Posted 20 апреля 2008,, 20:28

Published 20 апреля 2008,, 20:28

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Художник Севастьянов превратил очередную выставку в оккультную оргию

20 апреля 2008, 20:28
В галерее «Аймак» в столице Башкирии открылась персональная выставка известного уфимского художника-акциониста Евгения Севастьянова. Артистической публике хорошо известна склонность скандального живописца к эпатажу и способность выдумывать самые шокирующие художественные представления - перформансы. Художник не обманул ожиданий самых преданных поклонников и на этот раз.

Веселые картинки

Вынеся в название выставки номер своего сотового телефона, автор представил двадцать портретов, изобразив людей своего круга, в основном, занимающихся творчеством. Среди его героев талантливые коллеги-живописцы Расих Ахметвалиев, Василь Ханнанов, Алексей Королевский, Тимофей Дорофеев, Амир Мазитов, Раис Гаитов, Олег Шишкин, Мирас Давлетбаев, Айрат Терегулов, фотохудожники Николай Марочкин и Вадим Надршин, журналист Альфия Нафикова и дизайнер Игорь Налепин. Яркие необычные портреты уфимской культурной элиты, в которых нет ни грамма лести, многим могли прийтись не по вкусу. В широкой гамме человеческих качеств художник нашел главную черту характера и, многократно ее усилив, вывел на холст. От этого некоторые портреты стали похожи на шаржи – настолько явно читается в них то, что многие предпочли бы спрятать от окружающих. Определенная тональность, которую художник придал лицам современников, тоже сыграла на раскрытие их образов – так безграничная печаль стала фиолетовой, хитрость пронзительно оранжевой, а одиночество беспросветно зеленым. Однако, как бы хороши не были работы художника, отнюдь не каждая уфимская выставка живописи соберет такое рекордное число посетителей.

Раскрепощение сознания

Последние несколько лет каждая персональная выставка художника-модерниста сопровождается яркими перформансами, лишь отдаленно связанными с представленной зрителю живописью. Многих это сбивает с толку: элементы шоу традиционно считаются пиар-ходом, недостойным для настоящего художника. Однако, если это верно в отношении человека бесталанного, то здесь ситуация иная: этот молодой художник именно настоящий – и в картинах, и в жизни, и в своих художественных акциях-буффонадах. Тяга к лицедейству – это настолько неотъемлемая часть его натуры, что не допускает ни одной фальшивой ноты в угоду известности. К тому же такая форма самовыражения гораздо понятнее современному зрителю – искусство становится занятием не только для избранных, но и для тех, кто способен сделать его доступным для любого человека. Словом, такие перформансы – это тоже искусство, только немного другое. Художник хочет передать нам какую-то мысль, только не красками по холсту, а в виде некоего действа. Еще круче, если в это действо вовлечь и зрителей. Евгению это неизменно удается – посетители его выставок «Обморок», «Живая над мертвыми», «Ночные люпации», «Без дна» разделяли вместе с художником радость творчества, участвуя в экзотических танцах, подставляя свои лица под кисть, раскрепощая тем самым свое сознание.

За несколько лет своего заметного присутствия в художественной жизни города Евгений Севастьянов прослыл художником модным и концептуальным. Чего стоило одно только шествие «сумасшедших» в белых смирительных рубашках по всей улице Ленина в сентябре 2005 года. Таким способом художник привлек внимание простых прохожих к своей выставке «Без дна» в Гостином дворе. Творческие люди, участвовавшие в этой художнической акции, которых и так часто выносят за границы мира разумного, приоткрыли границы обыденной жизни для каждого уфимца, загруженного бытовыми проблемами. И акция удалась. Прохожие шли на звон колокольчиков и беспричинный смех группы «сумасшедших» как заколдованные...

Безликий лицедей

Евгений Севастьянов считает себя наскальным художником, потому что его, как и первых творцов, рисовавших на стенах пещер, никто не учил – достаточно было трех лет занятий в изостудии городского ДДТ имени Комарова и работы натурщиком. А затем – каждый год по несколько персональных выставок, не считая участия в региональных и всероссийских молодежных. Поэтому его искусство, находящееся на грани игры, свободно от навязанных академиями правил.

- Живопись надо слушать, как музыку, потому что смысл ее не на Земле, - говорит Севастьянов.

Экспозиция и на этот раз открылась обычным для художника представлением – перформансом, который получил название «Тайная вечеря». Детям и беременным женщинам лучше было ограничиться верхним залом галереи, где тихо-мирно висели картины и чинно расхаживала публика. В нижней же комнате, задрапированной черными тканями, в символической форме раскрывалась суть выставки: обнаженные женские и мужские фигуры, на лица которых перенесены черты самого художника, окружали Евгения, который словно бы лишился своего собственного лица, замотанного бинтом.

«Безликий» художник сам встречал каждого гостя, персонально раздевая всех пришедших перед специально установленными зеркалами. Камерное шоу проходило под депрессивную музыку исландской этнической дивы Бьорк, которая полностью соответствовала духу завораживающего действа. Откровенно говоря, со стороны это очень смахивало на черную мессу – горящие факелы (пусть и электрические), обнаженные тела, в центре - помост, словно для заклания жертвы. Но ничего дьявольского так и не произошло – поколдовав над зрителями-добровольцами, художник отпустил всех целыми и невредимыми. Только на память об этой встрече с таинством у каждого остался номер сотового телефона художника, фигурирующий в названии выставки. Как напоминание о том, что запредельное совсем близко, стоит только протянуть руку и набрать номер.

Продолжительный перерыв в выставочной деятельности позволил Евгению Севастьянову не только в очередной раз полностью сменить манеру письма, но и повернуться в сторону более традиционной, «живописной» живописи. Оставаясь, тем не менее, в рамках модернизма. Сняв точный отпечаток с душ своих героев, он превратил их в игру своего воображения.

Кристина АБРАМИЧЕВА.

"