Posted 21 апреля 2009,, 19:30

Published 21 апреля 2009,, 19:30

Modified 10 ноября 2022,, 19:01

Updated 10 ноября 2022,, 19:01

Хищническую политику кредитных учреждений пресекли прокуроры

21 апреля 2009, 19:30
Прокуратура Башкирии взялась защищать жителей республики от хищнической политики кредитных учреждений. Оказывается, банкиры, в погоне за прибылью, стараются поставить заемщиков в невыносимые условия, заставляя их платить проценты по кредитам, даже когда клиент готов погасить долг целиком. Финансисты стараются оградить себя и от судебных разбирательств, вписывая в договоры пункты о том, что иски не могут рассматриваться в обычных судах.

Ревизоры в погонах, проведя проверку в башкирских банках, выяснили, что финансовые работники чаще всего нарушают права потребителей. Например, в типовые кредитные договоры включаются условия, ущемляющие права заемщиков. Так, в филиалах банков «УралСиб» и «Социнвест», расположенных в Мелеузе, в кредитные договоры вносился пункт о досрочном расторжении, где заемщика ограничивали сроком в семь дней и минимальной суммой, при выплате которой возможно разорвать контакт до оговоренного срока. Подобные вольности позволяли себе и расположенные в Уфе банки «КредитЕвропа» и «АФ». Для чего банкирам нужна подобные условия понятно – их задача наживаться на процентах, и чем дольше клиент связан с банком договором, тем большую сумму заработает финансовое учреждение. В случае, если вдруг заемщик решит рассчитаться досрочно, банк потеряет часть возможной прибыли и потому такому клиенту ставят палки в колеса. Между тем, в законе «О защите прав потребителей» четко сказано: если стоимость услуг оплачена, то человек вправе отказаться от договорных отношений в любое время. Руководителям сразу нескольких крупных банков надзорные ведомства внесли представления, требующие немедленно устранить нарушения в сфере работы с клиентами.

Кроме того, хитрые банкиры вносят в договоры невыполнимые для многих потребителей условия. Так, «Промтрансбанк» писал во всех документах, что все споры между банком и клиентом должны рассматриваться только в Уральском третейском суде, расположенном в Екатеринбурге, просто ограничив права заемщиков на справедливое разбирательство в любом другом храме Фемиды. А «Русь-банк» и «Русский стандарт» требовали от своих клиентов обращаться в суд только по месту представительства финансового учреждения в Москве или Санкт-Петербурге. И эта уловка финансистов тоже понятна – не каждый клиент сможет позволить себе дорогостоящие разбирательства в другом городе.

«Промтрансбанк» попался ревизорам в погонах на недобросовестной рекламе. Здесь привлекали вкладчиков объявлениями в газетах о выдаче наличных денег, при этом, никак не объясняя, при каких условиях потребитель может получить эти средства.

После прокурорской проверки в башкирские банки направлено 49 представлений, предостережено восемь должностных лиц и возбуждено семь административных дел. Кроме того, представление о недопустимости нарушений прав потребителя получил и Нацбанк РБ, а управлению Роспостребнадзора и башкирскому отделению антимонопольной службы предложено взять под более пристальный контроль банковскую деятельность республики.

Владимир БАШКИРОВ.

"