Posted 20 марта 2012,, 20:25

Published 20 марта 2012,, 20:25

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

Банк торгует личной информацией вкладчиков?

20 марта 2012, 20:25
Уфимец Александр Симаков плохо спит по ночам – как только большая стрелка часов останавливается на цифре три, на его телефон следуют смс-сообщения с приглашением отведать утку по-пекински в кисло-сладком соусе в ресторане «Индокитай», что располагается в Уфе на Коммунистической улице. Назойливые приглашения следуют и в пять часов утра. Поскольку ресторан новый и с клиентурой у него, возможно, пока не густо, он, похоже и избрал такой агрессивный и «нестандартный» рекламный ход, как ночную рассылку sms.

Попытка выяснить у администратора, откуда рестораторам стали известны персональные данные, ни к чему не привели. Под вывеской этого заведения работают несколько юридических лиц, и кто из них не дает семейству Симаковых спать по ночам, узнать оказалось невозможным. Пришлось пригрозить написать заявление в прокуратуру из-за вмешательства в частную жизнь. И только после этого «индокитайцы» перестали мешать гражданину. Сам Александр Симаков уверен, что его личные данные продал рекламщикам… банк, где он оформлял депозитный договор.

Осенью прошлого года уфимец обратился в офис крупного российского банка, что на улице Заки Валиди, чтобы положить деньги на депозит. Его удивило, что предварительным условием заключения договора стала дача согласия вкладчика на обработку его персональных данных, в том числе, в маркетинговых и рекламных целях. Без подписи такой бумаги сотрудники наотрез отказывались заключать депозитное соглашение. Мужчина документ подписал, но обратился с письменным запросом к председателю правления банка с просьбой разъяснить причины этой нескромной просьбы, не имеющей никакого отношения к вкладу.

В финансовом учреждении запрос проигнорировали и вкладчик, прождав полтора месяца, обратился в Центральный банк России и территориальное управление Роскомнадзора, поскольку ни в одном нормативном документе коммерческому банку не дано право принуждать своих вкладчиков выдавать личную информацию.

- Я не исключаю того, что это делается для целей возможной перепродажи персональных данных, - говорит Александр. - Кстати в депозитном договоре о таком предварительном условии нет ни слова.

Нацбанк республики, куда была перенаправлена жалоба, не усмотрел явных нарушений в деятельности кредитного учреждения, а доказывать принуждение со стороны банкиров предложили самому вкладчику и порекомендовали обратиться в правоохранительные органы.

В управлении Роскомнадзора по РБ все-таки нашли нарушения в деятельности странного банка. Правда, только в непредставлении в полном объеме сведений, которые предусмотрены законодательством о персональных данных и направили материалы проверки в прокуратуру. Возможно, теперь банкиры будут работать аккуратней. По крайней мере, не будут столь бесцеремонны со своими клиентами.

Синхронно с этой перепиской на мобильный телефон гражданина стали вдруг регулярно слать смски бары, кафе и рестораны. Александр обратился к своему сотовому оператору, но тот рассылкой не занимался. Ночные смс-сообщения Александр у себя в телефоне сохранил, вдруг кто из правоохранителей заинтересуется вмешательством в его личную жизнь. Ведь его случай не единственный, когда агрессивные рекламщики отравляют жизнь простым людям. Мы уже рассказывали об уфимской семье, ставшей жертвой другого кредитного учреждения, засыпавшего родственников навязчивыми предложениями взять денег в долг. И точный адрес, телефоны, фамилия, имя и отчество – всё откуда то стало известно банкирам. Неоднократные обращения в «Роскомнадзор» России остались без ответа. Бизнесмены умело заметали следы, а надзорный орган не смог или не захотел привлечь их к ответственности.

В России действует закон, защищающий персональные данные граждан, а значит и их личную жизнь. Есть надзорные органы с широкими правами, и даже предусмотрена административная ответственность за нарушения в этой сфере, но на практике обычный гражданин по-прежнему бесправен.

Евгений КОСТИЦЫН.

"