Posted 21 марта 2006,, 18:41

Published 21 марта 2006,, 18:41

Modified 10 ноября 2022,, 19:10

Updated 10 ноября 2022,, 19:10

Комсомолка и просто преступница

21 марта 2006, 18:41
Первые годы советской власти окрашены в кровавые цвета. Однако вопреки многочисленным разоблачителям от ХХ съезда, где подвергли обструкции культ личности Сталина, до сегодняшних телесериалов, рисующих жестокие нравы строителей социализма, было в минувшем и забавное. Как вам, например, такой перл: "В заметке от 12 марта "Пьяницу гнать с завода" вкралась опечатка. Следует гнать не Клютина Ивана, а Милютина Ивана и Сафронова Порфирия вместо Софронова Романа" (Газета "Белорецкий рабочий" 14 марта 1930 г.).
Если поднимать пыльные архивы, могут обнаружиться и вовсе противоречащие общепринятым представлениям вещи. Например, преступников в тюрьмах звали товарищами, а простить и взять на поруки заматерелого грабителя мог любой трудовой коллектив, вопреки законам УК, которые сегодня мы, несмотря на отсутствие диктатуры, неукоснительно исполняем.27 марта Международный день театра, и нам показалось интересным рассказать о театре минувших дней, чьи постановки шли… за решеткой.БЦИД — это отнюдь не БЦИК или Башкирский ЦИК, вторая аббревиатура — это высший исполнительный орган советской власти в БАССР, а первая — Башкирский центральный исправительный дом, в просторечии как до революции, так и ныне именуемый тюрьмой. В двадцатые годы двадцатого века, когда здание в Уфе на углу улиц Аксакова и Достоевского некоторое время не именовалось тюрьмой, там и порядки были иные. Например, кроме газеты-многотиражки выпускался тиражом 100 экземпляров рукописный литературный журнал со стихами и рассказами. Вышли по меньшей мере восемь номеров. Заключенные именовались "товарищами", и товарищ Федотов читал сокамерникам лекции о международном положении. "Бюллетень Башкирского ЦИК, СНК и НКВД БАССР" в 1924 году напоминал о том, что "Культурно-просветительная работа в исправительных учреждениях является основой всего пенитенциарного дела", и поэтому руководители учреждений должны в своих отчетах указывать "устраивались ли общеобразовательные развлечения (спектакли, концерты), какие пьесы ставились, каких авторов, участие в них заключенных. Ставились ли платные спектакли для вольной публики".Некто, спрятавшийся за буквой Л, поместил в тюремной газете (не рукописной, а отпечатанной в типографии) рецензию на спектакль "Поздняя любовь", поставленный в театре "для других закрытом", с ностальгическими воспоминаниями: "Небольшой чистенький зрительный зал Башцентрисправдома. Достаточно светло в антрактах. За роялем тапер, флажки и щиты — плакаты с лозунгами. Звуки рояля переносят в недавнее прошлое, в Москву, в московские театры, в обстановку, в которой, быть может, не придется уж больше бывать! Но вот погасло электричество, смолк и рояль. Через минуту раздвинулся занавес. И что это? Островский. "Поздняя любовь"! А я и не поглядел в афишу, что будет поставлено! Бледно, серо. Местами совсем неумело. Трудно отрешиться от совсем еще недавних впечатлений игры московских актеров! Но в публике оживление, напряженное внимание, одобрительный смех. Под впечатлением общего настроения смотрю и я, и чем дальше, тем охотнее, внимательнее. На сцене Дормидоша. Немножко карикатурен, что называется, впадает в шарж, но ничего! Не дурна и мать его. Но вот стряпчий — Герасим Порфирьевич, Варвара Капитоновна. Неужели здесь, в Уфе? Да ведь я же их видел в Москве и 20 лет тому назад и совсем еще недавно — в прошлом году! Эта нарядная молодая вдовушка — купчиха! Да как прошли в тюрьму такие костюмы: нарядная лисья шубка, шикарное черное платье, браслеты, кольца? А откуда же у ней такие непринужденные манеры совсем заправской игры? Право, совсем, совсем недурно! А Герасим Порфирьевич — этот адвокат, по-тогдашнему, стряпчий, этот неудачник-труженик, старик-идеалист! Как почти натурально, как хорошо ведет свою роль! Спасибо вам, культурники-заключенные, и за выбор пьесы, и за разумную, старательную игру, и за умелую режиссерскую постановку. А недостатки? Недостатков, конечно, много. Но о них не надо говорить. Мы довольны и тем, что вы дали нам хорошего в этой постановке! Примечание. Пьеса "Поздняя любовь" ставилась под режиссерством т. Самосудова. Роли были исполнены: Дормидоша — т. Анферовым, его мать — т. Трушковой, Герасим Порфирьевич — т. Самосудовым, и Лебедкина — т. Батаевой".Кроме Островского, поставленного, естественно, на русском языке, башкирская труппа из заключенных ставила спектакли по пьесам Мирхайдара Файзи, а ячейка физкультуры того же исправдома поставила двухактную спортивную пьесу "Юбилей Спартака".Силами невольных обитателей здания на Достоевской (недавней Тюремной) улице, воспылавших любовью к драматическому искусству, был произведен текущий ремонт театрального помещения и была начата подготовка к капитальной реконструкции:"Заканчивается ремонт нашего театра. Отремонтированы комнаты для фойе, для вешалки (в фойе помещается буфет), на сцене вывешены два новых занавеса, обновлены декорации. Все помещение заново выбелено и переделана рампа. Теперь помещение тетра имеет более уютный вид. Устранены некоторые неудобства, тем не менее театр продолжает нуждаться в капитальном ремонте в смысле увеличения площади сцены и аудитории".Но времена меняются, труд осужденных начал вливаться в экономику советской республики. Газета "Воспитатель", еще в 1925 году выходившая как совместная, заключенных и служащих, к 1933 году трансформировалась в газету "За качество" и стала уже органом отдела исправительных трудовых учреждений, но не для заключенных, а для "лишенных свободы". В июне газета призывала "шире развернуть борьбу за лучшее ИТУ, цех, бригаду, за лучшего ударника-производственника, за первенство по выполнению плана штурмового социалистического конкурса!" и вообще "по-большевистски работать во втором квартале", напоминала: "Ни одного лишенного свободы из трудящихся без облигации займа второй пятилетки!". Через газету "Перо", однодневное, т. е. одноразовое издание культпросвета БЦИД (не о ноже или заточке речь, а о литературном творчестве тех, кто за решеткой и замками) заключенные поздравили родных и знакомых с Новым годом:Мы здесь "преступники" зовемся,Сидим за каменной стенойИ за железною решеткойГонимы горькою судьбой!Газета "Воспитатель" оповещает читателей, из тех, кто находится на свободе, что Башцентрисправдом принимает к исполнению заказы в своих мастерских: слесарно-кузнечно-экипажной, переплетной, сапожной, портновской, столярно-плотничной, а также принимает работы по погрузке, выгрузке грузов и распиловке дров. Прачечная БЦИД выполняет стирку и химическую чистку белья и материи, мужское и дамское платье чистится без распарывания и исправления фасона. Кирпичный завод имеет в продаже красный строительный кирпич. Работы выполняются под наблюдением опытных инструкторов и цены ниже городских.Одновременно декоративной мастерской клуба имени Ивана Якутова при БЦИД принимаются заказы на декоративные и живописные работы: изготовление вывесок, плакатов и т. п.К середине тридцатых годов ужесточается режим содержания заключенных, среди них все больше становится обвиняемых по политическим статьям. Это и "троцкисты", и арестованные по "кировскому призыву", когда не только в Ленинграде, но и по всей стране проводились массовые чистки, а еще — кулаки и подкулачники, вредители производства. Для "врагов народа" в местах заключения строились уже не клубы, а карцеры. В эти (да и в последующие) годы культурно-просветительная работа велась среди малолетних правонарушителей. Конечно, среди уголовников, потому что малолетние дети "врагов народа" были ЧСИРы — члены семей изменников родины — и содержались вместе со взрослыми политическими заключенными.До войны несовершеннолетние уголовники содержались даже не в колониях, а в "трудкоммунах". В столице Башкирии таковая носила имя Погребинского, народного комиссара внутренних дел БАССР.В ноябре 1935 года русский драматический театр решил взять культурное шефство над трудкоммуной имени Погребинского, и 25 артистов отправились знакомиться с подшефными. Вот как рассказал об этом корреспондент республиканской газеты: "Во время товарищеской встречи бывшие правонарушители продемонстрировали свои достижения в области самодеятельного искусства. Выступал большой хор, духовой оркестр — 55 человек, струнный — 25 человек, исполнение отличное. Хорошо проведены и индивидуальные танцевальные и балетные номера. В заключение была показана "Кармен", опера-сатира в одном действии собственного сочинения. В ней зло высмеяны некоторые воспитанники. По заявлению главного режиссера театра А. Андреева, кружки самодеятельного искусства достигли больших успехов и превзошли все их ожидания. Театр в порядке культурного шефства принял в свой состав члена трудкоммуны Нюру Тюкляеву, показавшую незаурядное сценическое дарование. Театр обязался подготовить ее для выступления на большой сцене. В пьесе Афиногенова "Далекое", которую в настоящее время готовит театр, Нюра будет играть комсомолку Женю, дочь начальника разъезда. Союз работников искусств дал обещание прикрепить к самодеятельным кружкам коммуны артистов, художников и музыкантов для повседневного руководства их творческой работой".Через месяц та же газета вышла со статьей, озаглавленной "Первое выступление Нюры Тюкляевой. Бывшая правонарушительница — на сцене русского драматического театра": "На днях Нюра Тюкляева, воспитанница трудкоммуны имени Погребинского, выступала в "Далеком" в роли Жени. Женя — комсомолка, чья юность немыслима вне комсомола, которая вся наполнена нашей жизнерадостной энергией, несущей в жизнь новые прекрасные чувства и отношения. Ее выступление еще раз показало, что она обладает хорошими сценическими возможностями. Несмотря на крайне короткий период подготовки она сумела правильно дать этот прекрасный образ, символизирующий наше растущее поколение. Шероховатости, некоторая недоработанность роли были неизбежны, если принять во внимание, что она на большой сцене выступает первый раз. Художественный руководитель театра тов. Андреев отметил, что Нюра Тюкляева имеет хорошие данные для дальнейшего роста как актрисы, ей нужна серьезная учеба. Театр совместно с трудкоммуной им. Погребинского предполагает командировать ее в Московский театральный техникум — этим будет выполнена ее заветная мечта и она может в упорной работе стать отличной советской актрисой".Вот так, одних — практически без следствия, после кратковременного суда надолго на Колыму, другую — тоже без суда и постановления об амнистии — объявляют бывшей правонарушительницей и отправляют за казенный счет в Москву. Кстати, в премьерном спектакле роль Жени исполняла артистка М. Лебедева, Тюкляеву на сцену выпустили через недельку после премьеры. А в дальнейших спектаклях русского драматического театра и в газетных рецензиях она больше не упоминается. Может, и вправду учиться уехала. Хорошо, если действительно стала актрисой, еще лучше — если вышла замуж, взяв неизвестную нам фамилию, и стала хорошей артисткой. Но хуже некуда, если не миновали ее репрессии 1937 года — ведь работников искусства тогда отправляли не в трудкоммуны. Осталась бы она в окружении правонарушителей, не рвалась на сцену — глядишь, посчастливее сложилась бы судьба. Но это, впрочем, домыслы, хотя и основанные на реальной действительности. Фамилии артистов, игравших на сценах лагерных клубов от Воркуты до Колымы, не уместятся на газетной полосе, среди них были и лауреаты, и орденоносцы, и недавние народные или заслуженные. Государственные театры в Норильске и Магадане были значительно слабее лагерных, настоящие профессиональные артисты были по ту сторону колючей проволоки.Юрий ЕРОФЕЕВ.
"