика...

- Не думаю, что дело дойдет до этого. Не глупы же они настолько. Сейчас уже шумиха пошла на спад. А там и вовсе, полагаю, забудется. И все пойдет своим чередом.

«Электрорат интенсивно оболванивают»

- Свою точку зрения на события, происходящие в современном российском партстроительстве, Муртаза Губайдуллович озвучивал и раньше, - уверяет Сергей Николаевич. - И не только в беседах с представителями СМИ, коридорах власти, но и на совещаниях Приволжского федерального округа, заседаниях Госсовета, встречах с населением республики.

- Чем же тогда был обусловлен гнев партийных аппаратчиков?

- Не секрет, что федеральные каналы и газеты контролируются в подаче подробностей из жизни «единороссов». А тут, нате вам, обобщенная картина о непростой ситуации, сложившейся в верхах партии власти. К тому же с принципиальной критикой высказался один из партийных патриархов - руководитель крупного российского региона. Естественно, что столь откровенная оценка, сделанная к тому же публично, вывела из себя функционеров «Единой России» в Москве. Такого отношения к правдолюбцам не было даже во времена КПСС!

По словам Сергея Лаврентьева, если у «Единой России», как у главной партии страны и есть сходство с КПСС, то только «структурной схожестью и бытовыми удобствами».

- А вот по части роли и значимости нынешней партии власти в жизни общества она, на мой взгляд, дутая величина, - говорит Сергей Николаевич. - Ее верхушка, во-первых, является не объединением единомышленников, соратников по лучшему мироустройству россиян, а компанией карьеристов и приспособленцев. Которая, к тому же, плодит в своей правящей верхушке матерых чиновников и бюрократов, далеких от народа, своих избирателей. Электората, одним словом, участь которого одна - интенсивно оболваниваваться в очередной предвыборный период.

- Не опасаетесь столь резко высказываться?

- Я политолог, профессионально занимаюсь своим делом. И почти наверняка могу предположить, что при подобном отношении к своей роли в общественной жизни страны партия власти долго не протянет. Именно об этом и предостерегал Рахимов "Единую Россию" в своем интервью. Нельзя, по его мнению, существовать лишь на одном административном ресурсе: такая иждивенческая позиция в определенный момент начнет работать против партии. Между прочим, складывающаяся в стране ситуация, на мой взгляд, уже прогнозирует подобный исход для "единороссов". Давайте вспомним башкирскую пословицу: "Ты - мулла, я - мулла, а кто коню сена задаст?" Так вот: у партийного руководства "Единой России" нет на сегодняшний день людей, кто готов по- честному, добросовестно работать с электоратом. Считаю, что нужно идти в народ, общаться с ним, слушать и слышать его, вникать в проблемы и чаяния простых людей. У Муртазы Губайдулловича, кстати, уже давно заведено так: он много ездит по республике, встречается с населением, в разговорах не уходит даже от острых тем. В результате таких неформальных встреч идет определенное сканирование проблем, которые возникают время от времени в общественной жизни, сознании людей, их настроениях. А где бывают наши партийные лидеры, руководители депутатских фракций, представляющие в Госдуме "Единую Россию"? Кто их видел, кого они выслушали, чем помогли? Они мелькают лишь на московских тусовках, в заграничных поездках да на редких, ритуально организованных мероприятиях...

«Рахимов никогда не говорил, что изучение башкирского должно быть принудительным»

- В своем выступлении на съезде Ассамблеи народов Башкортостана Рахимов заявил, что время «старых схем» в национальной политике прошло…

- Он имел в виду, что уже не первый год делается, к примеру, в республике: быть в постоянном диалоге с национальными движениями, общественными организациями, культурными центрами. С главой республики, кстати, согласился и председатель Ассамблеи народов России Рамазан Абдулатипов, принявший участие в уфимском форуме. Он тоже акцентировал внимание делегатов на необходимости конструктивного общения не с отдельными националистами, а с легитимно избранными представителями разных народностей, представляющими общественные запросы. И что не надо бояться самобытности той или иной нации, а всемерно стараться их поддерживать.

А у нас в Башкирии такие движения и культурные центры созданы и активно действуют уже лет пятнадцать-двадцать. И в общении с ними нет элемента стихийности запросов и потребностей. Данные структуры, считаю, выстраивают вербально оформленные требования к властям, получая в ответ все в соответствии с правами и своим статусом.

Давайте вспомним, к примеру, 90-е годы. Тогда представители народностей Башкирии требовали каждый в отдельности создание национальной прессы, свои театры, обучение на родных языках... И что же? Все это сегодня в республике есть, вопросы практически решены полностью. Мало того, в каких-то пунктах даже идем с опережением разумного. Скажем, преподавателей татарского языка у нас даже больше, чем в самом Татарстане. Или такой нонсенс: удмурты, расселившиеся в Татышлинском районе республики, свой родной язык знают лучше, чем те, кто проживает на их исторической родине. Данный факт признали даже в Удмуртии, откуда к нам приезжают перенимать опыт по основам преподавания и развития этнокультуры. А "башкирские" марийцы здесь себя чувствуют, по их признанию, намного лучше, чем их единоверцы в Марий-Эл.

Понятно, что подобного результата достичь в одночасье невозможно. В Башкирии это удалось сделать за долгие годы сознательно проводимой руководством республики политики консолидации многонационального населения. А что еще надо для достижения идеальных норм социального самочувствия?

- Глава республики на съезде народов Башкортостана заявил и о том, что намерен «последовательно отстаивать федерализм и категорически отвергать любые попытки реанимации имперских, унитаристских подходов». А если сам федерализм обе стороны будут трактовать по-разному?

- А не надо понимать термин "федерализм" как-то иначе, чем это сказано в Конституции России. Сам Муртаза Губайдуллович постоянно всех сомневающихся отсылает к духу и букве Основного закона страны, в которой мы все живем. Там, говорит он, вся суть и глубина задач - читайте, изучайте и действуйте! Предположим, сегодняшняя политика назначения в регионы Кремлем высокопоставленных чиновников со стороны - нарушение, по мнению нашего Президента, пункта Конституции о необходимости согласования кандидатур с местными властями. Кстати, в целом, выступление Муртазы Губайдулловича на съезде Ассамблеи народов Башкортостана было на редкость запоминающимся. Лично я такого еще не видел: раз двадцать его речь прерывалась бурными аплодисментами. И это не клакеры какие-то организованные изображали, а весь зал, в едином порыве, подтверждал согласие со словами Рахимова, которые звучали в тот день с трибуны форума. Я считаю, что это был прорыв в определении дальнейшей судьбы республики. Определены цели, пути достижения намеченных ориентиров. И это, полагаю, главное: мы точно знаем, в каком направлении нам двигаться.

- Довелось услышать заверение, что региональный компонент в образовательном процессе будет восстановлен уже этой осенью.

- Да, это, скорее всего, случится так. Ситуация, полагаю, вот в чем: образование в регионах финансируется из местного бюджета. И поэтому, наверное, на местах лучше знают, куда вкладывать средства. Без ущерба, естественно, для преподавания федеральных образовательных стандартов. Скажем, в изучение родных языков...

- И тут мы подошли к одному из болезненных для населения Башкирии вопросов: формы преподавания, к примеру, башкирского языка детям некоренной национальности. Почему бы не придать предмету статус факультатива - по принципу добровольности. Ведь сколько бы этим местные власти себе лишних баллов заработали...

- А у нас Рахимов никогда не говорил, что изучение башкирского языка является принудительным предметом в школе. Он сам не раз подчеркивал, что все зависит от желания родителей и самого ребенка. Хотя лично я считаю, что лишние знания никому еще не мешали...

- Почему же правильные слова президента о добровольности изучения башкирского языка никак не воплотятся в циркулярную строку инструкции для Министерства образования республики?

- Думаю, что это будет сделано, и сделано очень скоро. Тем более что Рахимов еще раз отметил в наделавшем много шума интервью, факт, что он против принудительного обучения детей национальным языкам.

- В Интернете промелькнуло сообщение: в знак протеста против прессинга Рахимова рядовые партийцы из Зауралья заявили о своем решении массово выйти из рядов "Единой России". А если такая инициатива вдруг получит поддержку в других первичках республики? И тогда Башкирию Москва обвинит в начале развала партии власти в масштабе региона, потом, не дай Бог, и всей страны...

- До этого дело, думаю, не дойдет - развал "Единой России" если и начнется, то не с Башкирии. Мы уже переговорили с зауральцами. Объяснили, что верхушка "единороссов" и рядовые члены - понятия разные. И что Рахимов критиковал стиль и методы руководства партией, а не саму структуру. Похоже, что убедили. И сделали правильно: партия большинства в России должна быть. Другое дело, какой: истинно народной или с раздувшимся олигархически-чиновничьим аппаратом.

Азамат САИТОВ, с сокращениями "Транспортная газета".

От автора:

В беседе с советником президента РБ я не затронул малозначительный, на первый взгляд, эпизод, произошедший на Ассамблее народов Башкортостана. Позже пожалел: деталь эта, на мой взгляд, имела знаковый смысл.

Так вот: в своем выступлении председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин в какой-то момент неожиданно перешел на татарский язык и произнес (цитирую дословно) следующую фразу: "Если мы будем вместе, нам ничто не страшно..." И как ни в чем не бывало продолжил дальше свое выступление уже на русском языке.

Что это было? Эмоциональный срыв или заранее продуманный пассаж? Одно бесспорно: руководители двух крупнейших национальных республик - Татарстана и Башкортостана, которые в свое время "ельцинским парадом суверенитетов" заложили, по мнению тогдашнего премьера Виктора Черномырдина, основы федерального устройства нынешней России, сохранив тем самым страну от развала, нынешними же высказываниями на уфимском народном форуме намекнули на единство взглядов по некоторым вопросам.

По крайней мере, такой вывод не исключается...

"