Posted 19 ноября 2006,, 21:39

Published 19 ноября 2006,, 21:39

Modified 10 ноября 2022,, 19:07

Updated 10 ноября 2022,, 19:07

Заряженный молнией. Простой техник принялся украшать мир

19 ноября 2006, 21:39
В Затонском поселке все знают дом Мухарямова, иначе как «замком» его не называя. Однако мало кто догадывается, что хозяин роскошного жилища никакой не олигарх, а обычный техник по ремонту кассовых аппаратов, который вкладывал в строительство своего «замка» не деньги, а душу. И самое главное, сумел преодолеть тяжелый недуг, лично выпиливая каждое украшение своего терема. Подвижному общительному человеку не дашь 60 лет, также никто не заподозрит, что мужчина пережил серьезную болезнь. Риф Амирович не терпит слова «инвалид», да и дядей себя не разрешает называть никому. На вопрос, почему носит берет, отвечает с улыбкой:- Не люблю шаблонности и обыденности. Да и жизнь моя тоже далека от «нормальности».Первый раз его назвали «ненормальным», когда водитель привез доски для строительства дома. Шофер, помогая выбраться из кабины еле передвигающемуся заказчику, недоуменно воскликнул:- Ты ненормальный! - Был бы ненормальным, не стал бы строить дом, - спокойно ответил Мухарямов.

Мечта о сказке

Дом – давняя мечта. Когда Мухарямов в 1965 году служил в Венгрии в ограниченном контингенте советских войск, оказался на экскурсии в городке Секешфехервар, где производят «Икарусы». Юношеское сердце поразил «Замок любви», возведенный одним из местных жителей для обожаемой жены. Строительство продолжалось 40 лет. 40 строителей, таких же энтузиастов, как сам хозяин трудились на возведении этого произведения архитектурного искусства, не получая зарплату, только еду и кров. Когда строительство близилось к концу, мужчина велел изготовить 40 скульптур с каждого из бессребреников и поместить их на крышу замка. Мраморные копии себя и своей супруги, изображающие греческих богов любви, архитектор поставил в центре здания. Когда Риф был на экскурсии, дама, в честь которой возвели архитектурное сооружение, была жива и показывала посетителям свое изваяние. В конце 50-х дом бомбили, но замок чудом остался целым, «украсившись» двумя неразорвавшимися обезвреженными снарядами.

- Бог спас дом во время бомбежки, потому что человек вложил в строительство душу. Я был бы счастлив, стать его сорок первым зодчим, - мечтательно говорит Риф Амирович. – В должны быть люди, которые украшают мир.

Годы пролетели в семейных заботах, но давняя мечта не давала покоя. 17 лет назад на стол начальника объединенных автовокзалов Гаврилы Крышко лег проект мини-замка, который Риф собирался возвести в память о венгерском прототипе. Гаврила Яковлевич был таким руководителем, что вникал в проблемы и заботы каждого подчиненного, поэтому всерьез воспринял идею строительства сказочного дома и предложил безвозмездную ссуду в размере 5000 рублей. С просьбой выделить участок под дом пошел вместе с Рифом к тогдашнему мэру Михаилу Зайцеву. Строитель объездил со своим начальником предложенные земли и остановил выбор на Затонском поселке.

- В честь моей родины, - объяснил Риф. – Будут мимо проезжать земляки, пусть полюбуются.

Купил строительных материалов, расчертил проект, но... Для строителя-сказочника началось кармическое испытание. Отказали ноги и руки. Мужчина с трудом передвигался, не мог ни стоять, ни сидеть. Медики старались вернуть больного к прежней жизни, особую благодарность Риф и по сей день испытывает к врачу 13-й больницы Татьяне Васильевне Пугачевой, ухаживавшей за ним как за ребенком. И все-таки Мухарямову предложили инвалидность. Техник умолял подождать, надеясь, что когда-нибудь все-таки встанет на ноги.

- Было стыдно перед Гаврилой Яковлевичем, ведь он поверил мне, дал ссуду. Поэтому боролся из последних сил, - объясняет он.

Разряд на всю жизнь

Как уверяют врачи, ревматоидный артрит, сваливший Мухарямова – последствия поражения в юности… шаровой молнией. Электрический разряд «отметил» Рифа во время службы в той же Венгрии. Солдата срочно вызвали на передвижной воинский пункт связи, когда началась гроза, и небо взорвалось электрическими всполохами. Не успел Риф закончить рапорт, как через трубку в его руке вылетел огненный шар, раздался треск и рядовой увидел приближающийся черный круг, который поглотил его целиком. В мгновение ока промелькнула как кино вся жизнь, дальше наступила чернота.

Потом стало жарко, Риф увидел врача, который делал ему искусственное дыхание. Слабость была такая, что не мог поднять век, опять уплыл в небытие и очнулся только вечером.

- Ты родился в рубашке, - сказал в госпитале седовласый профессор. – Через тебя прошло 14 тысяч вольт, а ты чудом остался жив.

Но особой радости после возвращения из клинической смерти Риф не чувствовал: говорить не мог, лежал пластом круглые сутки и мучился головными болями. Случившееся военные начальники расценили как ЧП, командира батальона, не сумевшего предотвратить несчастье, отправили обратно в Союз, а самому Мухарямову запретили говорить об этом инциденте. Рифу предложили комиссоваться, но молодой человек в сердцах воскликнул: «Я восстановлюсь, еще докажу всем вам!» Опираясь на статьи из журналов о культуризме, которые переводили вольнонаемные друзья-мадьяры, Мухарямов оборудовал этот зал, разработал комплекс упражнений, и болезнь начала отступать. Прекратились головные боли, исчез шум в ушах, а тело стало таким же сильным, как и прежде. Если после болезни солдат не мог поднять даже трехкилограммовой гири, то теперь приседал по 10 раз со штангой на плечах весом в 150 килограмм.

- Ты, наверное, Мухарямов, собираешься людей пугать у себя в Башкирии, – шутили его товарищи, глядя на перекатывающиеся бугры мышц.

Но молния догнала солдатика спустя годы. Предупреждал же венгерский профессор: «После 45 все болезни твоими будут».

Города брал, неужели болезнь не возьму?

Испытывая новые способы лечения, Риф Амирович начал голодать, а потом обливаться холодной водой. Когда жена на зимней улице вылила на супруга первое ведро, мужчина испытал настоящий шок. Галина нагнулась за вторым ведром, а когда подняла голову, мужа уже на улице не было – не способный сделать и шага, он вдруг пулей залетел домой. Так Риф начал чувствовать свои конечности, и эту победу он с Галиной омыли радостными слезами. Но до нормальной жизни было еще далеко. Риф получил справку на ограниченный труд и, присовокупив к ней заявление об увольнении, пришел к Крышко. Гаврила Яковлевич порвал заявление, а справку убрал под стол.

- Я знаю, ты Риф сильный, мне нужны твои руки, а не бумаги. Подумай неделю.

Через несколько дней Мухарямова одела жена. Негнущиеся ноги обула в ботинки и проводила на работу. Пассажиры утреннего автобуса с участием смотрели на человека, с извиняющейся улыбкой просившего поддержать его при подъеме на ступеньки – так Риф зашел в транспорт.

Выйдя на остановке «Южный автовокзал», Мухарямов попытался перейти дорогу. Ноги перестали слушаться, когда оказался на середине дороги и загорелся уже красный свет. Машины сигналили, а человек все повторял себе: «Иди, Риф, не сдавайся», и передвигался на негнущихся ногах дальше. Новое препятствие – трамвайные пути, закусив воротник, мученик шел вперед.

Подойдя к двери, опухшей рукой вставил ключ. Через некоторое время ему удалось открыть комнату и подойти к телефону, чтобы просто сказать: «Я пришел, Гаврила Яковлевич». В ответ услышал ободряющее: «Давай, Риф, работай!» Рифу Амировичу понадобилось еще пять лет, чтобы восстановить двигательные функции. А до этого он закрывался в своей мастерской на шпингалет, чтобы воевать с кассовыми аппаратами. Ни поднять многокилограммовую тяжесть, ни нагнуться не мог, поэтому работал с помощью придуманного рычага. На доски ставил аппарат и, зацепив ремнем неисправную кассу, двигал к себе на стол, приговаривая: «Я города брал, неужели тебя не возьму». Работал как здоровый, к тому же еще подрабатывал по совместительству. В то время профессия техника по кассовым аппаратам стала востребованной, а профессионалов в городе почти не было, Мухарямова рвали на части. Лишь последние два года техник позволяет себе отдыхать во время праздников и выходных, а все 25 лет для него существовали только будни. Кстати, за четверть века на работу Мухарямова не поступило ни одной жалобы и нарекания.

Свой замок любви должен быть у каждого

Все эти годы замок любви строился и обрел почти законченный вид. Фронтон готической башни украшают львы, а по низу дома идет деревянная вязь. Риф Амирович считает, что с окончательной отделкой дома не стоит спешить – художественное произведение должно быть тщательно продумано и так же выполнено. Бросать работу техника тоже не собирается: «Куда я без работы, без людей?». С болезнью продолжает бороться до сих пор, но теперь затаившийся недуг знает – Риф несгибаемый боец, с ним шутки плохи. Риф Амирович овладел секретами народной и нетрадиционной медицины, выучил свойства лекарственных трав. Уверяет, что после удара молнией у него открылись экстрасенсорные способности. Он может угадать мысли своего собеседника, унять боль.

- Главное, разгадать код человека – и тогда пациента можно лечить, предсказывать судьбу, давать направление на будущее, - заключает Риф Амирович. - Но это большая ответственность – думать за других, потому я намеренно отказался от экстрасенсорной практики. Есть немало прекрасных способов помочь ближнему.

Риф считает себя счастливым человеком, несмотря на все испытания, которые уготовила ему жизнь. В Венгрии он стал участником исторических событий в 1968 году, когда советские войска подавляли антикоммунистический мятеж в Праге. За два часа русские взяли парламент, не обошлось без потерь. Во время осады Риф, служивший поваром, готовил еду для советского командования, котлеты и кашу а-ля Мухарямов ел и Густав Гусак. Чтобы избежать риска быть отравленным, генеральный секретарь Чехословацкой коммунистической партии предпочитал кухню советского кашевара.

Родственники обожают Мухарямова за добрый нрав.

- Озорным мальчишкой был в детстве, сколько проделок на моем счету, все до сих пор вспоминают, - улыбается Риф Амирович.

На праздновании в этом году 60-летнего юбилея родственники вспомнили даже проказу, которой почти полвека. 13-летний Риф однажды ночью сложил напротив дома своего дяди, бывшего муллы мечеть из… прессованного навоза. Наутро хохотала вся деревня, а дядя так и не узнал о виновнике этой проделки. В селе Старые Тукмаклы Кушнаренковского района до сих пор пересказывают этот случай, ставший легендой. К слову, Риф тоже не забывает своей малой родины и устраивает там каждый год деревенские праздники. На свои деньги приглашает артистов, разыгрывает конкурсы с призами и угощает односельчан в честь придуманного им фестиваля «Праздник улицы». Действительно, помогать людям можно по-разному.

Фаина ПЕРОВСКАЯ.

"